ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-328/2016 от 19.07.2016 Каневской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-328/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Каневская Краснодарского края 19 июля 2016 г.

(в окончательной форме решение изготовлено 22 июля 2016г.)

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Малецкого А.А.,

при секретаре Черниковой А.С.,

с участием:

помощника прокурора Каневского района Кучеровой Е.В.,

представителя заинтересованного лица на стороне административного истца, Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском и Каневском районах по доверенности Тыщенко М.А.

представителя административного ответчика администрации Каневского сельского поселения Каневского района по доверенности Юнцевич Т.В.

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каневского сельского поселения Каневского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ФИО2<адрес> обратился в суд в вышеуказанным административным иском.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района по результатам рассмотрения многочисленных коллективных обращений жителей Каневского сельского поселения, а также публикаций в сети «Интернет», проведена проверка деятельности администрации Каневского сельского поселения Каневского района по вопросу организации сбора и вывоза отходов, в результате которой ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения нормативных требований законодательства в санитарной эпидемиологии:

1) в нарушение п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 не разработана и не утверждена Генеральная схема очистки населенного пункта;

2) в нарушение п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 не организована планово-регулярная система и режим сбора и удаления бытовых отходов;

3) проводимый в настоящее время ООО «ЭкоТон» по согласованию с администрацией Каневского сельского поселения режим (способ) сбора и вывоза бытовых отходов – «поквартирный», то есть движение специализированного транспорта (мусоровозов) с остановками для приема от населения бытовых отходов по утвержденному с главой сельского поселения Репиным В.Б. маршруту и графику, в нарушение вышеуказанных нормативных требований и п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 не предусматривает применение в благоустроенном жилищном фонде стандартных металлических контейнеров.

4) в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 42-128-4690-88 в настоящее время существующая система и режим удаления бытовых отходов, то есть «поквартирная» – движение специализированного транспорта ООО «ЭкоТон» с остановками для приема от населения бытовых отходов по утвержденному маршруту и графику, не предусматривает использование мусорных контейнеров в многоэтажной благоустроенной жилой застройке;

5) в нарушение п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 периодичность удаления бытовых отходов в зависимости от времени года не определена и не согласована с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы;

6) в нарушение п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88 не обеспечен шумовой комфорт жителей Каневского сельского поселения при удалении бытовых отходов из домовладений.

Размещенный в средствах массовой информации на официальном сайте газетного издания «Каневские зори»: http://raionka.com, график вывоза твердых бытовых отходов от населения станицы Каневской, на примере маршрута «Микрорайон «Западный», содержит сведения о начале сбора бытовых отходов в 06:00 часов (остановка мусоровоза - 7-я Линия (магазин), что противоречит требованиям пункта 1.12 СанПиН 42-128-4690-88;

7) в нарушение п. 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 не утвержден титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, очередность их уборки в летний и зимний периоды года, а также нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;

8) в нарушение п. 1.9 СанПиН 42-128-4690-88 отсутствует график режима удаления отходов со схемой размещения контейнерной сети;

9) в нарушение п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 не выделены на территории домовладений специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта;

10) в нарушение п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 не определено число устанавливаемых мусоросборников (контейнеров);

11) в нарушение п. 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88 органом местного самоуправления не обеспечен вывоз твердых бытовых отходов мусоровозным транспортом.

12) в нарушение п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 не согласованы места размещения временного хранения отходов, в том числе в жилой застройке.

Кроме того проверкой установлено, что на земельном участке, ориентировочной площадью 6000 кв.м, расположенном в границах кадастрового квартала , а также между территорией объекта «Полигон твердых бытовых отходов», эксплуатируемого ООО «ЭкоТон» и лесополосой, находящейся в границах земель кадастрового квартала , на расстоянии 60 метров от въезда на полигон, на земельном участке площадью примерно 1254 кв.м, размещены отходы I-IV класса опасности.

В целях устранения вышеуказанных нарушений федерального законодательства, ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес главы ФИО2 сельского поселения внесено представление.

По результатам повторно проведенных проверок мер по устранению ранее выявленных нарушений не принято.

