ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-329/19 от 11.11.2019 Муйского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2019 года п. Таксимо

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Будаевой В.М.,

при секретаре Вандановой Т.С.,

с участием:

старшего помощника прокурора Муйского района Республики Бурятия Цыремпиловой Н.Б.,

председателя Совета Депутатов МО ГП «Северомуйское» ФИО1,

представителя ФИО2 - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-329/2019 по административному иску Прокурора Муйского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» о признании незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское», возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муйского района Республики Бурятия, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов МО ГП «Поселок Северомуйск», в котором просит признать незаконным отказ Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» в удалении в отставку главу-руководителя администрации муниципального образования городское поселение «поселок Северомуйск» ФИО2, удалить в отставку главу-руководителя администрации муниципального образования городское поселение «поселок Северомуйск» ФИО2, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Муйского района проведена проверка, в ходе которой установлены факты нарушения главой - руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 требований законодательства о противодействии коррупции, выраженных в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов при реализации своих полномочий. Так, Северобайкальским отделом Росреестра по Республике Бурятия 10.04.2017 г. в администрацию МО ГП «Северомуйское» для проверки в рамках муниципального земельного контроля направлено обращение ФИО4 от 18.03.2017 г. о самовольном занятии матерью главы городского поселения ФИО2 - ФИО7, а также его сожительницей ФИО8 земельных участков.

Указанное обращение в администрации поселения зарегистрировано 18.04.2017 г. за № 1-137, однако в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» главой поселения ФИО2 рассмотрение обращения не организовано, что свидетельствует о наличии личной заинтересованности ФИО2 при исполнении должностных обязанностей.

Выявлены факты нарушения главой муниципального образования городское поселение «Северомуйское» ФИО2 требований законодательства о противодействии коррупции, жилищного, миграционного законодательства, выраженных в даче согласия своему отцу - ФИО9 на передачу жилого помещения, непригодного для проживания, в муниципальную собственность без снятия с регистрационного учета по месту нахождения.

Установлено, что ФИО9 по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Впоследствии данная квартира передана ему безвозмездно в собственность на основании договора от 11.09.2013 г. № 91, заключенного между ним и администрацией МО ГП «Северомуйское».

В связи с признанием данного помещения 29.12.2015 г. непригодным для проживания 25.08.2016 г. ФИО9 обратился в администрацию МО ГП «Северомуйское» с заявлением о включении в списки участников программы переселения из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали для получения социальной выплаты на приобретение жилья на территории Республики Бурятия.

Согласно пункту 2.4 Порядка предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда зоны БАМа, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от № 424, основанием для представления социальной выплаты является, в том числе обязанность гражданина произвести безвозмездное отчуждение принадлежащего ему на праве собственности или ему и членам его семьи на праве общей собственности и свободного от обязательств жилого помещения и земельного участка, на котором расположено указанное жилое помещение (в случае, если земельный участок находится в собственности гражданина), в муниципальную собственность.

Данное обязательство подписано ФИО9 25.08.2016 г., представлено в администрацию МО ГП «Северомуйское» в этот же день вместе с заявлением о предоставлении социальной выплаты.

На основании решения жилищной комиссии администрации МО «Муйский район» от 12.09.2016 г. № 1101 ФИО9 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории республики на сумму 1 946 281, 80 руб.

На выделенные средства субсидии ФИО10 приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, право собственности на которое зарегистрировано в Северобайкальском отделе Управления Росреестра по Республике Бурятия 04.10.2016 г.

В связи с непринятием мер по передаче <адрес> в муниципальную собственность прокуратурой района 31.03.2017 г. в Муйский районный суд предъявлено исковое заявление об обязании ФИО9 передать жилое помещение в собственность МО ГП «Северомуйское», которое удовлетворено.

Обязательство по передаче жилья ФИО9 исполнено, право муниципальной собственности на данную квартиру зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Бурятия 20.04.2017 г.

Однако в течение 2017-2018 гг. ФИО9 продолжил проживать в <адрес>.

В соответствии с подпунктами «а», «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713, в случае изменения места жительства снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании его заявления. При неисполнении обязанности по снятию с регистрационного учета в добровольном порядке снятие с такого учета возможно только по вступившему в силу решению суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением.

Однако, администрацией МО ГП «Северомуйское» не приняты меры по направлению иска о признании ФИО9 утратившим право пользования жилым помещением и снятии его с регистрационного учета.

