ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3292/2021 от 07.12.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

УИД 79RS0002-01-2021-009142-63

Дело № 2а-3292/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2021 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

с участием:

административного ответчика председателя участковой избирательной комиссии № 35 ФИО1,

административного ответчика секретаря участковой избирательной комиссии № 35 ФИО2,

представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии г. Биробиджана ФИО3,

помощника прокурора г. Биробиджана Орищенко Р.Е.,

при секретаре судебного заседания Гуриной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к участковой избирательной комиссии № 35, председателю участковой избирательной комиссии № 35 ФИО1, секретарю участковой избирательной комиссии № 35 ФИО2 о признании незаконным действия (решения) от 19.09.2021,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии № 35 о признании незаконным действия (решения) от 19.09.2021, мотивируя тем, что 28.07.2021 административный истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО - Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220.

19.09.2021 прошли выборы депутатов Государственной Думы.

17.09.2021 административным истцом в участковую избирательную комиссию № 35 в качестве наблюдателя направлена ФИО5, которая отработала наблюдателем 17.09.2021 с 08:00 до 20:35, а также 18.09.2021 с 08:00 до 20.30.

19.09.2021 ФИО5 снова пришла на избирательный участок. Однако участковая избирательная комиссия на основании заявления гражданина ФИО6 приняла решение удалить ФИО5 из помещения для голосования участковой избирательной комиссии № 35 с предупреждением о том, что в случае отказа исполнить решение будут привлечены правоохранительные органы.

Зарегистрированный кандидат вправе назначить наблюдателя. Удаление наблюдателя из помещения для голосования не входит в полномочия участковой избирательной комиссии. Решения суда об удалении наблюдателя ФИО5 не было. Удаление наблюдателя представляет собой воспрепятствование со стороны председателей участковых комиссий свободному осуществлению зарегистрированным кандидатом избирательных прав. Наличие наблюдателя от кандидата или политической партии является фундаментальной гарантией гласности деятельности избирательных комиссий, «чистоты и прозрачности» выборов.

Просил суд признать действие (решение) участковой избирательной комиссии № 35 от 19.09.2021 по удалению наблюдателя ФИО5 из помещения для голосования незаконным.

Определениями суда от 09.11.2021, 22.11.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена избирательная комиссия ЕАО, в качестве административных ответчиков председатель участковой избирательной комиссии № 35 ФИО1, секретарь участковой избирательной комиссии № 35 ФИО2, для дачи заключения по делу - прокурор г. Биробиджан ЕАО и ЦИК РФ.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании административный ответчик председатель участковой избирательной комиссии № 35 ФИО1 с заявленными требованиями не согласилась, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения, принятого большинством голосов, подписанного уполномоченными лицами в пределах их компетенции. При этом ФИО5 не являлась наблюдателем от кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО - Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 ФИО4, 19.09.2021 была удалена как лицо, не имеющее права присутствовать на избирательном участке. Впоследствии ФИО5 19.09.2021 была назначена членом участковой избирательной комиссии № 35 с правом совещательного голоса от избирательного объединения РО ПП КПРФ в ЕАО и присутствовала на указанном избирательном участке.

Административный ответчик секретарь участковой избирательной комиссии № 35 ФИО2 административные исковые требования не признала, дала аналогичны пояснения пояснениям административного ответчика ФИО1

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии г. Биробиджана ФИО3 в судебном заседании требования административного истца не признала, пояснила, что кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО - Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 ФИО4 списки наблюдателей в территориальную избирательную комиссию г. Биробиджана не представил, ФИО5 19.09.2021 была удалена законно и обоснованно удалена решением участковой избирательной комиссии № 35 как лицо, не имеющее права присутствовать на избирательном участке. Имеющийся в материалах дела список наблюдателей, подписан представителем РО ПП КПРФ в ЕАО ФИО7, которая не была уполномочена от имени кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО - Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 ФИО4 подавать такой список. 19.09.2021 территориальной избирательной комиссией г. Биробиджана в отношении кандидата ФИО4 и РО ПП КПРФ в ЕАО вынесены предупреждения в связи с недостатками в указанном списке, данные предупреждения не были обжалованы. 19.09.2021 ФИО5 была назначена членом участковой избирательной комиссии № 35 с правом совещательного голоса от избирательного объединения РО ПП КПРФ в ЕАО и приступила к своим полномочиям, которые схожи с полномочиями наблюдателя. Права административного истца не нарушены, подача настоящего административного иска является попыткой поставить под сомнение легитимность прошедших выборов.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве указано на необоснованность заявленных требований, на законность и обоснованность оспариваемого решения. Позиция аналогична, изложенной представителем заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии г. Биробиджана ФИО3 в судебном заседании.