С учетом уточненных исковых требований (том 3 л.д. 166-168), просил суд признать незаконным бездействие администрации ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> по исполнению требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в следующем:

- по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки территории Каневского сельского поселения Каневского района, в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88;

- по организации планово-регулярной системы и режима удаления бытовых отходов на территории Каневского сельского поселения Каневского <адрес>, в соответствии с п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88;

- по применению в благоустроенном жилищном фонде стандартных металлических контейнеров при проводимом режиме (способе) сбора и вывоза отходов, в соответствии с п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88;

- по определению и согласованию с учреждением санитарно-эпидемиологической службы периодичности удаления твердых бытовых отходов в зависимости от времени года, в соответствии с п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88;

- по обеспечению шумового комфорта жителей Каневского сельского поселения при удалении бытовых отходов из домовладений, в соответствии с п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88;

- по разработке и утверждению графика режима удаления отходов со схемой размещения контейнерной сети, в соответствии с п. 1.9 СанПиН 42-128-4690-88;

- по выделению на территории домовладений специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88;

- по определению числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров), в соответствии с п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88;

- по вывозу твердых бытовых отходов мусоровозным транспортом, в соответствии с п. 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88;

- по согласованию мест размещения временного хранения отходов, в том числе в жилой застройке, в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88;

- по ликвидации несанкционированного места накопления отходов, отнесенных к отходам I-IV класса опасности: на земельном участке ориентировочной площадью 1254 кв.м., расположенном между территорией полигона твердых бытовых отходов, эксплуатируемого ООО «ЭкоТон» и лесополосой, находящейся в границах земель кадастрового квартала .

Признать незаконным действия администрации ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> по применению «поквартирной» системы удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке, как нарушающие п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Обязать администрацию ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> выполнить следующее:

- разработать и утвердить Генеральную схему очистки территории ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес>, в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88;

- организовать планово-регулярную систему и режим удаления бытовых отходов на территории ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес>, в соответствии с п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88;

- применить в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры при проводимом режиме (способе) сбора и вывоза отходов, в соответствии с п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88;

- определить и согласовать с учреждением санитарно-эпидемиологической службы периодичность удаления твердых бытовых отходов в зависимости от времени года, в соответствии с п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88;

- обеспечить шумовой комфорт жителей Каневского сельского поселения Каневского района при удалении бытовых отходов из домовладений, в соответствии с п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88;

- утвердить очередность их уборки в летний и зимний периоды года, нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год, список территории, подлежащих уборке, в соответствии с п. 6.2 СанПиН 42-128-4690-88;

- разработать и утвердить график режима удаления отходов со схемой размещения контейнерной сети, в соответствии с п. 1.9 СанПиН 42-128-4690-88;

- выделить на территории домовладений специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88;

- определить количество устанавливаемых мусоросборников (контейнеров), в соответствии с п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88;

- обеспечить вывоз твердых бытовых отходов мусоровозным транспортом, в соответствии с п. 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88;

- обеспечить определение и согласование мест размещения временного хранения отходов, в том числе в жилой застройке, в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88;

- ликвидировать несанкционированное место накопления отходов, отнесенных к отходам I-IV класса опасности: на земельном участке ориентировочной площадью 1254 кв.м, расположенном между территорией полигона твердых бытовых отходов, эксплуатируемого ООО «ЭкоТон» и лесополосой, находящейся в границах земель кадастрового квартала .

Помощник прокурора Каневского района Кучерова Е.В., в судебном заседании просила уточненные административные исковые требования удовлетворить в полном объеме, согласно доводов, приведенных в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного истца, Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском и ФИО2<адрес>х по доверенности Тыщенко М.А., просила удовлетворить административные исковые требования.