Более того, в соответствии с резолюцией главы МО ГП «Северомуйское» ФИО2 заявителю ФИО9 разрешено передать рассматриваемое жилое помещение в муниципальную собственность без снятия с регистрационного учета по месту его нахождения.

Выявлены факты нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, земельного законодательства, выраженных в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов при предоставлении земельного участка своей матери ФИО7

Так, администрацией МО ГП «Северомуйское» в лице главы-руководителя администрации ФИО2 по результатам открытого аукциона № 111217/5873601/14, 07.02.2018 г. заключен договор купли - продажи № 46 земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, с ФИО7

Однако ФИО7 не подавалась заявка на участие в вышеназванном аукционе с соответствующими документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ.

Согласно протоколу результатов опубликования извещения о предоставлении земельного участка в собственность от 11.01.2018 г., подписанному председателем комиссии ФИО2, рассматриваемый участок предоставлен ФИО7 в собственность по результатам торгов.

Таким образом, главой - руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 заключен договор купли - продажи земельного участка со своей матерью ФИО10 в отсутствие поданной заявки на участие в аукционе.

Решением Управления ФАС по Республике Бурятия от 06.05.2019 г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства администрация МО ГП «Северомуйское» признана нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По фактам нарушения закона в сфере защиты конкуренции при продаже ФИО7 земельного участка по постановлению прокурора района Бурятским УФАС России 05.06.2019 г. глава - руководитель администрации поселения ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Решением Муйского районного суда от 17.06.2019 г. удовлетворен иск прокурора к администрации поселения и ФИО7 о признании торгов недействительными, договора купли-продажи указанного земельного участка ничтожным и применении последствий недействительности сделки. Решение суда вступило в законную силу.

Факты предоставления главой муниципального образования - руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 вопреки закону жилья своему отцу - ФИО9, земельных участков своей матери - ФИО7, а также оставление им без рассмотрения обращения, непосредственно затрагивающие имущественные интересы его близких родственников, свидетельствует о наличии личной заинтересованности ФИО2 при исполнении должностных обязанностей, повлекшей конфликт интересов.

Пунктами 1, 3 Положения об основаниях и порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в городском поселении «Северомуйское» о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принятия мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта, утвержденного решением Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» от 08.04.2016 г. № 477, для сообщения лицом, замещающим муниципальную должность, о возникновении у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, определен трехдневный срок со дня, когда ему стало об этом известно.

Установлено, что данная обязанность, как и обязанность принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, главой - руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 не исполнена, что повлекло негативные последствия, выразившиеся в непринятии мер по факту нарушения земельного и жилищного законодательства.

Прокурором района в Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» 26.09.2017 г., 22.02.2018 г., 19.09.2018 г., 06.05.2019 г. направлено 4 информации о нарушении ФИО2 антикоррупционных требований для проведения проверки и принятия по её результатам соответствующего решения.

По результатам рассмотрения информаций Советом депутатов МО ГП «Северомуйское» глава - руководитель администрации не удален в отставку, чем нарушен принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, установленный п. 4 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ. Кроме того, представительным органом городского поселения при рассмотрении информаций прокуратуры нарушен порядок рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку, предусмотренный ст. 74.1 Федерального закона № 131 -ФЗ.

Непринятие Советом депутатов МО ГП «Северомуйское» надлежащих мер по рассмотрению вопроса об удалении главы МО ГП «Северомуйское» в отставку свидетельствует об отсутствии реализации Советом депутатом обязанности по противодействию коррупции. Бездействие Совета депутатов городского поселения не обеспечило точное исполнение требований закона, данное обстоятельство посягает на утвержденный порядок осуществления публичной власти на территории Российской Федерации.

При этом выявленные в ходе проверок факты являются основанием для применения в отношении главы - руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 меры ответственности в виде удаления в отставку в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в связи с утратой доверия).

Допущенные главой - руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов нарушают избирательные права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку глава является выборным должностным лицом, представляет интересы граждан в исполнительном органе муниципального образования.

Выявленные в ходе проверки нарушения являются прямым основанием для применения в отношении главы - руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» меры ответственности в виде удаления в отставку в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при том, что указанная мера ответственности является безальтернативным последствием.

