РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2022 года ЗАТО г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ускова Д.А.,
с участием помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска – ФИО1,
административного истца – ФИО2,
представителя ответчика и заинтересованных лиц – ФИО3,
при секретаре Чуяшенко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, Р.М.ОБ., ФИО23 ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 М.в., МасиенкоВ,А., ФИО27, ФИО28, К.Н., ФИО29, ФИО30 к Главе ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края о признании недействительным Постановления главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края № - п от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с указанным административным исковым заявлением к Главе ЗАТО г. Зеленогорск в котором просят признать постановление главы ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края от 27.12.2019 №240-п незаконным и не действующим. Обязать Главу ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края: провести новые общественные слушания по проекту планировки и межевания квартала №9 п. Октябрьский, устранив, предварительно нарушения норм Земельного и Градостроительного кодекса РФ, допущенные ранее; направить в Росреестр документы для внесения изменения в ЕГРН по результатам новых общественных слушаний по проекту планировки и межевания квартала №9 п. Октябрьский г. Зеленогорска.
В обоснование заявленных требований указывают, что постановлением Главы ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края № 240-п от 27.12.2019 был утвержден проект планировки территории и проект межевания территории квартала № 9, ограниченного улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников № 13-2019-ППМ, разработанный ООО «Проектно-изыскательская группа Земля». На основании данного постановления внесены сведения в Росреестр, согласно которым существенно увеличилась площадь территории, закрепленной за МКД истцов, что повлекло к увеличение расходов.
Истцы считают постановление Главы ЗАТО г. Зеленогорск № 240-п от 27.12.2019 незаконным, поскольку оно вынесено с нарушением законодательства РФ. Постановление главы ЗАТО г. Зеленогорска основывается на ст. 45,46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилах землепользования и застройки г. Зеленогорска, утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 24.12.2018 №6-27–р. Вместе с тем, данные нормативные акты не предусматривают абсолютное право муниципальных органов власти на принятие подобных решений. Из проекта планировки и межевания территории квартал №9 посёлка Октябрьский в г. Зеленогорске Красноярского края, выполненного ООО «ПИГ-Земля» в 2019 г следует, что по данным генерального плана, показатели жилищного фонда и населения остаются на прежнем уровне и развитие данной территории проектом планировки не предусмотрено. В разделе 2 Тома III проекта планировки и межевания указано, что проектные предложения по межеванию территории сформированы на основании проекта планировки с целью установления: границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства; границ незастроенных земельных участков; границ земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, границ территорий общего пользования. Поскольку комплексного развития территории квартала №9 в посёлке Октябрьский не предусматривается, то в соответствии с п.2 ст.43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта межевания территории осуществляется для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Пункт 12 ст. 1 указанного кодекса, даёт определение: территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). А в п.11 этой же статьи даётся понятие красных линий: красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
До утверждения оспариваемым постановлением проекта планировки и межевания квартала №9 в данном квартале 24:59:0405009 нет земельных участков, стоящих на государственном кадастровом учёте (раздел 3 т.3 Проекта планировки и межевания). Согласно разделу 4 т.3 Проекта планировки и межевания, определено местоположение границ образуемых земельных участков общего пользования. Участки образовываются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Поскольку новые земельные участки, образованные в результате межевания, являются результатом объединения ранее существовавших участков, находившихся в общедомовой собственности собственников помещений МКД с момента их постройки, с вновь созданными при разделе земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, нельзя признать такое образование участков законным, ввиду отсутствия письменного согласия собственников земельных участков, являвшихся общедомовым имуществом до образования спорных участков. Кроме проекта планировки и межевания квартала № 9 оспариваемое постановление основывается на результатах общественного слушания от 04.12.2019 по проекту планировки и межевания территории квартала № 9. Вместе с тем, данное слушание было проведено с грубыми нарушениями Градостроительного кодекса РФ, поскольку в постановлении главы ЗАТО г. Зеленогорска оповещающем о проведении публичных слушаний, по проектам планировки и межевания территорий квартала № 9, нет информации признанной обязательной для организации публичных слушаний изложенным в ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ. Данной информации также не было на информативных стендов в местах массового пребывания жителей данного квартала. Таким образом, жители указанного квартала были лишены исчерпывающей информации, либо значительно ограничены в ее получении и возможности обсуждения на общественных слушаниях.
Определением суда от 26.04.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено муниципальное образование ЗАТО г.Зеленогорск и Совет депутатов ЗАТО г. Зеленогорска.
В судебном заседании истец ФИО22 А.В. действующий за себя и в интересах группы собственников МКД: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 М.в., МасиенкоВ,А., ФИО27, ФИО28, К.Н., ФИО29, ФИО30 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что администрация является исполнительным органом власти, выполняет требования существующих на момент принятия решения НПА. Ответственность же за соответствие этих НПА действующему законодательству лежит на Совете депутатов, как законодательном органе. Таким образом, обе ветви власти обязаны следовать в своей работе не только букве, но и духу закона.
К вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся, в частности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п.п. в) п.1 ст.72 Конституции РФ)
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъекта РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п.5 ст.76 Конституции). Со всей очевидностью из этого следует, что и НПА органов МСУ, по крайней мере, в вопросах, отнесённых к совместному ведению РФ и субъекта РФ, к которым и относятся вопросы землепользования и градостроительной деятельности, не могут противоречить соответствующим законам.