Представитель администрации Каневского сельского поселения по доверенности Юнцевич Т.В., в судебном заседании административные исковые требования признала в части возложения на администрацию Каневского сельского поселения обязанности по ликвидации несанкционированного места накопления отходов на земельном участке, расположенном между территорией полигона твердых бытовых отходов, эксплуатируемого ООО «ЭкоТон» и лесополосой, находящейся в границах земель кадастрового квартала , в удовлетворении остальных требований просила отказать, согласно доводам указанным в письменных возражениях, согласно которым, разработка и утверждение генеральной схемы очистки территории в соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 должна быть утверждена ФИО3 Исполкома местного ФИО3 народных депутатов. Администрация ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> не является его правопреемником. Полномочия администрации ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями ФИО2 края вопросов местного значения". Разработка порядка организации и сбора ТКО администрацией ФИО2 сельского поселения будет являться принятием нормативного правового акта за пределами своей компетенции. Наличие генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации определено только в СанПиН 42-128-4690-88. Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 152 утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, носящие рекомендательный характер. В соответствии с разделом 2 данных методических рекомендаций МДК 7-01.2003 задание на разработку генеральной схемы составляется, как правило, городскими органами жилищно-коммунального хозяйства совместно с проектными организациями, органами санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и утверждается местными органами самоуправления. Задание на разработку генеральной схемы в администрацию поселения не поступало.

В соответствии с п. 1.4. СанПиНа 42-128-4690-88 организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании ФИО3 исполкомов городских ФИО3 народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. С ДД.ММ.ГГГГ организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Уполномоченным органом исполнительной власти ФИО2 края по ФИО3 вопросов в сфере обращения с ТКО является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства ФИО2 края.

В соответствии с п.2.2.2 СанПиНа 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Администрация ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и вывозу отходов. Обязанность по приобретению контейнеров для ТБО и установка контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами и правилами возлагается на собственников жилых помещений. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, не содержит запрет на поквартирный сбор отходов. Администрацией ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> направлялись письма управляющим и обслуживающим организациям, ТСЖ о необходимости оборудования контейнерных площадок. Ранее стоящие на территории земельных участков общего пользования контейнеры МУП «Чистая ФИО2» переданы в аренду ООО «Экотон» на основании выигранного аукциона.

Пунктом 2.2.1 СанПиНа 42-128-4690-88 не установлено, что именно администрация поселения, не осуществляющая предпринимательскую деятельность по сбору и вывозу ТКО, должна согласовывать периодичность удаления твердых бытовых отходов с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

В части исковых требований по обеспечению шумового комфорта жителей поселения при удалении бытовых отходов администрация поселения не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и вывозу ТКО, мусоровозы не принадлежат администрации, на балансе администрации поселения мусоровозы не числятся.

Пункт 1.9 СанПиНа 42-128-4690-88 не устанавливает обязанность администрации поселения, не осуществляющей деятельности по сбору и вывозу ТБО, разрабатывать и утверждать графики вывоза мусора.

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах самостоятельно на общем собрании определяют места для контейнерных площадок. Данная обязанность в соответствии с п.2.1.3 СанПиНа 42-128-4690-88 не возложена на администрацию поселения. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, администраций ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ. Заявлений от заинтересованных лиц о выделении земельных участков под установку на территории домовладений специальных площадок для размещения контейнеров в администрацию поселения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не поступало.

Обязанность по определению числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) в соответствии с п.2.1.4 СанПиНа 42-128-4690-88 не возложена на администрацию поселения. В настоящее время отсутствует законодательная база, устанавливающая нормативы образования отходов.

Администрация поселения не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и вывозу ТКО.

Обязанность согласования мест временного хранения отходов возложена на районную архитектуру и районную санэпидстанцию (Роспотребнадзор), а не на администрацию поселения. Администрацией поселения, не осуществляющей никакой предпринимательской деятельности, в том числе по сбору и накоплению отходов, не осуществляется никаких действий по сбору и накоплению отходов на территории ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес>.

