ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3293/19 от 05.08.2019 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

...<адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Колобковой В.В.,

с участием адвоката ФИО2 представившего ордер от 29.07.2019г.,

при секретаре судебного заседания ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Северо-Осетинского Республиканского Отделения Политической Партии «Коммунистическая Партия Коммунисты России» к административному ответчику Территориальная избирательная комиссия Левобережной части <адрес> РСО-Алания, с участием заинтересованных лиц – Северо-Осетинское Республиканское Отделение Политической Партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», Центральная Избирательная Комиссия РСО-Алания о признании недействительным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от 13.07.2019г. «О заверении списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; о признании недействительным и отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от 17.07.2019г. «О регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, который обосновал тем, что уполномоченным представителем избирательного объединения Северо-Осетинское Республиканское Отделение Политической Партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» представлены в адрес территориальной избирательной комиссии документы, оформленные с нарушением норм действующего законодательства. В решении о выдвижении списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва, выдвинутого по муниципальному избирательному округу Северо-Осетинским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», оформленного выпиской из протокола не указано число участников съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, что является нарушением. Исходя из прямого толкования нормы закона, все перечисленные реквизиты должны быть указаны ввиду необходимости явного показателя легитимности представляемого в избирательную комиссию решения.

Определением суда от ... к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная избирательная комиссия РСО-Алания.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат ФИО2 действующий также на основании доверенности от ..., административные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, и просил суд их удовлетворить в полном объёме.

Представитель административного ответчика – председатель территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес>ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в возражениях и просил суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица СОРО КПРФ ФИО4., действующий на основании доверенности от 22.05.2019г., в судебном заседании счёл требования административного истца не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель ЦИК РСО-Алания ФИО5., действующий на основании доверенности от 18.02.2019г. , в судебном заседании пояснил, утверждены требования к оформлению решения избирательного объединения о выдвижении муниципального списка, оно оформляется протоколом, в котором указываются число зарегистрированных участников съезда, число участников съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения. В нарушение действующего законодательства территориальной избирательной комиссией Левобережной части <адрес> приняты на регистрацию документы, а именно в предоставленной СОРО КПРФ выписке из заседания отчетно-выборной конференции Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии от 29.06.2019г. не указано число участников конференции, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения. Справка, представленная в территориальную избирательную комиссию Левобережной части <адрес> о результатах проведения отчетно-выборной конференции, не является необходимым документом для регистрации, а подтверждает лишь соблюдение процедуры тайного голосования.

Прокурор <адрес> о времени и месте рассмотрения административного дела, извещён судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что в силу ч.3 ст. 243 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материала административного дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от 13.07.2019г. «О заверении списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское Республиканское Отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», суд пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд и невозможности его восстановления.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от ... № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

При исчислении срока по правилам пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от ... № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", первым днем десятидневного срока для подачи в суд заявления об отмене решения избирательной комиссии является день принятия решения избирательной комиссией.

Суждение суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд соответствует фактическим обстоятельствами дела и представленным доказательствам, в соответствии с которыми оспариваемое решение принято ..., а в суд административный истец обратился ... (согласно штемпелю почтовой корреспонденции), то есть по истечении десяти дней.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ...-О, в случае пропуска срока обращения в суд судебная защита прав административного истца - независимо от того, имело ли место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения. Так как результат разрешения спора не зависит от процессуального поведения административного истца при рассмотрении его требований по существу, применительно к рассматриваемому случаю нельзя признать нарушенными такие принципы судопроизводства как состязательность и равноправие сторон.

При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд и невозможность его восстановления является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части заявленных требований в силу части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Удовлетворяя требование административного истца о признании недействительным и отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от 17.07.2019г. «О регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское Республиканское отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», суд исходил из следующего.

Из пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следует, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

... состоялась отчётно-выборная Конференция Северо-Осетинского Республиканского Отделения политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» (далее СОРО ПП «КПРФ») с повесткой дня: о выдвижении муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания представителей муниципального образования г.Владикавказа седьмого созыва от избирательного объединения «Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации». В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона №95-ФЗ «О политических партиях» от ... и пунктом 6.3 Устава «КПРФ», а также на основании утвержденных Конференцией протоколов Счетной комиссии о результатах тайного голосования III этапа XXXIII отчетно-выборной Конференции Северо-Осетинского республиканского отделения КПРФ постановили выдвинуть муниципальный список кандидатов в депутаты Собрания представителей муниципального образования <адрес> седьмого созыва от избирательного объединения «Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» в количестве 22 человек в установленном порядке размещения в нем кандидатов согласно приложению.

