ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-328/18 от 22.08.2018 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 22 августа 2018 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

с участием представителя административного истца администрации Ольхонского РМО – Матвеева В.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица помощника прокурора Ольхонского района Егорашева А.О.,

при секретаре Фартунатове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Ольхонского районного муниципального образования к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Тюриной О.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ольхонского РМО обратилась в Ольхонский районный суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Тюриной О.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указал, что 17.11.2017 года вступило в законную силу решение Ольхонского районного суда по административному делу а-252/2017, по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес> муниципального образования о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер к получению межбюджетных трансфертов для организации разработки проектно-сметной документации по строительству на территории <адрес> муниципального образования очистных сооружений для приема жидких отходов незаконным; об обязании принять меры к организации получения межбюджетных трансфертов для организации разработки проектно-сметной документации по строительству на территории <адрес> муниципального образования очистных сооружений для приема жидких отходов в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Указывает, что в рамках принятия мер к организации получения межбюджетных трансфертов и в целом исполнения решения суда, администрацией <адрес> муниципального образования предприняты меры по определению типа очистных сооружений, поскольку для эффективного использования бюджетных средств выделяемых на проектирование очистных сооружений необходимо разработать техническое задание, в котором определить каким образом будут утилизироваться нормативно-очищенные воды после систем очистки. При отсутствии в техническом задании указания на такой вид системы очистки и дальнейшей утилизации невозможно как осуществить проектирование очистных сооружений, так и получить межбюджетный трансферт на проектирование, поскольку наличие корректного технического задания, является одним из условий получения межбюджетного финансирования.

Для целей исполнения решения суда, в декабре 2017 года <адрес> муниципального образования обратилась в <адрес> для содействия в привлечении научного сообщества для определения систем очистных сооружений, соответствующих природоохранному законодательству, действующему на Байкальской природной территории и в частности в <адрес>, для последующего формирования заявки на проектирование и получение субсидии.

По инициативе администрации <адрес>, при <адрес> создан Научно-экспертный совет (Постановление <адрес>-пп от ДД.ММ.ГГГГ).

На состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ выездном совещании Научно-экспертного совета при <адрес> принято решение о возможности строительства очистных сооружений с системой сброса нормативно-очищенных вод в гидроизолированные пруды естественного испарения.

С учетом решения научно-экспертного совета, администрацией <адрес> муниципального образования проходит разработка технического задания на проектирование.

ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнения решения суда, администрацией <адрес> муниципального образования направлены обращения: в адрес Научно-экспертного совета по вопросам водоснабжения и водоотведения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес>- курирующего реализацию областной государственной программы «Развитие жилищно- коммунального хозяйства <адрес> на 2014-2018 годы» с просьбой рассмотрения вопроса о выделении финансирования проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений в м. Имел-<адрес> в виде предоставления межбюджетных трансфертов.

Указывает, что для получения межбюджетных трансфертов для исполнения решения суда необходимо, чтобы в бюджете <адрес> на 2018 год были заложены целевые средства для направления межбюджетных трансфертов бюджету <адрес> муниципального образования на проектирование в рамках Областной государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на 2014-2018 годы», с целью их дальнейшего использования на разработку проектно-сметной документации по строительству на территории <адрес> муниципального образования очистных сооружений для приема жидких отходов.

В соответствии с п. 2 Положения «О предоставлении и расходовании субсидии из областного Бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность, субсидии на реализацию мероприятий по приобретению специализированной техники для водоснабжения населения и субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности инженерной инфраструктуры, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности», утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп, исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на предоставление субсидий, является Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес>.

Одним из критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидии, в соответствии с вышеназванным Положением, является включение мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов в заявку <адрес> о перечислении субсидии на реализацию соответствующего мероприятия из федерального бюджета бюджету <адрес> в рамках соответствующих федеральных целевых программ.

Для последующего включения в заявку на получение субсидии администрацией <адрес> муниципального образования в адрес Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес> было направлено обращение (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой предусмотреть финансирование на разработку проектно-сметной документации по строительству на территории <адрес> муниципального образования очистных сооружений для приема жидких отходов, т.е. предприняты меры к исполнению решения суда вступившего в законную силу.

Считает, что предоставление субсидий, в соответствии с п.3 вышеуказанного положения, осуществляется в году, следующем за годом проведения отбора, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства на соответствующий финансовый год, возможность исполнения требования в сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, ставится в зависимость от обстоятельств, не зависящих от должника <адрес> муниципального образования, что свидетельствует об отсутствии вины.

Просит освободить от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП.

Представитель административного истца Матвеев В.И. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица помощник прокурора <адрес> Егорашев А.О. возражал против заявленных требований, поскольку оснований для их удовлетворения не имеется. Взыскание исполнительского сбора осуществлено законно, административным истцом не представлено доказательств, того, что нарушение сроков исполнения исполнительного документы вызвано чрезвычайными и другими непреодолимыми обстоятельствами.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Тюрина О.С. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Просила вынести решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Решением Ольхонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> муниципального образования возложена обязанность принять меры к организации получения межбюджетных трансфертов для организации разработки проектно-сметной документации по строительству на территории <адрес> муниципального образования очистных сооружений для приема жидких отходов.

На основании названного решения суда судебным приставом-исполнителем ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, <адрес>м возбуждено исполнительное производство в отношении администрации, должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.

Этим же судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении в семидневный срок информации о проделанной работе по решению суда.

ДД.ММ.ГГГГ в межрайонный отдел по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по <адрес> поступило на исполнение вышеуказанное исполнительное производство. Повторно вынесено требование, а также предупреждение о возможности привлечения к уголовной ответственности.

В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок, отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Ольхонского РМО взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с частью 1 которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Согласно части 3 вышеуказанной статьи, в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть, если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Об этом разъяснено в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Кроме того, в данном пункте разъяснено, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Иными словами, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Согласно пункту 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда является одним из принципов административного судопроизводства, а в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вместе с тем, таких доказательств администрацией города не представлено ни судебному приставу-исполнителю, ни суду, что исключает возможность для освобождения ее от уплаты исполнительского сбора.

Кроме того, суд учитывает, что администрация Ольхонского РМО в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения не обращалась, поскольку, в случае подачи такого заявления, представленные в рамках данного административного иска доводы, могли бы быть доводами в обоснование заявления об отсрочке исполнения решения суда.

Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска администрации Ольхонского районного муниципального образования к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Тюриной О.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Отказать.

Решение суда стороны справе обжаловать в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Л.Н. Холодова