Дело № 2а-3297/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 17 ноября 2016 года
Ленинский районный суд г.*** в составе :
председательствующего судьи Макаровой Е.В.
при секретаре Миловановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» к администрации *** о признании действий незаконными,
при участии в судебном заседании:
представителей административного истца ФИО1 и ...., предъявившего диплом о высшем юридическом образовании ***. и доверенность от ***
представителя административного ответчика ФИО2, предъявившего диплом о высшем юридическом образовании ***. и доверенность ***
УСТАНОВИЛ:
10.11.2016г. Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» обратилось в суд с административным иском к администрации *** о признании незаконным действия администрации ***, выразившиеся в не согласовании проведения публичного мероприятия 29.10.2016г. с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут в сквере у памятника Зои Космодемьянской или в специально отведенных местах, установленных постановлением администрации ****** от ***
В обоснование предъявленных требований административный истец указал, что администрацией *** нарушен порядок согласования публичных мероприятий, так как отказав в согласовании указанного в уведомлении места проведения митинга с целью привлечения общественного внимания и выражения мнения населения по проблеме повышения ставок налога на имущество, а также принятия обращения по данному вопросу в адрес органов государственной власти и местного самоуправления, администрации *** не обоснованно и по надуманным основаниям не согласовала проведение митинга 29.10.2016г. с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут в сквере у памятника Зои Космодемьянской и не предложило организатору публичного мероприятия Региональному отделению Всероссийской политической партии «Родина» альтернативных мест, установленных постановлением администрации ****** от ***., в котором каких-либо указаний на предельную численность присутствующих в указанных местах и норм заполняемости не предусмотрено, чем административный истец был лишен возможности реализовать конституционное право на свободу собраний, так как предложенное администрацией *** альтернативное место проведения митинга – площадка перед зданием по адресу: ****** не только не входит в перечень специально отведенных и приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем мест, указанных в постановлении Администрации ****** от ***., но и является труднодоступным, малонаселенным, находится на окраине города, вблизи мест захоронения Полынковского кладбища, имеет слабое транспортное сообщение. В ответе администрации *** отказ в согласовании указанного в уведомлении места проведения митинга не мотивирован, поскольку органом местного самоуправления не указано время проведения и какое конкретно иное публичное мероприятие будет там проводиться, что противоречит нормам действующего законодательства. Своими действиями административный ответчик нарушил права административного истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, административные исковые требования поддержал по тем же основаниям и пояснил, что обращение в суд является вынужденной мерой, поскольку со стороны администрации *** систематически принимаются меры, препятствующие партии «Родина» в проведении публичных мероприятий и нарушающие конституционные права граждан на проведение митинга. Администрация *** искусственно создает препятствия для выражения общественного мнения по общественно значимым вопросам. 11.09.2016 г. администрация *** так же не согласовала проведение публичного мероприятия.
При выезде *** в сквер у памятника Зои Космодемьянской, сквер «Сочи» и на территорию, непосредственно прилегающую к памятнику Сергеева-Ценского, на *** на видео и фотосъемку зафиксировано отсутствие каких-либо публичных мероприятий и сотрудников полиции, которые должны обеспечивать безопасность публичных мероприятий, в период времени с 11 до 13 час.
Предложенное администрацией *** место проведения митинга – культурно-досуговый центр «Мир», расположенный по адресу: ***, не только не входит в перечень специально отведенных и приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем мест, указанных в постановлении ****** от ***., но и является труднодоступным, малонаселенным, находится на окраине города, имеет слабое транспортное сообщение. Кроме того, находится вблизи мест захоронения Полынковского кладбища, в 200-х метрах от установленных знаков, обозначающих близость захоронений и кладбища, поэтому само по себе проведение массового митинга, тем более с использованием технических громкоговорящих средств, о которых было заявлено в уведомлении, в таком месте неэтично. Более того, в ответе администрации *** отказ в согласовании указанного в уведомлении места проведения митинга не мотивирован и противоречит нормам действующего законодательства.