В судебном заседании старший помощник прокурора Муйского района Цыремпилова Н.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные иску, уточнила исковые требования и просила пункт 2 резолютивной части административного искового заявления принять в следующей редакции: обязать Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» на ближайшей со дня вступления в законную силу решения суда сессии Совета удалить в отставку главу – руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Председатель Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» ФИО1 исковые требования не признала, пояснила, что вся информация, поступившая из Прокуратуры района, была рассмотрена, принято коллегиальное решение о том, что оснований для удаления ФИО2 в отставку не имеется. Считает, что у прокурора отсутствует право удаления главы муниципального образования в отставку, только представительный орган вправе принять такое решение. Информация прокуратуры носит лишь информационный характер. Действия прокурора расценивает как попытку оказания давления на Совет Депутатов.

Глава-руководитель МО ГП «Северомуйское» ФИО2 в судебном заседании 7 ноября 2019 года пояснил, что не считает, что в его действиях имело место несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 278-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем в полном объеме разделяет позицию по данному вопросу Совета депутатов МО ГП «Северомуйское».

По доводам прокурора пояснил, что на запросе Росреестра отсутствует резолюция главы администрации, что свидетельствует о том, что он лично ему не поступал, умысла скрыть указанный запрос у него не имелось, все документы, поступающие в адрес администрации МО ГП «Северомуйское» рассматриваются им лично, ставится резолюция и направляется для исполнения специалисту. Его отец ФИО9 действительно обратился в администрацию с заявлением о передаче в муниципальную собственность жилого помещения, с целью исполнения обязательств, в связи с получением социальной выплаты. Однако, им была поставлена резолюция «Не возражаю» лишь по вопросу о передаче жилого помещения в муниципальную собственность. Вопрос о сохранении регистрации не входит в его компетенцию и не мог быть им рассмотрен. Умысла на предоставление отцу каких-либо определенных условий для проживания в жилом помещении не имелось. Доводы прокурора о том, что ФИО9 проживал после получения социальной выплаты в жилом помещении, ничем не подтверждаются. Относительно, предоставления земельного участка его матери ФИО7 в собственность, пояснил, что были организованы торги, его мать являлась единственным участником, в связи с чем ей и был предоставлен земельный участок, никакой финансовой выгоды не имелось, на территории МО ГП «Северомуйское» достаточно свободной земли, любой гражданин в рамках открытого аукциона вправе принять участие в нем. Просил учесть, что на основании решения суда, земельный участок возвращен в муниципальную собственность.

В письменном отзыве ФИО2 указал, что решение вопроса о досрочном прекращении полномочий это разновидность ответственности, необходимо учитывать соразмерность степени совершенного нарушения и значимость защищаемых интересов. Считает, что нарушения требований федерального законодательства в его действиях отсутствуют. Требования прокурора направлены на понуждение Совета Депутатов к принятию конкретного решения по рассматриваемому вопросу, который является исключительным правом, а не обязанностью, что противоречит конституционным принципам разделения властей и самостоятельности ветвей государственной власти. При таких обстоятельствах требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Представитель ФИО2 - ФИО3 привел доводы, указанные ФИО2, дополнил, что инициатива удаления главу в отставку может исходить от высшего должностного лица субъекта РФ или от представительного органа. Прокурор не вправе инициировать данный вопрос связи с чем просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Устава МО ГП «Северомуйское» Совет депутатов городского поселения является представительным органом муниципального образования. Совет депутатов городского поселения подотчетен и подконтролен населению.

Согласно п. 10 ч.1 ст. 23 Устава, в исключительной компетенции Совета депутатов городского поселения, в том числе относится, принятие решения об удалении Главы муниципального образования в отставку.

Согласно ч.2 ст. 26 Устава, Глава городского поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В силу положений пп. «е» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в том числе, путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 5, п. 20 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в частности, мероприятия по повышению ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Согласно части 4.1. статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В силу п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования.

В числе остальных, основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются: несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и др.

В этой связи обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

К иным категориям лиц, прежде всего относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, временно исполняющие обязанности высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения лица, замещающего муниципальную должность, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляются путем отвода или самоотвода лица, замещающего муниципальную должность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.ч. 4, 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов, должностные лица соответствующей системы государственных органов.

Судом установлено и следует из представленных материалов, что Прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проведена проверка, в ходе которой, установлены факты нарушения главой - руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 требований законодательства о противодействии коррупции, выраженных в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов при реализации своих полномочий.