В судебном заседании добавила, что поскольку на администрацию Каневского сельского поселения возложена обязанность по уборке территории земель общего пользования, на что имеется денежные средства по соответствующей статье расходов, а до настоящего времени убрать несанкционированную свалку на земельном участке в границах кадастрового квартала , то есть на территории общего пользования не успели, то в данной части не возражает об удовлетворении исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно муниципальных контрактов, заключенных между администрацией Каневского сельского поселения и МУП «Чистая станица», последнее осуществляет обязательства по оказанию услуг по поддержанию санитарного состояния территории ст.Каневской в соответствии с условиями технического задания. (том 2 л.д.52-78, том 3 л.д.149-151, 176-202)

Услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) населению и юридическим лицам ст.Каневской, на основании заключенных договоров с собственниками отходов, оказывает ООО «ЭкоТон», данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Постановлением главы МО Каневское сельское поселение Каневского района № 896/1 от 06.07.2007г. в хозяйственное ведение МУП «Чистая станица» передано муниципальное имущество в том числе мусоровозы и мусорные контейнеры. (том 2 л.д.177-179)

В соответствии с договором аренды от 23.03.2012г. данные контейнеры и мусоровозы переданы в аренду ООО «ЭкоТон». (том 2 л.д.180-185)

Согласно письма ООО «ЭкоТон» от 15.10.2015г. на имя главы Каневского сельского поселения, общество просило согласовать иной метод сбора и вывоза ТБО в связи с тяжелым финасовым положением, обусловленным низкой платежной дисциплиной населения ст.ФИО2 за услугу по сбору и вывозу ТБО и нежеланием населения заключать договоры.

(том 2 л.д.165)

Согласно письменного объяснения главы Каневского сельского поселения ФИО2<адрес>ФИО9, данного при проведении прокурорской проверки, им в конце ноября 2015г. при согласовании предложенных директором ООО «ЭкоТон» графиков приема от населения ТБО в специальных пакетах, было принято ФИО3 об уборке и вывозе с территории ФИО2 сельского поселения на территорию МУП «Чистая ФИО2» более 300 мусорных контейнеров. (том 1 л.д.106-111)

Из фототаблиц имеющихся в материалах дела (том 1 л.д.7-19, 63, 80-86), газетных публикаций (том.1 л.д.35, 108-112), следует, что после уборки мусорных контейнеров в различных местах Каневского сельского поселения стали образовываться места несанкционированных свалок мусора. Данное обстоятельство послужило обращениям и заявления граждан в различные органы (том 1 л.д.25-34, 36-44, 48-50). Прокуратурой ФИО2<адрес> по данному факту проведена проверка по результатам которой МУП ФИО2 сельского поселения «Чистая ФИО2» 18.12.2015г., главе ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> 21.12.2015г. и директору ООО «ЭкоТон», 02.02.2016г. выданы представления об устранении нарушений законодательства при организации сбора, вывоза бытовых отходов с территории ФИО2.

(том 1 л.д. 68-77, 93-99, 127-130)

На основании справки заместителя прокурора Каневского района от 04.02.2016г. проведенной повторной проверкой установлено, что администрация Каневского сельского поселения Каневского района представление прокурора района не выполнила. (т.1 л.д.135-142)

Данные основания послужили поводом для обращения прокурора ФИО2<адрес> для обращения с настоящим иском в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Поскольку фактически требования об утверждении титульного списка улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также по ликвидации несанкционированного места накопления отходов на земельном участке, ориентировочной площадью 6000 кв.м., расположенном в границах кадастрового квартала , администрацией ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> были исполнены, с учетом положений ч.1 ст.225, ч.5 ст. 39 и ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает ФИО3 по заявленным уточненным административным истцом требованиям.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции действующей по 31.12.2015г.) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы организации сбора и вызова бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения, документации по планировке территорий.

В соответствии с п.п. 20, 21, 39 ст. 8 Устава Каневского сельского поселения, Каневского района, принятым решением Совета Каневского сельского поселения Каневского района от 17.04.2015 № 35 и зарегистрированным Управлением Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю 28.05.2015, к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в организации деятельности (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также утверждение Правил благоустройства территории сельского поселения. Срок действия указанных пунктов определены до 01.01.2016г. и с 01.01.2016г. соответственно. (п.4 ст.88 Устава) (том 2 л.д. 16-27)

Решением Совета Каневского сельского поселения Каневского района от 20.11.2014 № 13 утверждены Правила благоустройства территории Каневского сельского поселения Каневского района, согласно пункту 4.5 которых, порядок сбора и вывоза отходов на территории Каневского сельского поселения Каневского района устанавливается нормативным правовым актов сельского поселения. (том 2 л.д.28-37)

