Дело № 2а-3288/2020
УИД 91RS0024-01-2020-005171-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 9 декабря 2020 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Леоновой П.С., с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Новороссийской таможне, Новороссийскому таможенному посту (центр электронного декларирования), главному государственному таможенному инспектору отдела таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского таможенного поста ФИО5 о признании незаконным решения,
установил:
ФИО4 обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Новороссийского таможенного поста (центр электронного декларирования) о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов № б/н от 30.09.2020.
Требования мотивированы тем, что истцом с целью ввоза на территорию Российской Федерации судна, регистрируемого в Российском международном реестре судов, была подана в Новороссийский таможенный пост декларация на товары, по результатам рассмотрения которой 30.09.2020 должностным лицом было принято решение о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Считает, что указанное решение противоречит части 8 статьи 55 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если плательщик осуществляет внешнеэкономическую деятельность более одного года. Поскольку административный истец на протяжении последних 10 лет занимается внешнеэкономической деятельностью и совершил за данный период более 600 внешнеэкономических сделок, в том числе на сайте «АliЕxpress», он считает, что подлежит освобождению от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении судна, ввезенного им на территорию Российской Федерации.
Представители административного истца по доверенности ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Новороссийской таможни по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, дав пояснения, аналогичные изложенному письменно отзыву.
Административный ответчик главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского таможенного поста ФИО5 в судебное заседание не явилась, будучи извещенной надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административный ответчик Новороссийский таможенный пост (центр электронного декларирования) явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи извещенным надлежащим образом, причины неявки суду не сообщены.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО4 во исполнение контракта от 21.11.2019 № б/н, заключенного с компанией Familija\Carter D.O.O., на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществлен ввоз товара: парусная яхта BAVARIA 42 CRUISER, страна происхождения Германия, страна отправления Хорватия.
Таможенное декларирование указанного товара производилось на Новороссийском таможенном посту (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни по ДТ № 10317120/150920/0078152.
При подаче 15 сентября 2020 г. ДТ № 10317120/150920/0078152 декларантом было предоставлено пояснение относительно отсутствия необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в связи с тем, что он осуществляет внешнеэкономическую деятельность более одного года. ФИО4 предоставлены документы о приобретении товара - пищевой дробилки 13 января 2018 г. на сайте «AliЕxpress»: скриншот с торговой площадки «AliЕxpress», перевод № 591018417068. Также указано на совершение им иных сделок по приобретению товаров на торговой площадке «AliЕxpress» у иностранных лиц.
По результатам проверки документов и сведений до выпуска товара Новороссийским таможенным постом 30.09.2020 в адрес декларанта посредством автоматизированной подсистемы «Электронное предоставление сведений» направлено решение о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по ДТ № 10317120/150920/0078152 в размере 2531316,37 рублей в связи с осуществлением декларантом внешнеэкономической деятельности менее одного года (т. 1 л.д. 29).
2 октября 2020 г. ФИО4 в Новороссийский таможенный пост подано обращение об отзыве декларации в связи с отсутствием возможности оплатить затребованное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (т. 1 л.д. 28). В этот же день уполномоченным должностным лицом таможенного органа разрешен отзыв декларации № 10317120/150920/0078152 (т. 1 л.д. 27).
В соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).
В соответствии с пунктом 3 статьи 444 ТК ЕАЭС решения Евразийской экономической комиссии (далее - ЕАЭК), регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления в силу ТК ЕАЭС, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС.
Обеспечение исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов регламентируется главой 9 ТК ЕАЭС.
Согласно пункта 1 статьи 62 ТК ЕАЭС исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 58, 120 - 122, 143, 177 и 304 настоящего Кодекса, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями. Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи, когда обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 62 ТК ЕАЭС, а также в случаях указанных в части 1 статьи 55 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 8 настоящей статьи, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 969 «Об освобождений от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении судов, ввозимых в Российскую Федерацию и регистрируемых в российском международном реестре судов» определено, что за исключением случаев, указанных в части 8 статьи 55 Федерального закона, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в отношении: судов, ввозимых на территорию Российской Федерации и регистрируемых в Российском международном реестре судов (далее - реестр), - на дату подачи таможенной декларации при наличии письменного обязательства декларанта представить свидетельство о регистрации судна в реестре в течение 45 дней с указанной даты; судов, зарегистрированных в реестре, - на весь период регистрации.
При этом согласно части 8 статьи 55 Федерального закона таможенные органы принимают решение о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 3 настоящей статьи, в случае, в том числе, если плательщик осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года.
Истец, ссылаясь на отсутствие у него оснований предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении судна, ввезенного им на территорию Российской Федерации, ссылается на осуществление им внешнеэкономической деятельности более одного года.
Вместе с тем, суд не может согласиться с указанными доводами истца, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), внешнеторговые сделки являются разновидностью сделок внешнеэкономических.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2013 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
При этом, исходя из общих положений Федерального закона от 08.12.2013 N 164-ФЗ, признаком внешнеэкономической сделки является не только факт импорта товара, но и участие в такой сделке российского и иностранного лица, занимающихся внешнеторговой деятельностью.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно пункту 3 статьи 497 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Договор розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи товара, в том числе на сайте «AliЕxpress», может являться внешнеэкономической сделкой, исходя из того, является ли одна из сторон договора (продавец или покупатель) иностранным лицом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2013 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» иностранное лицо - физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.
Истец в обоснование ведения им внешнеэкономической деятельности более одного года предоставил таможенному органу документы, свидетельствующие о совершении им сделок розничной купли-продажи при дистанционном способе продаже товара с использованием торговой площадки «AliЕxpress».
При этом, данных подтверждающих, что одна из сторон договора (продавец или покупатель) является иностранным лицом в соответствии с положениями пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2013 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» представлено не было.
Декларантом не были представлены документы, подтверждающие осуществление внешнеэкономической деятельности с учетом требований части 8 статьи 55 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а скриншоты с сайта «AliЕxpress» таковыми не являются, поскольку на самом сайте указано, что «AliЕxpress» не гарантирует подлинность или точность представленной информации.
В связи с чем таможенный орган при осуществлении таможенного декларирования ввезенного административным истцом на территорию Российской Федерации судна пришел к обоснованному выводу о наличии оснований о необходимости предоставления ФИО4 обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 2531316,37 руб.
Административный ответчик действовал в порядке и способом, предусмотренным вышеуказанным законодательством Российской Федерации, в связи с чем судом не принимаются во внимание доводы представителей административного истца о том, что таможенным органом не были предприняты все необходимые действия, направленные на проверку представленных сведений и на истребование необходимой информации.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО4 не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО4 к Новороссийской таможне, Новороссийскому таможенному посту (центр электронного декларирования), главному государственному таможенному инспектору отдела таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского таможенного поста ФИО5 о признании незаконным решения о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов от 30 сентября 2020 г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 16.12.2020