ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-328/20 от 04.02.2021 Глушковского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-9/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Глушково 4 февраля 2021 г.

Глушковский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Сумщенко О.П.,

при секретаре судебного заседания Бумах Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России №1 по Курской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 1 по Курской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов на общую сумму 14113,07 рублей, в том числе: штраф, предусмотренный п.1 ст. 122 НК РФ в размере 6045 руб., пени в размере 8068,07 руб.

Административный иск мотивирован тем, что ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. 25.04.2019 года он лично предоставил в инспекцию на бумажном носителе налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц формы 3 –НДФЛ за 2018 год (рег. , № кор.0), в которой налогоплательщиком в Приложении 1 «Доходы от источников в РФ» отражен доход от продажи легковых автомобилей в размере 690 000,00 руб.; в Приложении «Вычет по доходам от продажи Имущества» по строке 080 указана сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанная с приобретением имущества – 690 000,00 руб., сумма по данной декларации составила 0,00 руб.

ФИО1 14.11.2019 года на бумажном носителе по почте предоставлена корректирующая налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц 3–НДФЛ за 2018 год (рег. , № кор.1), в которой налогоплательщиком в Приложении 1 «Доходы от источников в РФ» отражен доход от продажи легковых автомобилей в размере 880 000,00 руб.; в Приложении «Вычет по доходам от продажи Имущества» по строке 080 указана сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанная с приобретением имущества – 880 000,00 руб., сумма по данной декларации составила 0,00 руб.

В силу положений п.2 ст.88 НК РФ инспекцией была принята во внимание представленная уточненная (корректирующая) налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц 3–НДФЛ за 2018 год (рег. , № кор.1) от 14.11.2019 года и прекращена камеральная налоговая проверка по первичной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц 3–НДФЛ за 2018 год, рег. от 25.04.2019, которая была перенесена на уточненную (корректирующую) налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц 3 –НДФЛ за 2018 год (рег. , № кор.1) от 14.11.2019 года.

По результатам проведенной в соответствии со ст. 88 НК РФ камеральной налоговой проверки, акта от 08.08.2019 г., на основании п.1 ст. 101 НК РФ начальником МИФНС России № 1 по Курской области принято решение от 14.01.2020 об отказе в привлечении ФИО1 к ответственности за совершении налогового правонарушения. В соответствии с данным решением ФИО1 доначислен налог на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 139 100 рублей. Решением Управления ФНС по Курской области от 17.03.2020 апелляционная жалоба на решение начальника МИФНС России № 1 по Курской области № 6 от 14.01.2020 удовлетворена частично, оспариваемое решение отмено в части, из п.п. 3.1. п.3 резолютивной части решения исключена сумма НДФЛ в размере 18200 рублей.

Ввиду того, что по итогам камеральной проверки первичной налоговой декларации на доходы физических лиц за 2018 год формы 3–НДФЛ за 2018 год налогоплательщику ФИО1 начислена сумма налога, которая отражена в КРСБ (карточке расчета с бюджетом) налогоплательщика по КБК , ОКТМО 3860415 в размере 120900,00 рублей, в корректирующей (уточненной) налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3–НДФЛ за 2018 год, налоговым органом принято решение сумму налога оставить без изменения, начислить штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ и исчислить пени от суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2018 год.

19.05.2020 инспекцией было принято решение №216 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения и ему назначен штраф, предусмотренный п.1 ст.122 НК РФ, с учетом смягчающих обстоятельств в размере 6045 руб. и доначислены пени в размере 8068,07 руб.

На основании вынесенных решений № 6 об отказе в привлечении ФИО1 к административной ответственности и о его привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 02.07.2020, которое до настоящего времени административным ответчиком не исполнено, в связи с чем административный истец обратился с административным иском в суд.