Постановление администрации Каневского сельского поселения Каневского района от 06.06.2013 № 535 «Об утверждении Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Каневского сельского поселения Каневского района», утвержден соответствующий порядок. (том 2 л.д.6-11)

Решением Совета Каневского сельского поселения Каневского района № 80 от 27.12.2010 года утвержден Генеральный план Каневского сельского поселения Каневского района. Указанный генеральный план содержит разделы, в том числе о санитарной очистки территории. (том 1 л.д.185-197)

В соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции до 01.01.2016 года) порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

На основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Таким образом, с учетом изложенных выше правовых актов на администрацию Каневского сельского поселения до 31.12.2015г. была возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.

Согласно п. 1.2. СанПиНа 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна соответствовать Генеральной схеме очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного ФИО3 народных депутатов.

В соответствии с п. 1.4. указанного СанПиНа организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании ФИО3 исполкомов городских ФИО3 народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

На основании п. 6.2. данного СанПиНа исполкомами городских (районных) ФИО3 народных депутатов утверждаются: титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года; нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;

В предисловии Методических рекомендаций МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации» указано, что генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.

Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.

Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств..

Не смотря на то, что на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края № 632-р от 29.11.1991 года, постановления главы администрации Каневского района №1 от 06.12.1991 г. исполком районного Совета народных депутатов ликвидирован (том 2 л.д.138-141), обязанность по утверждению генеральной схемы очистки территории и организации планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов, а также утверждения титульного список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года; нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год, в соответствии с выше приведенными нормами надлежит выполнению администрацией Каневского сельского поселения Каневского района.

Поскольку в судебном заседании представителем административного ответчика наряду с утвержденным титульным списком улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, также представлена утвержденная главой поселения очередность их уборки в летний и зимний периоды года (том 2 л.д. 79-81), то в признании незаконным бездействия администрации Каневского сельского поселения в данной части следует отказать.

Требования о признании незаконным действия указанной администрации по применению поквартирной системы удаления отходов в многоквартирных домах, а также о бездействии администрации ФИО2 сельского поселения, касающиеся не применения при сборе ТКО металлических контейнеров, подлежат удовлетворению в виду следующего.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. СанПиНа 42-128-4690-88 запрещается применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-, двухэтажных домах.

В силу п. 2.2.2. указанного СанПиНа для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.

Пунктом 2.1.3. данного СанПиНа предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

В соответствии с п. 2.1.4. для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

На основании п. 2.2.3. СанПиНа 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Как установлено при рассмотрении настоящего дела в действительности на территории Каневского сельского поселения не определенно необходимое количество мусоросборников, в многоквартирных домах применяется поквартирная система удаления отходов без металлических контейнеров, площадки для размещения контейнеров не выделены, администрация устранилась по устранению указанных недостатков отраженных в представлении прокурора.

Также бездействовал административный ответчик при выполнении представления в части применения специального мусоровозного автотранспорта при уборке территорий, поскольку представитель администрации Каневского сельского поселения Каневского района в судебном заседании подтвердил, что МУП «Чистая станица» вывозил ТКО с помощью тракторных телег, то есть в нарушение вышеуказанных санитарных правил, а именно пункта 1.9. согласно которому, санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта; пункта 2.1.5. в соответствии с которым твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а также п. 11.3 Правил благоустройства территории Каневского сельского поселения, утвержденных решением Совета Каневского сельского поселения Каневского района от 20.11.2014 № 13, согласно которым на территории сельского поселения запрещается перевозить мусор, сыпучие материалы, промышленные, строительные и бытовые отходы, загрязняющие территорию поселения в не оборудованных для этих целей транспортных средств, перевозить сыпучие грузы в открытом кузове (контейнере).