В заключении ЦИК РФ оставило на усмотрение суда вопрос об удовлетворении требований административного истца ФИО4, просили административное дело рассмотреть в отсутствие представителя ЦИК РФ.

Помощник прокурора г. Биробиджана Орищенко Р.Е. в судебном заседании дал заключение о необоснованности заявленных требований, законности оспариваемого решения, в связи с чем полагал требования ФИО4 не подлежащими удовлетворению.

Суд с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключения ЦИК РФ, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Исходя из положений ч.ч. 1, 2, 10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

В соответствии с ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.

Положениями ст. 31 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определены полномочия участковой избирательной комиссии, в частности, участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения (п. 10).

Из материалов дела следует, что 19.09.2021 в участковую избирательную комиссию № 35 поступило заявление от члена избирательной комиссии ЕАО с правом совещательного голоса ФИО6 о нахождении в помещении для голосования лиц, не имеющих право присутствовать в помещении для голосования.

19.09.2021 участковой избирательной комиссией № 35 принято решение об удалении ФИО5 как лица, не имеющего права присутствовать на избирательном участке. При этом комиссия исходила из того, что кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО - Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 ФИО4 условия, указанные в ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не выполнены, им не подавался список наблюдателей, ФИО5 не приобрела прав и обязанностей наблюдателя. Данное решение подписано председателем участковой избирательной комиссии № 35 ФИО1, секретарем участковой избирательной комиссии № 35 ФИО2

Указанное решение принято уполномоченными лицами (постановление территориальной избирательной комиссии г. Биробиджана ЕАО от 04.06.2018 № 45/198-5 «О составе участковых избирательных комиссии г. Биробиджана с правом решающего голоса», протокол заседания участковой избирательной комиссии избирательного участка № 35 от 08.09.2021, протоколом № 3 и выпиской из протокола, протокол заседание участковой избирательной комиссии избирательного участка № 35 от 19.09.2021 № 4) в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 3 указанной статьи полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Согласно ч. 3.1 данной статьи политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

В материалах дела имеется список наблюдателей, содержащий сведения о наблюдателе ФИО5 от кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО - Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 ФИО4 Данный список подписан представителем РО ПП КПРФ в ЕАО ФИО7, полномочия ФИО7 на подписание от имени кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО - Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 ФИО4 не представлены.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии г. Биробиджана ФИО3 пояснила, что 19.09.2021 территориальной избирательной комиссией г. Биробиджана в отношении кандидата ФИО4 и РО ПП КПРФ в ЕАО вынесены предупреждения в связи с недостатками в указанном списке, данные предупреждения не были обжалованы.

Таким образом, выводы должностных лиц участковой избирательной комиссии № 35 о том, что ФИО5 не приобрела прав и обязанностей наблюдателя являются правильными. Выявив факт неправомерности нахождения такого лица в помещении для голосования, принятие избирательной комиссией оспариваемого решения (действий), является правомерным.

Кроме того, 19.09.2021 решением РО ПП КПРФ в ЕАО ФИО5 была назначена членом участковой избирательной комиссии № 35 с правом совещательного голоса от избирательного объединения РО ПП КПРФ в ЕАО и приступила к своим полномочиям.

02.11.2021 административный иск направлен ФИО4 как кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО - Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220, при этом приложенное к иску удостоверение не действует с 10.10.2021.

Указанное свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения (действия) незаконным, в связи с чем удовлетворению административный иск не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 224 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Административные исковые требования ФИО4 к участковой избирательной комиссии № 35, председателю участковой избирательной комиссии № 35 ФИО1, секретарю участковой избирательной комиссии № 35 ФИО2 о признании незаконным действия (решения) от 19.09.2021 оставить без удовлетворения.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Е.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2021.