Так, Северобайкальским отделом Росреестра по Республике Бурятия 10.04.2017 г. в администрацию МО ГП «Северомуйское» для проверки в рамках муниципального земельного контроля направлено обращение ФИО4 от 18.03.2017 г. о самовольном занятии матерью главы городского поселения ФИО2 - ФИО7, а также его сожительницей ФИО6 земельных участков.

Указанное обращение в администрации поселения зарегистрировано 18.04.2017 г. за № 1-137, однако в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» главой поселения ФИО2 рассмотрение обращения не организовано.

Доводы ФИО2 о том, что обращение ему лично передано не был ничем не подтверждены и являются голословными.

Установлено, что обращение зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции, таким образом, ФИО2 как глава-руководитель МО ГП «Северомуйское» обязан был его рассмотреть, либо осуществить надлежащий контроль за его исполнением. Иное свидетельствует о прямой его заинтересованности в сложившейся ситуации.

Выявлены факты нарушения главой муниципального образования городское поселение «Северомуйское» ФИО2 требований законодательства о противодействии коррупции, жилищного, миграционного законодательства, выраженных в даче согласия своему отцу ФИО9 на передачу жилого помещения, непригодного для проживания, в муниципальную собственность без снятия с регистрационного учета по месту нахождения.

ФИО9 (отцу ФИО2) по договору социального найма № 1736 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое впоследствии было ему передано безвозмездно в собственность на основании договора от 11.09.2013 г. № 91, заключенного между ним и администрацией МО ГП «Северомуйское».

ФИО9 обратился в администрацию МО ГП «Северомуйское» с заявлением о включении в списки участников программы переселения из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали для получения социальной выплаты на приобретение жилья на территории Республики Бурятия, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, которое было удовлетворено. На выделенные средства субсидии ФИО9 приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, право собственности на которое зарегистрировано в Северобайкальском отделе Управления Росреестра по Республике Бурятия 04.10.2016 г.

При этом, ФИО9 25.08.2016 г. подписано обязательство произвести безвозмездное отчуждение принадлежащего ему на праве собственности или ему и членам его семьи на праве общей собственности и свободного от обязательств жилого помещения и земельного участка, на котором расположено указанное жилое помещение (в случае, если земельный участок находится в собственности гражданина), в муниципальную собственность в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации социальной выплаты.

В связи с непринятием мер по передаче <адрес> в муниципальную собственность прокуратурой района 31.03.2017 г. в Муйский районный суд подано исковое заявление об обязании ФИО9 передать жилое помещение в собственность МО ГП «Северомуйское», которое удовлетворено.

Обязательство по передаче жилья ФИО9 исполнено, право муниципальной собственности на данную квартиру зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Бурятия 20.04.2017 г.

Администрацией МО ГП «Северомуйское» не были приняты меры по направлению иска о признании ФИО9 утратившим право пользования рассматриваемой квартиры и снятии его с регистрационного учета.

В соответствии с резолюцией главы МО ГП «Северомуйское» ФИО2 заявителю ФИО9 разрешено передать рассматриваемое жилое помещение в муниципальную собственность без снятия с регистрационного учета по месту его нахождения.

Кроме того, постановлением дознавателя ГД Отделения МВД России по Муйскому району от 19 сентября 2018 г. уголовное дело и уголовное преследование в отношении ФИО9 по ч.1 ст. 159.2 УК РФ прекращено в связи с деятельным раскаянием, в порядке ст. 28 УПК РФ, т.е. по не реабилитирующим основаниям.

В ходе дознания было установлено, что ФИО9 13.02.2013 г. по его заявлению была назначена мера социальной поддержки в размере 2 709,42 руб., как инвалиду 3 группы по оплате жилищно-коммунальных услуг по <адрес>. С июня 2014 г. ФИО9 по указанному адресу не проживал, не сообщил о смене места жительства, тем самым ФИО9 путем умолчания о факте влекущим прекращение социальной выплаты в период с мая 2015 г. по май 2018 г. получил меру социальной поддержки на общую сумму 71 967,16 руб., похищенными средствами распорядился по своему усмотрению.

К доводам ФИО2 о том, что своей резолюцией он разрешил ФИО9 лишь сдать жилое помещение в муниципальную собственность, суд относится критически, поскольку такого разрешения не требуется.

Кроме того, исходя из буквального толкования заявления ФИО9 понятно, что он просит сдать жилое помещение <адрес>, в муниципальную собственность без снятия с регистрационного учета по данному адресу, глава МО ГП «Северомуйское» ФИО2 не возражал.