В соответствии с п. 2.2.1. СанПиНа 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Из графиков сбора и вывоза твердых бытовых отходов от населения ст.Каневской (том 1 л.д. 206-216), следует, что они не согласованы с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Кроме того указанными графиками по маршрутам «Микрорайон «Западный», «Микрорайон «Южный» согласованными с главой Каневского сельского поселения 10.11.2015г. подтверждается, что уборка улиц в данных микрорайонах предусмотрена ранее 7 часов, что является нарушением п. 1.12. СанПиНа 42-128-4690-88, из содержания которого следует, что для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов. В связи с тем, что требования прокурора остались не выполнены администрацией Каневского сельского поселения Каневского района, то исковые требования о признание незаконным бездействия последней и в этой части также подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании ст. 51 Федерального закона от 10.01.2011 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В силу ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Проверкой прокуратуры района от 15.12.2015, установлено, что на земельном участке, между территорией объекта «Полигон твердых бытовых отходов», эксплуатируемого ООО «ЭкоТон» и лесополосой, находящейся в границах земель кадастрового квартала № 23:11:0608001, ориентировочно на расстоянии 60 метров от въезда на объект ООО «ЭкоТон» – «Полигон ТБО», на земельном участке площадью примерно 1254 кв.м., размещены отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате жизнедеятельности человека. Данное место накопления отходов не внесено в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно на них запрещается размещение отходов. Представление по уборке данной территории администрацией ФИО2 сельского поселения не выполнено.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что на 31.12.2015г. административным ответчиком допущено незаконное бездействие по исполнению ст.42 Земельного кодекса РФ и СанПиНа 42-128-4690-88 согласно всех пунктов уточненных исковых требований, за исключением бездействия в части утвержденная очередности уборки улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке в летний и зимний периоды года. Доводы представителя административного ответчика о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что администрация Каневского сельского поселения Каневского района не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и вывозу ТКО необоснованны, поскольку приведенными выше нормативными актами на период до 31.12.2015г. на администрацию ФИО2 сельского поселения была возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.

В части требований административного иска о возложении обязанностей на административного ответчика по выполнению действий, направленных на устранение нарушений законодательства суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возлагающий обязанности на сельские поселения обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016, согласно которой на сельские поселения возлагаются обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Аналогичные изменения (Закон Краснодарского края от 25 июня 2015 г. N 3193-КЗ) с 01.01.2016г. были произведены в ч.3 ст.5 Закона Краснодарского края от 13 марта 2000 г. N 245-КЗ "Об отходах производства и потребления".

Кроме того вопросы местного значения поселений края, предусмотренные п.20 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ, а именно: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения, документации по планировке территорий из полномочий поселения края исключены в соответствии с Законом ФИО2 края от 05.11.2014г. -КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. № 3222-КЗ).

На основании произведенных законодательных изменений, ранее действовавшее постановление администрации Каневского сельского поселения Каневского района от 06.06.2013 № 535 «Об утверждении Порядка организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Каневского сельского поселения Каневского района» отменено постановлением главы сельского поселения от 15.01.2016 № 26 (том 2 л.д.15), также внесены изменения в устав Каневского сельского поселения, п.17 ст.8 (том 2 л.д.153-164).

В связи с вышеуказанными изменениями законодательства, полномочия по ФИО3 вопросов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами перешли к компетенции субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. (ст. 6 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 4 Закона Краснодарского края от 13 марта 2000 г. N 245-КЗ "Об отходах производства и потребления").

На основании письма министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, направленного главам муниципальных образований Краснодарского края 10.02.2016г., даны разъяснения о полномочиях «участия» в организации деятельности органов местного самоуправления по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению ТКО. В соответствии с которыми к ним относятся участие в рассмотрении обращений граждан в сфере с обращения с ТКО; организация работы санитарных комиссий, квартальных комитетов по соблюдению правил благоустройства территорий населенных пунктов; участие в организации селективного сбора ТКО; организация работ по повышению процента охвата населения договорами на сбор и транспортирование ТКО; организация (согласование) мест сбора ТКО; участие в оказании поддержи незащищенных слоев населения путем предоставления субсидий на возмещение затрат по оплате услуг в сфере обращения с ТКО; организация мероприятий по ликвидации несанкционированных объектов размещения ТКО на территориях МО; участие в организации информационного обеспечения деятельности в сфере обращения с ТКО; участие в проведение мероприятий по предупреждению ЧС при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; представление предложений по нормативам накопления ТКО а также по увеличению эффективности работы. (том 2 л.д.169-172)

