ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-329/20 от 23.11.2020 Мглинского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-329/2020

Строка стат. отчёта 3.022

УИД 32RS0019-01-2020-000793-51

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 ноября 2020 г. г. Мглин

Мглинский районный суд Брянской области в составе

председательствующего Зайцева А.Я.,

при секретаре Протченко М.П.,

с участием прокурора Новик В.В.,

представителя административного ответчика – администрации Мглинского района – по доверенности ФИО1,

представителя заинтересованного лица – Ветлевской сельской администрации – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мглинского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Мглинского района о признании бездействия незаконным, принятии мер по включению памятника в Единый государственный реестр объектов культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мглинского района Брянской области обратился в суд с данным административным иском, с учётом уточнения предмета административных исковых требований, по следующим основаниям.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Мглинского района, по соблюдению исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы увековечивания и государственной охраны объектов культурного наследия, установлено, что на кладбище хут. Портники Мглинского района Брянской области находится братская могила 2 партизан.

Данная братская могила, исходя из положений Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия, Закон), обладает признаками объекта культурного наследия, однако не включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Единый государственный реестр), который ведётся в соответствии с данным Законом.

Проведение работ по выявлению и государственному учёту объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, в соответствии с ч.1 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия, обязаны организовывать муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.

Администрацией Мглинского района данные работы не проведены.

Просил признать бездействие администрации Мглинского района в части непринятия мер по подготовке сведений об историко-культурной ценности памятника и ненаправления в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявления о включении его в Единый государственный реестр незаконным, обязать администрацию подготовить данные сведения и направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия указанное заявление.

Определением от 5 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, отдел культуры Мглинского района.

Прокурор Новик В.В. поддержала административные исковые требования.

Представитель администрации Мглинского района ФИО1, представитель Ветлевской сельской администрации ФИО2 не возражали против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель отдела культуры Мглинского района, извещённого о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, извещённого о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представитель ФИО3 обратился с заявлением о рассмотрении дела без участия представителя Управления.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено без участия представителей неявившихся лиц.

Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли и достопримечательные места, отдельные захоронения относятся к памятникам (ч. 5 ст. 3 Закона).

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6 Закона).

В соответствии с пп. 1, 3 ст. 15 Закона об объектах культурного наследия в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Как указывается в ст. 16 Закона, реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно абз. 1 п. 1, пп. 2, 3, 4 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует работу по установлению его историко-культурной ценности и принимает решение о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.

В соответствии с пп. 1, 3, 4 ст. 18 Закона после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы, и на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.

Если в поступившем заключении государственной историко-культурной экспертизы предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр.

Согласно Порядку проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утверждённому приказом Минкультуры России от 2 июля 2015 г. № 1905 (далее – Порядок выявления и государственного учёта объектов культурного наследия), работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляются самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта, сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта, изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (п. 2).

По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему порядку (п. 3).

Заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр должно содержать актуальные и достоверные сведения об объекте (п. 4).

К заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр прикладываются: сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), сведения об историко-культурной ценности объекта, иные сведения об объекте (при наличии) (п. 5).

В соответствии с п. 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Проверкой прокуратуры Мглинского района Брянской области установлено, что на кладбище хут. Портники Мглинского района Брянской области находится братская могила 2 партизанам, что подтверждается Списком памятников культурного наследия (воинских захоронений, памятников, увековечивающих память погибших при защите Отечества), отнесенных к памятникам местного значения, который ведётся в администрации Мглинского района (далее – Список) и в котором памятник находится под № 22, учётной карточкой захоронения, фотографией, объяснениями ФИО1, ФИО2

Из учётной карточки, фотографии видно, что братская могила имеет православный крест, каменное надгробие, металлическую ограду, табличку с надписью «Братская могила партизан-сестёр ФИО4, ФИО4 Погибли в сентябре 1943 г.».

Имеющихся доказательств достаточно для вывода о том, что вышеуказанный памятник обладает признаками объекта культурного наследия, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об объектах культурного наследия, поскольку он свидетельствует о трагическом периоде истории СССР – Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Поскольку памятник включён в Список, он имеет для муниципального образования Мглинский район ценность как объект культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно сведениям Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, размещенного на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации по адресу http://mkrf.ru/ais-egrkn/, на 23 ноября 2020 г. братская могила 2 партизан на кладбище хут. Портники Мглинского района Брянской области в Едином государственном реестре не значится.

Системное толкование ст. 6, абз. 1 п. 1 ст. 16.1, п. 2 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия, пп. 2-5 Порядка выявления и государственного учёта объектов культурного наследия позволяет сделать вывод об обязанности органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, в соответствии со ст. 3 Закона об объектах культурного наследия, в частности памятники, в целях надлежащей государственной охраны данных объектов проводить их визуальный осмотр, фотофиксацию, собирать документы и материалы об их историко-культурной ценности, изучать и анализировать полученных документы и сведения с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, после чего обращаться в региональный орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о включении объекта в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

В то же время администрация Мглинского района данной работы в отношении вышеуказанного памятника не проводила.

Бездействие администрации Мглинского района и неисполнение данной обязанности не позволяет решить вопрос о действительной ценности памятника и отнесении его к объектам культурного наследия соответствующего уровня, а также может повлечь утрату как самого памятника, в связи с отсутствием надлежащей государственной охраны, так и сведений о нём, с точки зрения истории и культуры, в связи с давностью событий, для увековечивания памяти о которых он установлен, и уменьшением количества свидетелей, которые могут сообщить достоверные сведения о нём.

Таким образом, административное заявление является обоснованным и подлежащим полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Мглинского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Мглинского района о признании бездействия незаконным, принятии мер по включению памятника в Единый государственный реестр объектов культурного наследия - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Мглинского района в части непринятия мер по подготовке сведений об историко-культурной ценности братской могилы 2 партизан на кладбище хут. Портники Мглинского района Брянской области, и ненаправлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявления о включении памятника в Единый государственный реестр объектов культурного наследия незаконным.

Обязать администрацию Мглинского района принять меры по подготовке сведений об историко-культурной ценности братской могилы 2 партизан на кладбище хут. Портники Мглинского района Брянской области, и направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении памятника в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Установить срок исполнения решения суда – 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения необходимо сообщить в Мглинский районный суд и прокурору Мглинского района Брянской области в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Мглинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Я.Зайцев

В окончательной форме решение принято 24 ноября 2020 г.