Представитель административного истца начальник МИФНС России № 1 по Курской области ФИО2 в письменном отзыве поддержала заявленные административные требования о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов на общую сумму 14 113,07 рублей, в том числе: штраф, предусмотренный п.1 ст. 122 НК РФ, в размере 6045 руб., пени в размере 8068,07 руб., по изложенным в административном иске основаниям и просила их удовлетворить в полном объеме.

Полагает доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения с настоящим административным иском в суд необоснованными, поскольку МИФНС России № 1 по Курской области обратилась в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 штрафа и пени в установленном НК РФ порядке и в пределах шести месяцев со дня вынесения мировым судьей судебного участка Глушковского судебного района Курской области определения об отмене судебного приказа. Инспекция по собственной инициативе (так как ФИО1 с ходатайством о смягчении штрафных санкций не обращался) учла смягчающие обстоятельства и снизила ему штраф в четыре раза. Со ссылкой на письма ФНС России пояснила, что приостановление применения мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных Налоговым кодексом РФ, до 1 июля 2020 г. применялись только в отношении всех налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрированы в установленном законом порядке, а не физических лиц, незаконно осуществляющих предпринимательскую деятельность, поэтому считает ходатайство ФИО1 об освобождении его от уплаты налогового штрафа не подлежащим удовлетворению.

Административный ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрении административного искового заявления, в судебное заседание не явился, от него 23 декабря 2020 г. поступило в суд заявление, в котором он возражает против заявленных к нему требований, считая, что административным истцом пропущен срок на принудительное взыскание штрафа и пени, а с заявлением о восстановлении пропущенного срока налоговый орган в суд не обращался. При принятии решения просил учесть, что в связи с введенными на территории РФ ограничениями, связанными с распространением коронавирусной инспекции, а также после уплаты им 20 июля 2020 г. суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 120 900 рублей у него возникли финансовые затруднения, в связи с чем просил освободить его полностью или частично от уплаты заявленной к взысканию суммы штрафа и пени.

Принимая во внимание положения ч.6 ст.226 КАС РФ о том, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела и то обстоятельство, что суд не признавал явку административного истца МИФНС № 1 по Курской области обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика ФИО1

Исследовав письменные материалы дела, основываясь на положениях ст.62 КАС РФ, в соответствии с ч.1 которой лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, - суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.3, п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п.п.2 и 3 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии со ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно ст.23 п.1 НК РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Пунктом п.1 ст.52, п.1 ст.80 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу ст.209 НК РФ установлен объект налогооблажения – доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 208 НК РФ, к доходам от источников РФ относятся доходы от реализации имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в предусмотренном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату НДФЛ производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Согласно п.п.1 - 2 ст.221 НК РФ, п.п.1 п.1 ст.227 НК РФ физическое лицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя, но осуществляющее предпринимательскую деятельность, не вправе уменьшить свои доходы на сумму профессиональных налоговых вычетов. Такое право предоставлено налогоплательщикам, зарегистрированным в качестве предпринимателей в установленном порядке.

В силу п.п.1 п.1 ст.223 НК РФ в целях главы 23 настоящего Кодекса дата фактического получения дохода, за исключением дохода в виде оплаты труда, определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме.

Согласно п.п. 1, 2 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НK РФ (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п.3 ст.210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, при продаже иного имущества (п.п. 1 п.1 ст. 220 НК РФ).

Согласно п.п.1 п.2 ст. 220 НК РФ указанный вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей.

В соответствии с п.п.2 п.2 ст. 220 НК РФ вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Согласно п.п.4 п.2 ст. 220 НК РФ следует, что, если иное не предусмотрено подпунктом 2.1 или 2.2 настоящего пункта, положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении доходов, полученных: от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.17.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст.217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Положения настоящего пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

Предусматривая освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц в п.17.1 ст.217 НК РФ, федеральный законодатель указал, что соответствующее регулирование не распространяется на доходы, получаемые от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности. Следовательно, решение о правомерности применения освобождения от уплаты налога, предусмотренного п.17.1 ст.217 НК РФ, принимается правоприменительными органами с учетом наличия или отсутствия обстоятельств, свидетельствующих об использовании имущества в предпринимательской деятельности (Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 №238-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.С. на нарушение его конституционных прав положениями п.17.1 ст.217, п.3 ст.346.11 и п.1 ст.346.12 Налогового кодекса Российской Федерации»).