Выявлены факты нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, земельного законодательства, выраженных в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов при предоставлении земельного участка своей матери ФИО7

Так, администрацией МО ГП «Северомуйское» в лице главы-руководителя администрации ФИО2 по результатам открытого аукциона , ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> с ФИО5

Однако ФИО7 не подавалась заявка на участие в вышеназванном аукционе с соответствующими документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ.

Согласно протоколу результатов опубликования извещения о предоставлении земельного участка в собственность от 11.01.2018 г., подписанному председателем комиссии ФИО2, рассматриваемый участок предоставлен ФИО7 в собственность по результатам торгов.

Таким образом, главой - руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 заключен договор купли - продажи земельного участка со своей матерью ФИО10 в отсутствие поданной заявки на участие в аукционе.

Решением Управления ФАС по Республике Бурятия от 06.05.2019 г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства администрация МО ГП «Северомуйское» признана нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По фактам нарушения закона в сфере защиты конкуренции при продаже ФИО7 земельного участка по постановлению прокурора района Бурятским УФАС России 05.06.2019 г. глава - руководитель администрации поселения ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Решением Муйского районного суда от 17.06.2019 г. удовлетворен иск прокурора к администрации поселения и ФИО7 о признании торгов недействительными, договора купли-продажи указанного земельного участка ничтожным и применении последствий недействительности сделки.

Одним из оснований для удовлетворения иска явилось то, что при проведении торгов-аукциона имел место конфликт интересов, поскольку протокол результатов извещения о предоставлении земельного участка в собственность от 11 января 2018 г. пописан председателем комиссии ФИО2, состоящий в близком родстве с участником аукциона ФИО7

ФИО2, являясь главой-руководителем администрации МО СП «Северомуйское», состоящий в близком родстве с ФИО7, имея личную (имущественную) заинтересованность в предоставлении последней земельного участка, с последующим строительством недвижимости (кафе), приобретении в собственность за плату земельного участка по более выгодной цене, не исключил своего участия в качестве председателя комиссии по рассмотрению заявок, не принял мер по предотвращению сложившегося конфликта интересов. Проведение торгов и заключение договора купли-продажи в условиях конфликта интересов свидетельствует о том, что данная сделка посягает на публичные интересы и влечет незаконность приобретения прав на земельный участок ФИО7 и незаконность последующих действий.

Признание торгов на право заключения договора купли-продажи спорного земельного участка несостоявшимися и заключение такого договора с единственным участником торгов, не свидетельствует об отсутствии у главы-руководителя муниципального образования ФИО2, обязанности по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов. Результаты торгов для установления конфликта интересов не имеют правового значения, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность не только влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Решение суда вступило в законную силу.

Прокурором района в Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» 26.09.2017 г., 22.02.2018 г., 19.09.2018 г., 06.05.2019 г. направлено 4 информации о нарушении ФИО2 антикоррупционных требований для проведения проверки и принятия по её результатам соответствующего решения, вместе с тем глава - руководитель администрации МО ГП «Северомуйское» не удален в отставку.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что главой – руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2 в период исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку. Решение Совета Депутатов МО ГП «Северомуйское» о не удалении главы муниципального образования в отставку противоречит требованиям закона. Совет Депутатов МО ГП «Северомуйское» обязан устранить допущенное нарушение, удалив главу муниципального образования в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного ситца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, заинтересованного лица, его представителя суд вправе указать на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, установив срок и порядок исполнения решения.

Частью 9 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из приведенных положений закона следует, что Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» обязан устранить допущенные нарушения закона указанным судом способом в установленный срок.

Доводы об отсутствии у прокурора права требовать возложение обязанности на Совет Депутатов в виде досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, что такое обращение является прерогативой высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или данное решение принимается по инициативе Совета депутатов муниципального образования не основаны на законе.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).

Внесенные 3 апреля 2017 года в статью 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокурора Муйского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» о признании незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское», возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» в удалении в отставку главу – руководителя администрации муниципального образования городское поселение «Северомуйское» ФИО2.

Обязать Совет депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» на ближайшей со дня вступления в законную силу решения суда сессии Совета удалить в отставку главу – руководителя администрации муниципального образования городское поселение «Северомуйское» ФИО2 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья Будаева В.М.

Решение суда в окончательной форме принято 15 ноября 2019 г.

Судья Будаева В.М.