Представитель административного истца .... в суде административные исковые требования поддержал по тем же основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации ***ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к делу и пояснил, что администрация *** в соответствии с действующим законодательством мотивированно предложила Региональному отделению политической партии «Родина» в *** перенести место проведения публичного мероприятия на альтернативную площадку возле культурно-досугового центра «Мир» на ***. Альтернативное место для проведения митинга было предложено исходя из предполагаемого количества участников митинга 1000 человек, а также ранее поступивших уведомлений о проведении других публичных мероприятий в указанном партией «Родина» месте, о чем свидетельствуют постановления администрации *** № *** от ***. и № *** от ***. Данная площадка отвечает всем необходимым требованиям, а именно располагается в центре густонаселенного жилого микрорайона, в непосредственной близости от остановки общественного транспорта. На основании ч. 3 ст. 4 Закона *** области № *** установлена норма предельной заполняемости специально отведенных мест, которая составляет 1 человек на 1 квадратный метр. Истцу было разъяснено, что он не вправе проводить публичное мероприятие, если с органом местного самоуправления не было согласовано изменение по мотивированному предложению органа местного самоуправления места проведения публичного мероприятия.
На основании ч. 3 ст. 4 Закона *** области № *** установлена норма предельной заполняемости специально отведенных мест, которая составляет 1 человек на 1 квадратный метр. Истцу было разъяснено, что он не вправе проводить публичное мероприятие, если с органом местного самоуправления не было согласовано изменение по мотивированному предложению органа местного самоуправления места проведения публичного мероприятия. Доводы о не предоставление для проведения публичного мероприятия специально отведенных мест на территории *** считал необоснованными, так как данные правоотношения регулируются Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Таким образом, администрацией *** не нарушены Конституционные права истца свободно проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Просил в удовлетворении исковых требований отказать
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам, руководствуясь при этом следующим.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с частью 1- 4 статьи 7 Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с изменениями и дополнениями) уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
В судебном заседании установлено, что 19.10.2016г. Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в *** направило в адрес администрации *** уведомление о проведении публичного мероприятия на территории *** 29 октября 2016 года с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут в сквере у памятника Зои Космодемьянской.
Согласно поданному уведомлению, проводится митинг с целью привлечения общественного внимания и выражения мнения населения по проблеме повышения ставок налога на имущество, а также принятия обращения по данному вопросу в адрес органов государственной власти и местного самоуправления. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, заявленного в уведомлении составляет 1000 человек.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, данное уведомление соответствовало требованиям, предусмотренным ч.1, 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", что не отрицалось и административным ответчиком в суде.
21.10.2016г. Региональному отделению Всероссийской политической партии «Родина» в *** был дан письменный ответ администрации ***, подписанный заместителем начальника управления по связям с общественностью ....., в котором Региональному отделению партии « Родина» в *** было предложено перенести место проведения митинга на площадку перед зданием культурно-досугового центра «Мир» по адресу: ***.
Согласно статьи 8 Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2012г. N65-ФЗ законы субъектов РФ и решения органов исполнительной власти субъектов РФ, указанные в части 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012г. N65-ФЗ), должны быть приняты и вступить в силу не позднее 31 декабря 2012 г.
Пунктом 1.1. статьи 8 указанного закона предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
1.2. При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
2.1. После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью1.1 настоящей статьиспециально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью3 статьи12 настоящего Федерального закона.
2.2. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
В силу статьи 12 Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
2. В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Постановлением администрации *** от *** N *** "Об утверждении перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" (с изменениями и дополнениями) в *** специального отведенными для этого местами являются: сквер « Сочи», расположенный по адресу: *** и территория, непосредственно прилегающая к памятнику С.Н. Сергеева-Ценского, расположенному по адресу: ***.
Частью 2, 3 и 4 ст. 4 Закона *** от ****** « О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории ***» установлено, что в одном специально отведенном месте в одно время не может быть проведено более одного публичного мероприятия. Организатор публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, не вправе проводить данное публичное мероприятие, если специально отведенное место используется для проведения иного публичного мероприятия. Норма предельной заполняемости специально отведенных мест составляет 1человек на 1 квадратный метр. На территориях специально отведенных мест предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, составляет 100 человек.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно части 2 статьи 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Данные нормы материального права с учётом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.
В соответствии с п.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из ответа, адресованного Региональному отделению политической партии «Родина» 21.10.2016г. и подписанного заместителем начальником Управления по связям с общественностью администрации ***....., усматривается, что уведомление партии «Родина» рассмотрено и сообщалось, что в заявленном месте будет проводиться публичное мероприятие, в связи с чем, предлагалось перенести место проведения митинга на площадку перед зданием по ******
В силу пункта 1 статьи 8 ФЗ от 19.06.2014г. № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения здания и сооружений или иной угрозы безопасности участников публичного мероприятия.
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека).