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснения налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Согласно с п.2 ст.87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В силу п.п.3, 6 ст.88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст.100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно п.п. 7, 8 ст.101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

При этом согласно п.2 ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснения налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").

Согласно п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В силу п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них поименованным Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Законодатель связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, о наличии которой в действиях гражданина могут свидетельствовать, в частности, приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации.

Как следует из материалов дела (л.д. 7-9), ФИО1 является плательщиком налога на доходы физических лиц в связи с получением дохода от продажи имущества.

ФИО1, в связи с реализацией в 2018 году автотранспортных средств, представил в МИФНС России № 1 по Курской области 25.04.2019 года налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за лиц формы 3 –НДФЛ за 2018 год (рег. № , № кор.0), (л.д.74-78), в которой налогоплательщиком в Приложении 1 «Доходы от источников в РФ» отражен доход от продажи легковых автомобилей в размере 690 000,00 руб.; в Приложении «Вычет по доходам от продажи Имущества» по строке 080 указана сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанная с приобретением имущества – 690000,00 руб., сумма, подлежащая уплате в бюджет по данной декларации составила 0,00 руб.

14.11.2019 года ФИО1 МИФНС России №1 по Курской области предоставлена корректирующая налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц 3–НДФЛ за 2018 год (рег. , № кор.1) (л.д.68-73), в которой налогоплательщиком в Приложении 1 «Доходы от источников в РФ» отражен доход от продажи легковых автомобилей в размере 880 000,00 руб.; в Приложении «Вычет по доходам от продажи Имущества» по строке 080 указана сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанная с приобретением имущества –880000,00 руб., сумма по данной декларации составила 0,00 руб.

Судом установлено и подтверждается актом налоговой проверки от 08.08.2019 (л.д.71-75), что в период с 25.04.2019 года по 25.07.2019 года МИФНС России № 1 по Курской области проведена камеральная налоговая проверка в связи с предоставлением ФИО3 налоговой декларации от 25.04.2019 года на доходы физических лиц формы 3 –НДФЛ за 2018 год, в ходе которой установлено МИФНС России № 1 по Курской области выявлен факт неправомерного заявления имущественного налогового вычета от продажи транспортных средств при предоставлении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год в размере 690 000 руб., занижения налогооблагаемой базы на сумму 690 000 руб., неисчисления НДФЛ в размере 89 700 руб.

По результатам камеральной налоговой поверки первичной налоговой декларации на доходы физических лиц формы 3–НДФЛ (рег. , № кор.0), с учетом акта налоговой проверки от 08.08.2019 МИФНС России № 1 по Курской области, вынесено решение МИФНС России № 1 по Курской области № 6 от 14.01.2020 (л.д.62-70), которым установлено, что в нарушение ст.ст.210, 217, 220, 221, 227 НК РФ ФИО1 занижена налогооблагаемая база по НДФЛ на 1 070 000,00 руб. и не начислен налог в сумме 139100,00 руб. В связи с предоставлением ФИО1 корректирующей налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц 3 –НДФЛ за 2018 год (рег. № 885844951, № кор.1) от 14.11.2019 года МИФНС России № 1 по Курской области прекращена камеральная налоговая проверка по первичной налоговой декларации, отказано в привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислен налог на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 139 100 рублей.

Решением заместителя руководителя Управления налоговой службы по Курской области от 17.03.2020 года (л.д. 53-59) по апелляционной жалобе ФИО1 решение МИФНС России № 1 по Курской области № 6 от 14.01.2020 отменено в части, исключена из п.п. 3.1 п.3 резолютивной части решения сумма НДФЛ в размере 18 200 рублей.

