Дело № 2а-328/2021
61RS0061-01-2021-000409-14
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ст. Казанская 20 мая 2021 года
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Мартыненко Г.А.,
при секретаре Яковлевой В.Ю.,
рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Прокурора Верхнедонского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тубянского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области о признании бездействия администрации Тубянского сельского поселения незаконным и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнедонского района Ростовской области, в порядке ст. 39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Шолоховский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации Тубянского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области о признании бездействия администрации, выразившееся в не обращении в государственный регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, незаконным и обязания обратиться в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в государственный регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующие объекты: подземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 3341 м, расположенный по адресу: <адрес>; подземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 1789 м, расположенный по адресу: <адрес>, сославшись на следующие обстоятельства.
<адрес> в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе направленного на развитие газоснабжения и газификации.
В ходе вышеуказанной проверки в деятельности администрации Тубянского сельского поселения выявлены нарушения указанного законодательства, которые выразились в следующем.
На территории Тубянского сельского поселения Верхнедонского района находятся объекты газового хозяйства - в <адрес> проходят газопроводы низкого и среднего давления протяженностью 3341 м., в <адрес> протяженностью 1789 м., право муниципальной собственности на которые не зарегистрировано и они являются бесхозяйными, на балансе ни у одной организации не состоят. В Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателе данного имущества отсутствуют. В соответствии с п. 4 - 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, не предусмотрено обязательное предоставление решения суда при принятии на учет объекта недвижимого имущества. Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. Нарушение указанных требований законодательства влечет, в свою очередь, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит объекты газораспределения и газопотребления (газопроводы, ШРП, ГРП и пр.) к категории опасных производственных объектов. Общественная опасность объектов газового хозяйства, муниципальная собственность на которые не зарегистрирована, выражается в возможности возникновения непредвиденных аварийных ситуаций при отсутствии ответственных за их ликвидацию. Таким образом, на администрацию поселения возложена обязанность принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним. Непринятие соответствующих мер по определению владельца наружных газовых сетей создает угрозу экологической безопасности, а также угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд, будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц муниципального образования «Тубянское сельское поселение», поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу. ( л.д.2-5).
Просят суд признать бездействие администрации Тубянского сельского поселения, выразившегося в не обращении в государственный регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, незаконным и обязать обратиться в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в государственный регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующие объекты: подземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 3341 м, расположенный по адресу: <адрес>; подземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 1789 м, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просит суд признать бездействие администрации Тубянского сельского поселения, выразившегося в необращении в государственный регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, незаконным и обязать обратиться в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в государственный регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующие объекты:
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 639 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. Зубков);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 408 м с ГРПШ-10М, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. Козырев);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 883 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. Колычев);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 1411 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. Москвичев);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 1612 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. ФИО5);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 177 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ).
Ответчик Администрация Тубянского сельского поселения <адрес> исковые требования прокурора признает. Просит только увеличить срок для устранения нарушений до 6 месяцев.
Заинтересованное лицо- представитель ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в суд не прибыли о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя, считают исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Выслушав мнение участников, исследовав материалы данного дела и соответствующие нормативные акты, суд пришел к следующему выводу.
<адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе направленного на развитие газоснабжения и газификации в деятельности администрации Тубянского сельского поселения <адрес>.
Проверкой установлено, на территории Тубянского сельского поселения <адрес> находятся объекты газового хозяйства - в <адрес> проходят газопроводы низкого и среднего давления протяженностью 3341 м., в <адрес> протяженностью 1789 м., право муниципальной собственности на которые не зарегистрировано и они являются бесхозяйными, на балансе ни у одной организации не состоят. В Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателе данного имущества отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Нарушение указанных требований законодательства влечет, в свою очередь, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 - 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, не предусмотрено обязательное предоставление решения суда при принятии на учет объекта недвижимого имущества.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит объекты газораспределения и газопотребления (газопроводы, ШРП, ГРП и пр.) к категории опасных производственных объектов.
Общественная опасность объектов газового хозяйства, муниципальная собственность на которые не зарегистрирована, выражается в возможности возникновения непредвиденных аварийных ситуаций при отсутствии ответственных за их ликвидацию.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ№-П и от ДД.ММ.ГГГГ№-П, вопросы местного значения в силу прямого предписания статьи 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации могут и должны решать именно органы местного самоуправления.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закрепление пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения поселения организации в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать реализацию населением прав на получение качественных условий жизни.
Система сетей и сооружений газоснабжения, в том числе и шкафной газорегуляторный пункт, относится к объектам инженерной инфраструктуры и, априори, является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство систем газоснабжения и газораспределения на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
Таким образом, на администрацию поселения возложена обязанность принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним. Непринятие соответствующих мер по определению владельца наружных газовых сетей создает угрозу экологической безопасности, а также угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Круг лиц, права которых нарушаются бездействием административного ответчика, определить не представляется возможным.
С учетом изложенных обстоятельств, уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, срок для устранения нарушений подлежит увеличению, т.к. увеличилось количество объектов на которые необходимо изготовить техническую документацию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст.175, 226 КАС РФ судья,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Прокурора Верхнедонского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Тубянского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области о признании бездействия администрации Тубянского сельского поселения незаконным и об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать бездействие администрации Тубянского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области незаконным.
Обязать администрацию Тубянского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующие объекты:
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 639 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. Зубков);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 408 м с ГРПШ-10М, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. Козырев);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 883 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. Колычев);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 1411 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. Москвичев);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 1612 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик строительства гр. ФИО5);
- подземный и надземный газопровод низкого и среднего давления протяженностью 177 м, расположенный по адресу: <адрес> (Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ).
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в месячный срок.
Судья подпись.