Таким образом, с 01.01.2016г. требования прокурора перечисленные в административном исковом заявлении о возложении обязанностей на административного ответчика по выполнению действий, направленных на устранение нарушений законодательства, удовлетворению не подлежат, за исключением ликвидации несанкционированного места накопления отходов на земельном участке в границах земель кадастрового квартала , поскольку возложение остальных обязанностей, будет за пределами полномочий администрации ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес>.

Данный вывод подтверждается и ответом прокурора Каневского района на письмо администрации Каневского сельского поселения. ( том 3 л.д.7)

Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участия в организации деятельности по обращению с твердыми отходами, в целом отнесенной к ведению государственных органов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий. Такое закрепление не может толковаться и как наделение муниципальных образований правом (обязанностью с согласия государственных органов (по их требованию) осуществлять те или иные действия в данной области.

Вместе с тем, конструкция «участие в организации деятельности», будучи общей законодательной рамкой, требует своего содержательного наполнения, прежде всего посредством закрепления соответствующих полномочий за органами местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Без такого наполнения она не отвечает конституционному критерию определенности. (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2016г. -П)

Органы местного самоуправления, согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Возложение на администрацию ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес> обязанности в отсутствие соответствующих государственных полномочий обернется для неё ответственностью за нецелевое использование бюджетных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198-199 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каневского сельского поселения Каневского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации Каневского сельского поселения Каневского района по исполнению требований ст. 42 Земельного кодекса РФ СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в следующем:

- по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки территории ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес>, в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88;

- по организации планово-регулярной системы и режима удаления бытовых отходов на территории ФИО2 сельского поселения ФИО2<адрес>, в соответствии с п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88;

- по применению в благоустроенном жилищном фонде стандартных металлических контейнеров при проводимом режиме (способе) сбора и вывоза отходов, в соответствии с п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88;

- по определению и согласованию с учреждением санитарно-эпидемиологической службы периодичности удаления твердых бытовых отходов в зависимости от времени года, в соответствии с п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88;

- по обеспечению шумового комфорта жителей Каневского сельского поселения при удалении бытовых отходов из домовладений, в соответствии с п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88;

- по утверждению норм накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год, списка территории, подлежащих уборке, в соответствии с п. 6.2 СанПиН 42-128-4690-88;

- по разработке и утверждению графика режима удаления отходов со схемой размещения контейнерной сети, в соответствии с п. 1.9 СанПиН 42-128-4690-88;

- по выделению на территории домовладений специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88;

- по определению числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров), в соответствии с п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88;

- по вывозу твердых бытовых отходов мусоровозным транспортом, в соответствии с п. 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88;

- по согласованию мест размещения временного хранения отходов, в том числе в жилой застройке, в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88;

- по ликвидации несанкционированного места накопления отходов, отнесенных к отходам I-IV класса опасности: на земельном участке ориентировочной площадью 1254 м2, расположенном между территорией полигона твердых бытовых отходов, эксплуатируемого ООО «ЭкоТон» и лесополосой, находящейся в границах земель кадастрового квартала .

Признать незаконным действия администрации Каневского сельского поселения Каневского района по применению «поквартирной» системы удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке, как нарушающие п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Обязать администрацию Каневского сельского поселения Каневского района выполнить следующее:

- ликвидировать несанкционированное место накопления отходов, отнесенных к отходам I-IV класса опасности: на земельном участке ориентировочной площадью 1254 м2, расположенном между территорией полигона твердых бытовых отходов, эксплуатируемого ООО «ЭкоТон» и лесополосой, находящейся в границах земель кадастрового квартала .

В остальной части административных исковых требований, отказать.

ФИО3 суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через ФИО2 районный суд в течении одного месяца со дня принятия ФИО3 суда в окончательной форме.

Председательствующий