Дело № 2а-329/2017
Изготовлено 03 апреля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Великой М.Е.,
при секретаре Чернышевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
29 марта 2017 года
дело по административному исковому заявлению Мэрии города Ярославля к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, судебному-приставу исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора или уменьшения его размера,
У С Т А Н О В Л:
Мэрия города Ярославля обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА судебным приставом - исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за нарушение сроков исполнительного документа по решению Красноперекопского районного суда г. Ярославля по делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 5059793 дорожного покрытия по АДРЕС. Решение суда в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнить не представилось возможным. МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» было дано задание для организации работ с целью исполнения решения суда. В рамках мероприятий, направленных на приведение автомобильных дорог г.Ярославля в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние в рамках Программы «Безопасные дороги» решение суда планируется исполнить в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Истец данные причины считает уважительными и просит об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА или уменьшения его размера.
Стороны в судебное заседание не явились.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.46 Конституции РФ исполнение судебного решения рассматривается как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.
В соответствии с п. 11 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112, 116 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно п. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 6 ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, при применении положений п. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 "Об исполнительном производстве", либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Судом установлено, что решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на Мэрию г. Ярославля возложена обязанность в течение ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА со дня вступления решения суда в законную силу по приведению дорожного покрытия по АДРЕС в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно устранить имеющуюся ямочность в районе домов АДРЕС.
Указанное решение суда вступило в законную силу ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Установлено, что в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, административному истцу не представилось возможным исполнить возложенные судом обязанности по проведению дорожного покрытия по АДРЕС в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
На основании указанного выше решения суда ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА судебным приставом-исполнителем ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Мухиным К.Н. возбуждено исполнительное производство НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в отношении Мэрии г. Ярославля.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА материалы указанного исполнительного производства приняты к исполнению судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И.
В установленный законом срок требования, содержащиеся в исполнительном документе должником не исполнены, в связи с чем, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам г. Ярославля УФССП России по ЯО Моревой В.И. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с мэрии г. Ярославля взыскан исполнительский сбор в размере ... руб.
Учитывая все обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для освобождения истца от исполнительского сбора.
Срок для исполнения указанного решения суда истек ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Указанный срок исполнения установлен решением суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Данный срок определен судом с учетом всех обстоятельств дела, мнения лиц, участвующих в деле, и является достаточным и разумным.
Судом установлено и не представлено доказательств обратного, что решение суда и соответственно требования, содержащиеся в исполнительном документе, выданном на основании данного решения суда, не исполнены должником ни в течение срока установленного решением суда (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА), так и до настоящего времени, чем нарушены права взыскателя.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительных документов вызвано чрезвычайными непреодолимыми причинами.
Такая возможность должнику и в рамках исполнительного производства и при рассмотрении настоящего дела была предоставлена.
При этом истцом мэрией г. Ярославля не представлено доказательств ни уважительности причин нарушения установленного срока исполнения требований исполнительного документа, ни отсутствия оснований ответственности за нарушение, в связи с наличием чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Изложенные в административном иске доводы и обстоятельства, в том числе выполнение значительного объема работ в связи с исполнением решения суда, на которые в бюджете до настоящего времени не предусмотрено денежных средств, дефиците бюджета, отсутствии финансирования не относятся к основаниям для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшения его размера.
При данных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Мэрии г. Ярославля к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, судебному-приставу исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области Моревой В.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, или уменьшения его размера - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.Е. Великая