ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-328/2016 от 19.05.2016 Труновского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2016 года с. Донское

Судья Труновского районного суда Ставропольского края Кухарев А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску прокурора Труновского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Подлесного Труновского района Ставропольского края об обязании утверждения регламента по осуществлению контроля в области розничной продажи алкогольной продукции,

установил:

Прокурор Труновского района Ставропольского края обратился в суд с административным исковым заявлением лиц к администрации муниципального образования села Подлесного Труновского района Ставропольского края об обязании утверждения регламента по осуществлению контроля в области розничной продажи алкогольной продукции.

Свои требования заявитель мотивировала тем, что прокуратурой района в рамках осуществления нормотворческой деятельности и надзора за законностью нормативных правовых актов, по результатам проведения мониторинга действующего муниципального законодательства установлен факт бездействия администрации муниципального образования села Подлесного Труновского района Ставропольского края, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта – административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273 – ФЗ) генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции – деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципом противодействия коррупции.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «Опротиводействии коррупции» указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции (далее – Национальная стратегия противодействия коррупции).

В соответствии с п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции одними из основных направлений национальной стратегии противодействия коррупции является повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления по противодействию коррупции; внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Более того, в соответствии с п.п. 5, 6 Национальной стратегии противодействия коррупции целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи, в том числе, формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «Огосударственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с Законом № 381-ФЗ и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 1).

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Частью 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ полномочия по разработке и принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что вплоть до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции должностными лицами администрации муниципального образования села Подлесное Труновского района Ставропольского края не приняты, вследствие чего в случае проведения должностными лицами администрации проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные проверки будут осуществляться с нарушением требований норм федерального законодательства, соответственно, приведут к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, затруднят возможность обжалования действий должностных лиц органа местного самоуправления.

Указанное обстоятельство, предоставляет должностным лицам возможность выбора принятия решения по своему усмотрению, предъявления завышенных и обременительных требований к заявителю, выборочного изменения сроков рассмотрения заявлений, создания административных барьеров для предпринимателей и юридических лиц, совершения действий в интересах других лиц.

Таким образом, созданы условия для злоупотребления служебным положением, незаконному использованию физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление выгод другими физическими и юридическим лицами.

От представителя административного ответчика поступили возражения, в которых он просит суд отказать в удовлетворении административного иска прокурора в полном объеме.

Суд, исследовав письменные материалы дела, считает требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Подлесное Труновского района Ставропольского края об обязании утверждения регламента по осуществлению контроля в области розничной продажи алкогольной продукции подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273 – ФЗ) генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципом противодействия коррупции.

В соответствии с п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции одними из основных направлений национальной стратегии противодействия коррупции является повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления по противодействию коррупции; внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

В соответствии с п.п. 5, 6 Национальной стратегии противодействия коррупции целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «Огосударственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 1).

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Частью 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ полномочия по разработке и принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Труновского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Подлесное Труновского района Ставропольского края об обязании утверждения регламента по осуществлению контроля в области розничной продажи алкогольной продукции удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования села Подлесное Труновского района Ставропольского края, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования села Подлесного Труновского района Ставропольского края разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативный правовой акт - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Труновский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.В. Кухарев