Дело № 2а- 329/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Ильинский 26 сентября 2017 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Стерховой А.Ю.,
с участием административного истца пом. прокурора Ильинского района Дубова К.А.,
представителя административного ответчика администрации Ильинского сельского поселения ФИО1, по доверенности,
при секретаре Поносовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ильинского района в защиту неопределённого круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения о возложении обязанности провести устройство водоотводных сооружений на участке автодороги по ул. Ленина п. Ильинский,
установил:
прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Ильинского сельского поселения, в ходе которой установлено следующее. При обследовании автодороги, проходящей по <адрес> в <адрес> вблизи домов №, 73, 75, отсутствуют водоотводные сооружения, что может привести к её разрушению, а впоследствии к совершению дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии с решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ автомобильная дорога, проходящая по <адрес> в <адрес>, включена в реестр дорог общего пользования <адрес>.
Прокурор просит обязать администрацию Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести устройство водоотводных сооружений на автодороге, проходящей вблизи домов №, 73, 75 по <адрес> в соответствии с требованиями СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги» и ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог».
Прокурор в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Ильинского сельского поселения заявленные требования не признал, пояснил, что доводы о том, что вода стекает с дороги и влияет на разрушение дорожного полотна, не соответствуют действительности, поскольку с другой стороны проделана водосточная канава, соответственно вода никогда не бежит в сторону близлежащих домов. Сооружение водостоков там сделать технически невозможно, т.к. вода никуда уходить не будет, около домов №, 73, 75 по <адрес>, никогда не было водостоков, поэтому по другой стороне улицы была сделана соответствующая водоотводная канава.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В силу ч. 3, 4 той же статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 -3,9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Фе-дерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 3 этого же закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей <адрес> «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес> и о внесении изменения в <адрес> «О бюджетном процессе в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК, за сельскими поселениями <адрес> закреплены следующие вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день полномочия по осуществлению дорожной деятельности сохранились за органами местного самоуправления сельских поселений.
Перечисленные полномочия также отражены в ст. 3 Устава муниципального образования «Ильинское сельское поселение» Ильинского муниципального района <адрес>.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов
поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктами 6.60 и 6.61 СНиПа ДД.ММ.ГГГГ-85 "Автомобильные дороги" (утв. постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 233) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна, следует предусматривать системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
Грунтовые и поверхностные воды, которые могут влиять на прочность и устойчивость земляного полотна или на условия производства работ, следует перехватывать или понижать дренажными устройствами.
В соответствии с пунктами 3.46, 3.73 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, утвержденными приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 266, водоотвод дорожный - совокупность всех устройств, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих переувлажнение земляного полотна; поверхностный водоотвод: устройства, предназначенные для отвода воды с поверхности дороги; дренажные устройства, служащие для отвода воды с поверхности земляного полотна.
Как указано в п. 4.1.4 ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», к основным мероприятиям по обеспечению безопасности движения и улучшению его организации относится, в том числе обеспечение отвода воды с обочин.
На участках, где отмечается переувлажнение земляного полотна, особенно если оно сложено из набухающих, посадочных и лессовых грунтов, при отсутствии водоотвода выполняют работы по его устройству (п. 7.11 ВСН 24-88).
В соответствии с решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ автомобильная дорога, проходящая по <адрес> в <адрес>, включена в реестр дорог общего пользования муниципального образования «Ильинское сельское поселение» (л.д. 13-16).
Отсутствие водоотвода на участке автомобильной дороги вблизи домов №, 73, 75 по <адрес> подтверждается материалами дела: письмом граждан, проживающих в указанных домах, актом ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных недостатках, фототаблицами.
Указанные обстоятельства не административным ответчиком не опровергнуты.
Свидетель ФИО4, государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ им составлен акт о выявленных недостатках, приобщены фототаблицы. Свидетель консультировался со специалистами в дорожной сфере. Дорога должна быть оборудована водоотводными канавами, их наличие должно быть отражено в паспорте автомобильной дороги. Имеющийся скос автодороги нельзя признать водоотводным сооружением.
Таким образом, в ходе судебного заседания нашло своё подтверждение, что на участке автомобильной дороги вблизи домов №, 73, 75 по <адрес> отсутствует водоотвод, что может привести к разрушению автодороги и в свою очередь создать угрозу безопасности дорожного движения, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Представленные административным ответчиком фотографии спорного участка автодороги с наличием около домов №, 73, 75 по <адрес> канавы, заросшей травой, также не свидетельствуют об отсутствии необходимости устройства водоотвода.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ильинского района удовлетворить.
Обязать администрацию Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района Пермского края в срок до 01.06.2018 года провести устройство водоотводных сооружений на автодороге, проходящей вблизи домов № 71, 73, 75 по ул. Ленина п. Ильинский Ильинского района Пермского края в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог».
На решение суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края.
Судья А.Ю. Стерхова