Как следует из ответа администрации ***, РО партии «Родина» было предложено одно альтернативное место проведения митинга, а именно на площадке возле здания культурно-досугового центра «Мир» на ***, которое, исходя из места его расположения не пригодно для целей данного публичного мероприятия - митинга с целью привлечения общественного внимания и выражения мнения населения по проблеме повышения ставок налога на имущество, а также принятия обращения по данному вопросу в адрес органов государственной власти и местного самоуправления с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия -1000 человек с использованием звукоусиливающих технических средств, о которых было заявлено в уведомлении, поскольку данное место не только не входит в перечень специально отведенных и приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем мест, указанных в постановлении ****** от ***., но и значительно удалено от центра ***, является малолюдным, расположено в одном из малонаселенных районов города, находится фактически на окраине города, недалеко от мест захоронения Полынковского кладбища, где не достаточно развитое по сравнению с другими районами города транспортное сообщение.
Кроме того, из представленных суду постановлений администрации ****** от ***. о проведении митингов ***. общественной организацией «Молодая гвардия Единой России» с целью изучения мнения жителей города на тему «Праздник страны - День народного единства» и *** от ***. о проведении *** митинга в сквере «Сочи» *** казачьи обществом на тему привлечения внимания общественности к пропаганде патриотического воспитания подрастающего поколения, следует, что на
на территории, непосредственно прилегающей к памятнику Сергеева-Ценского и на *** каких-либо публичных мероприятий в период времени с 11 до 13 час. 30 мин. не проводилось.
В статье 3 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях» от 19 июня 2004г. № 54 ФЗ закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009г. № 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время) либо иными подобными причинами.
Понятие «мотивированное предложение» по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия «согласование», то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичного мероприятия – свободное формирование и выражений мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики ( пункт 1 статьи 2 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях»). Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод ( постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января1998 года № 2-П и от 18 февраля 2000 года № 3-П).
Предложение администрации *** о проведении митинга с целью привлечения общественного внимания и выражения мнения населения по проблеме повышения ставок налога на имущество, а также принятия обращения по данному вопросу в адрес органов государственной власти и местного самоуправления на площадке культурно-досугового центра « Мир» не позволяло реализовать цели митинга в этом месте.
В ответе администрации г ***. также отсутствует мотивация отказа проведения митинга по адресу, предложенному организатором и в специально отведенных местах, установленных постановлением администрации ****** от ***., что не соответствует требованиям части 5 статьи 5 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях».
Ссылка представителя административного ответчика на то, что обращение РО политической партии «Родина» в *** не может быть признано уведомлением, несостоятельна, поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, организаторы публичного мероприятия предварительно уведомили орган местного управления о планируемом митинге ( л.д. 20), а обращение от 24.10.2016г. имело целью урегулирование имеющихся разногласий по согласованию места его проведения. При этом Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит требования о том, что согласование места проведения публичного мероприятия должно осуществляться в форме уведомления.
Кроме того, часть 2 ст. 8 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях» содержит исчерпывающий перечень мест, в которых запрещено проведение массовых мероприятий. Как следует из материалов дела, предлагаемое организатором место проведения митинга к таковым не относится.
В ответе администрации *** отказ в согласовании указанного в уведомлении места проведения митинга не мотивирован, поскольку органом местного самоуправления не указано время проведения и какое конкретно иное публичное мероприятие будет там проводится. Из представленных административным истцом фотоматериалов также следует, что в указанное в уведомление время каких – либо публичных мероприятий в сквере рядом с памятником Зои Космодемьянской и в сквере «Сочи», а также рядом с памятником Сергеева-Ценского на ****** не было.
Довод административного ответчика о том, что администрация *** обоснованно предложила перенести место проведения митинга на площадку перед зданием по ***, признаётся судом несостоятельным, поскольку противоречит норме пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Таким образом, административным истцом доказан факт нарушения его конституционных прав на проведение публичного мероприятия, выражении мнений, свобод и законных интересов граждан действиями административного ответчика.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что применительно к частям 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ административным ответчиком не доказано, что ответ на уведомление от 19.10.2016г. о проведении публичных мероприятий принят заместителем начальника управления по связям с общественностью ..... правомерно и в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 июня 2004года N54-ФЗ "О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в связи с чем, административные исковые требования Регионального отделения политической партии «Родина» в *** подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации ***, выразившиеся в не согласовании проведения публичного мероприятия 29.10.2016г. с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут в сквере у памятника Зои Космодемьянской или в специально отведенных местах, установленных постановлением администрации *** № *** от ***
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Макарова
Решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2016 года.
Судья Е.В. Макарова