Согласно акту налоговой проверки № от 27.02.2020 года (л.д. 35-47), направленного в адрес ФИО1 (48-49), в период времени с 14 ноября 2019 года по 14 февраля 2020 года МИФНС России № 1 по Курской области на основании пункта 2 статьи 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка в связи с предоставлением ФИО1 налоговой декларации от 14.11.2019 года на доходы физических лиц 3–НДФЛ за 2018 год, в ходе которой МИФНС России № 1 по Курской области установлено, что ФИО1 в 2018 году осуществлена реализация автомобилей: ХЭНДЭ СОЛЯРИС за 150 000,00 рублей, ШЕВРОЛЕ КЛАС (Т200/ШЕВРОЛЕ АВЕО) за 240 000,00 рублей, МАЗДА СХ-5 за 250 000,00 рублей, МАЗДА 6 за 430 000,00 рублей. Общая сумма дохода ФИО1 от реализации транспортных средств в 2018 году составила 1 070 000,00 руб. Сумма налога, подлежащая взысканию в бюджет 139 000 рублей. В связи тем, что сделки по реализации транспортных средств заключались систематически, последовательно и носят однородный характер, имущество в собственности собственника находилось непродолжительное время после его приобретения, что нельзя отнести к отдельным случаям продажи, инспекция пришла к выводу, что деятельность ФИО1 по возмездному отчуждению транспортных средств является предпринимательской деятельностью, и в представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы лиц 3–НДФЛ за 2018 год, от продажи легковых автомобилей ФИО1 неправомерно указан имущественный налоговый вычет от продажи транспортных средств и занижена налогооблагаемая база, а также не исчислен НДФЛ за 2018 год.

Ввиду того, что по итогам камеральной проверки первичной налоговой декларации на доходы физических лиц за 2018 год формы 3–НДФЛ за 2018 год налогоплательщику ФИО1 начислена сумма налога, которая отражена в КРСБ (карточке расчета с бюджетом) налогоплательщика по КБК , ОКТМО 3860415 в размере 120 900,00 рублей, в корректирующей налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3–НДФЛ за 2018 год, налоговым органом принято решение сумму налога оставить без изменения, начислить штраф по ст.122 НК РФ и исчислить пени от суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2018 год на основании акта налоговой проверки от 27.02.2020 МИФНС России № 1 по Курской области 19.05.2020 инспекцией было принято решение (л.д. 16-29) о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения с назначением штрафа, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ, в размере 24180,00 руб., с учетом смягчающих обстоятельств размер его снижен в 4 раза до 6045,00 руб. и доначислены пени в размере 8068,07 руб.

Каких-либо возражений, а также документов в подтверждение обоснованности возражений в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ ФИО1 на акт налоговой проверки от 27.02.2020 в налоговый орган не предоставил, решение МИФНС России по Курской области от 19.05.2020 обжаловано им не было.

Как установлено судом и не оспаривалось административным ответчиком, налогоплательщику ФИО1 посредством почтовой связи направлялось (л.д. 14-15) налоговое требование от 02.07.2020 об уплате недоимки по налогу на доходы физического лица за 2018 год в размере 120 900,00 рублей, штрафа в размере 6045 руб., пени в размере 8068,07 руб. в срок до 03.08.2020 года (л.д.11-12).

Представленным административным ответчиком ФИО1 чеком – ордером от 20.07.2020 подтверждается уплата ФИО1 суммы взысканного с него на основании решения Управления ФНС России по Курской области от 17.03.2020 года в размере 120900,00 рублей, в связи с чем определением Глушковского районного суда от 22 июля 2020 года (л.д.102) прекращено производство по административному делу по административному иску МИФНС России № 1 по Курской области о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов за 2018 год на общую сумму 120900,00 рублей, приняв отказ административного истца МИФНС России № 1 по Курской области от требований.