Выписка из заседания III этапа XXXIII отчетно-выборной Конференции Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии КПРФ от ... со списком регистрации делегатов III этапа XXXIII отчетно-выборной Конференции Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии КПРФ, с муниципальным списком кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва по муниципальному избирательному округу, а также со справкой от ... о результатах проведения отчетно-выборной конференции Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии КПРФ направлены в территориальную избирательную комиссию Левобережной части <адрес> уполномоченным представителем по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в муниципальных выборах.

В выписке из заседания III этапа XXXIII отчетно-выборной Конференции Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии КПРФ от ... указано число избранных делегатов Конференции – 53 человек; число зарегистрированных делегатов, присутствующих на III этапе XXXIII отчетно-выборной Конференции Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии КПРФ – 42 человека.

В соответствии с частью 1 статьи 64.20 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ...-РЗ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>-Алания» муниципальный список кандидатов представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию, организующую выборы.

Частью 2 указанной статьи определен закрытый перечень документов, который одновременно представляется с муниципальным списком кандидатов, а именно: нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения; решение (решения) съезда (собрания, конференции) избирательного объединения о выдвижении муниципального списка кандидатов; документ, подтверждающий согласование выдвижения списка кандидатов с вышестоящим органом политической партии (в случае, если требование о согласовании выдвижения муниципального списка кандидатов содержится в уставе политической партии; решение уполномоченного органа избирательного объединения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения в случае, если они не были назначены решением съезда (собрания, конференции) избирательного объединения; список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, предусмотренных частью 3 статьи 24.1 Закона; доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам и иные документы для его регистрации, перечисленные в части 7 статьи 64.26 Закона; официально заверенный постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения список граждан, включенных в муниципальный список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

Частью 3 статьи 64.19 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ...-РЗ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>-Алания» утверждены требования к оформлению решения избирательного объединения о выдвижении муниципального списка. Вышеуказанное решение оформляется протоколом, в котором указываются: число зарегистрированных участников съезда; число участников съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения; решение о выдвижении муниципального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением муниципального списка); решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам и (или) о предоставлении соответствующему органу избирательного объединения права по их назначению.

В решении о выдвижении списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва, выдвинутого по муниципальному избирательному округу Северо-Осетинским Республиканским Отделением политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», оформленного выпиской из заседания III этапа XXXIII отчетно-выборной Конференции Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии КПРФ, не указано число участников съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, что является нарушением в силу ч.3 ст.64.19 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ...-РЗ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>».

Предоставленная в территориальную избирательную комиссию Левобережной части <адрес> справка от ... о результатах проведения отчетно-выборной конференции Северо-Осетинского республиканского отделения Политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», связанного с выдвижением кандидатов, списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва, в силу части 2 статьи 64.20 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ...-РЗ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» не входит в закрытый перечень документов, который одновременно представляется с муниципальным списком кандидатов.

Как пояснил в судебном заседании представитель ЦИК РСО-Алания ФИО5., указанная справка лишь подтверждает соблюдение процедуры тайного голосования.

Установленные судом обстоятельства послужили основанием для удовлетворения требования административного истца о признании недействительным и отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от 17.07.2019г. «О регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское Республиканское отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации».

При этом, суд не соглашается с доводами административного иска о том, что фотографиями с сайта Северо-Осетинского Республиканского отделения политической Партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» о проведении отчетно-выборной конференции можно сделать вывод о нелегитимности конференции.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.244 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования Северо-Осетинского Республиканского Отделения Политической Партии «Коммунистическая Партия Коммунисты России» к административному ответчику Территориальная избирательная комиссия Левобережной части <адрес>, с участием заинтересованных лиц – Северо-Осетинское Республиканское Отделение Политической Партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», Центральная Избирательная Комиссия РСО-Алания о признании недействительным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от .... «О заверении списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; о признании недействительным и отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от .... «О регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», удовлетворить частично.

Признать недействительным и отменить Решение Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от .... «О регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В части требования о признании недействительным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Левобережной части <адрес> от 13.07.2019г. «О заверении списка кандидатов в депутаты Собрания представителей <адрес> седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Северо-Осетинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» отказать в связи с пропуском срока обращения с административным исковым заявлением.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда <адрес>, через Советский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья В.В.Колобкова