ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3286/20 от 01.07.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 01 июля 2020 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., рассмотрев в помещении Центрального районного суда г.Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голованова А. С. к участковой избирательной комиссии избирательного участка , Террриториальной избирательной комиссии Центральная Сочи о нарушении избирательных прав,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам об оспаривании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления о его включении в список участников голосования.

В судебное заседание административный истец, представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка , представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центральная Сочи по доверенности Железнов Э.А. и прокурор не явились, направили в суд письменные заявления и телефонограмму о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 3. статьи 243 КАС РФ о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

На основании изложенного суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец просит внести его в списки участников голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, к административному иску приобщена копия вышеуказанного решения избирательной комиссии.

В соответствии с ч.1 ст.239 КАС РФ, п.1 ст.75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В соответствии с главой 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление,

соблюдены ли сроки обращения в суд.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГГолованов А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка о включении его в список участников голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ.

Участковая избирательная комиссия избирательного участка по итогам рассмотрения заявления вынесла решение от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления административного истца о включении его в список голосования, поскольку место жительства административного истца не находится на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, срок на обращение в суд с данным иском Головановым А.С. не пропущен.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона (пункт 4 ст. 17 Закона N 67-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» определено ДД.ММ.ГГГГ в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – общероссийское голосование).

Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в статье 2 пункт 10 установлено, что подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия);

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

участковые избирательные комиссии.

Пунктом 15 ФКЗ- от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации утверждает порядок общероссийского голосования в трехдневный срок со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования.

Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

В пункте 1.5 Порядка определено, что общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных.

В соответствии с пунктом 2.3.5 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция), заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано участником голосования лично в пункт прием подобных заявлений, а именно:

в любую территориальную комиссию, за исключением территориальных комиссий, сформированных для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях и за пределами территории Российской Федерации, – с ДД.ММ.ГГГГ до 14.00 по местному времени ДД.ММ.ГГГГ;

в любую участковую комиссию на территории Российской Федерации, за исключением комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы для проведения голосования участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, – с ДД.ММ.ГГГГ (решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок) до 14.00 по местному времени ДД.ММ.ГГГГ;

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) – с ДД.ММ.ГГГГ до 14.00 по местному времени ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) с ДД.ММ.ГГГГ до 14.00 по московскому времени ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Инструкции участники голосования, подавшие заявления о голосовании по месту нахождения, включаются в списки участников голосования по месту нахождения на указанных в заявлениях участках для голосования.

С этой целью в КСА (комплекс средств автоматизации) территориальных комиссий на территории Российской Федерации на основании информации, содержащейся в базе обработки заявлений, для каждой нижестоящей участковой комиссии формируются дополнительные вкладные листы списка участников голосования с внесенными в них сведениями об участниках голосования, подавших заявления о голосовании по месту нахождения на соответствующем участке.

В судебном заседании установлено, что административным истцом не использованы возможности реализации своего права на включение в список участников общероссийского голосования в установленный срок, и ввиду данных обстоятельств в сформированные дополнительные вкладные листы списка участников голосования с внесенными в них сведениями об участниках голосования подавших заявления о голосовании по месту нахождения на соответствующем участке административный истец включению не подлежит.

Кроме того, пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в п. 17 ст. 17 названного Федерального закона.

К местам временного пребывания согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Административным истцом указанные требования закона не соблюдены.

Доказательства нарушения административными ответчиками избирательных прав административного истца суду вопреки требованиям статьи 59 КАС РФ суду не представлены.

Согласно части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Голованова А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, к участковой избирательной комиссии избирательного участка , Территориальной избирательной комиссии Центральная Сочи об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления о включении в список участников голосования – отказать.

Мотивированное решение составлено 01.07.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.М. Вергунова