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 ст. 48 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, вышеуказанными нормами установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

В силу положений ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Как установлено судом, в установленный срок вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем МИФНС России № 1 по Курской области 20 августа 2020 г. обратилась к мировому судье судебного участка Глушковского судебного района Курской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО1 в доход бюджетов недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов на общую сумму 14113,07 рублей, в том числе: штрафа, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ в размере 6045 руб., пени в размере 8068,07 руб. (л.д.119-121).

Определением мирового судьи судебного участка Глушковского судебного района Курской области от 10 сентября 2020 г. (л.д.139) судебный приказ от 25 августа 2020 года о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 1 по Курской области в доход бюджетов недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов на общую сумму 14113,07 рублей, в том числе: штрафа, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ в размере 6045 руб., пени в размере 8068,07 руб., госпошлины (л.д.136) отменен в связи с поступившими 8 сентября 2020 г. от должника ФИО1 возражениями относительно исполнения судебного приказа, и судом взыскателю было разъяснено право предъявления административного искового заявления в порядке главы 32 КАС РФ.

Поскольку указанный судебный приказ 10 сентября 2020 года был отменен тем же мировым судьей, то срок обращения в суд с настоящим административным иском истекает 10 марта 2021 года и применительно к п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации не пропущен на дату такого обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском – 7 декабря 2020 года.

При таких обстоятельствах установленные законом порядок и срок обращения с заявлением о взыскании с ФИО1 штрафа и пени налоговым органом соблюдены, а доводы административного ответчика о пропуске срока настоящего административного иска в суд являются необоснованными.

Согласно п.1 ч.4 ст.81 Налогового кодекса если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом не отражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Как видно из материалов дела, ФИО1 обратился в МИФНС России № 1 по Курской области с уточненной декларацией 19 ноября 2019 года - после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога за 2018 год, однако до представления уточненной налоговой декларации он не уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Таким образом, условия, предусматривающие освобождение налогоплательщика от налоговой ответственности ФИО1 не были соблюдены, в связи с чем суд отказывает ФИО1 в удовлетворении его ходатайства об освобождении от уплаты заявленной ко взысканию суммы налогового штрафа.

Оценив все обстоятельства по делу в совокупности с нормами законодательства, исходя из того, что выводы налогового органа о занижении ФИО1 налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в нарушение п.3 ст.210 НК РФ в результате представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год с уменьшенной суммой дохода, полученного от продажи имущества, на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данного имущества, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела, порядок привлечения ФИО1 к налоговой ответственности налоговым органом соблюден, существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, как и нарушений, которые привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения, в ходе рассмотрения дела не установлено, каких-либо доказательств в подтверждение доводов о тяжелом материальном положении, в том числе и связи с принятием ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, административным ответчиком не предоставлено, приостановление применения мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных Налоговым кодексом РФ в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) применялись только в отношении всех налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрированы в установленном законом порядке, а не физических лиц, незаконно осуществляющих предпринимательскую деятельность, каковым налоговым органом признан ФИО1, с учетом сумм реализации спорного недвижимого имущества, налога, - суд признает размер штрафа в размере 6045,00 руб., сниженный налоговым органом в 4 раза, соразмерным и не подлежащим снижению и приходит к выводу наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований МИФНС России №1 по Курской области о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов в 2018 году на общую сумму 14113,07 рублей, в том числе: штрафа, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ в размере 6045,00 руб., пени в размере 8068,07 руб.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, поскольку административный истец МИФНС России № 1 по Курской области, как государственный орган, в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика ФИО1, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 564,52 руб. в доход бюджета МО Глушковский район Курской области (п.2 ст.61.1 БК РФ).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление МИФНС России №1 по Курской области, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджетов недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов за 2018 год на общую сумму 14113,07 рублей, в том числе: штраф, предусмотренный п.1 ст.122 НК РФ в размере 6045,00 руб., пени в размере 8068,07 руб.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> доход бюджета муниципального образования Глушковский район Курской области государственную пошлину в размере 564,52 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 9 февраля 2021 года.

Председательствующий судья: Сумщенко О.П.