Постановление главы ЗАТО г. Зеленогорска №-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний...» было издано спустя 15 месяцев после установленного федеральным законодателем срока изменения местных НПА в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №455-ФЗ, который вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако НПА Главы ЗАТО г. Зеленогорска №-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний...» содержит нарушения ст.5.1 ГрК. ФИО22 акцентировал внимание на следующих фактах:
1. При проведении межевания в границах квартала №<адрес> ответчик нарушил п.2 ст.43 ГрК РФ (в части выхода за рамки подпункта 2 п.2 названной статьи), превысив полномочия, предоставленные законом, ликвидировав территорию общего пользования, разделив её между собственниками жилья в МКД.
2. В процессе межевания ответчик нарушил положения п.4 ч.1 и ч.2 ст.36 ЖК РФ, распорядившись общим имуществом собственников жилья в МКД, без ведома и согласия этих собственников.
3. В процессе межевания ответчик нарушил положения ч.1 ст.11.2 ЗК РФ, выйдя за рамки полномочий, предусмотренных этой статьёй, образовав ЗУ из ЗУ, не являющихся муниципальной собственностью.
4. В процессе межевания ответчик нарушил положения ч.4 ст.11.2 ЗК РФ, образовав ЗУ без согласия собственников/пользователей этих участков, выраженном в письменной форме.
5. При организации и проведении общественных обсуждений и общественных слушаний по вопросам межевания квартала №<адрес> ответчик нарушил требования ч.6, 8, 9, 10 ст.5.1 ГрК РФ, что не позволило гражданам получить своевременную, достоверную и полную информацию о проводимых мероприятиях, их последствиях и выразить своё отношение к этому, зафиксированному должным образом.
6. Общественные слушания по вопросам межевания квартала №9 пос. Октябрьский прошли без установленного кворума, что не позволяет признать таковые состоявшимися.
7. При проведении межевания в границах квартала №9 пос. Октябрьский ответчик нарушил положения пунктов 3, 5, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.03 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», сняв с себя ответственность и переложив её на собственников жилья в МКД по вопросам местного значения, предусмотренных названными пунктами.
8. При организации межевания в квартале №9 пос. Октябрьский ответчик нарушил положения п.4 ст.19 ФЗ от 29.12.17 №455-ФЗ «О внесении изменений в ГрК РФ», не выполнив требование законодателя о принятии нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), в установленный срок - не позднее 1 июля 2018 года.
9. При организации и проведении общественных слушаний ответчик нарушил положение п.1 раздела 1.5 Решения Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 24.12.18 №6-27р, содержащего бланкетную норму, отсылающую к ст.5.1 ГрК РФ.
10. При принятии решения о проведении общественных обсуждений и общественных слушаний по вопросам межевания в квартале N29 пос. Октябрьский ответчик не применил подлежащие применению НПА и, напротив, применил не подлежащие применению НПА, нарушив конституционные требования п.5 ст.76, п.2 ст.4, п.п.1, 2 ст.15. А также п.1 ст.1 Конституции РФ, принимая неправовые НПА, вопреки конституционному утверждению о правовом характере государства РФ.
Представитель административного ответчика главы ЗАТО г. Зеленогорска и заинтересованных лиц Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска и Муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорска ФИО3 действующий на основании доверенностей № 35 от 22.09.2021, № 20 от 05.03.2022, № 07-26/32 от 27.04.2022 в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, указал, что органы местного самоуправления не обладают абсолютным правом на принятие решений по утверждению проектов межевания территорий и формированию земельных участков под многоквартирными домами. Земельные участки под многоквартирными домами установление которых предусмотрено проектом, не являются территориями общего пользования, и пункт 2 части 2 ст. 43 ГК РФ не применяется. На дату утверждения проекта планировки и проекта межевания земельные участки, находящиеся в чьей-либо собственности отсутствовали.
Требование истца о признании постановления Главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 27.12.2019 № 240-п незаконным и недействующим не подлежит удовлетворению. Истцом пропущен трехмесячный срок подачи административного заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, изложенного в постановлении Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 27.12.2019 № 240 - п «об утверждении проекта планировки территории квартала № 9, ограниченного улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников.
В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ от 29.12.2017 № 455 ФЗ, положения законодательных актов РФ, измененные настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ. такой акт на территории г. Зеленогорска не принят, что по мнению ответчика и заинтересованных лиц позволяло провести публичные слушания в г. Зеленогорске утвержденных советом депутатов г. Зеленогорска 26.01.2006 № 13-147р.
Заслушав объяснения участников процесса, заключение помощника прокурора ЗАТО г, Зеленогорск ФИО1 полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию правовым государством (статья 1, часть 1) и утверждая свое верховенство и верховенство федеральных законов на всей ее территории (статья 4, часть 2), устанавливает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15, части 1 и 2). В развитие названных положений, относящихся к основам конституционного строя России, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод посредством, в частности, гражданского и административного судопроизводства (статья 46, часть 1; статья 118, часть 2), закрепляет, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46, часть 2); будучи независимым и подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, суд общей юрисдикции, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (статья 120).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации в Постановлении от 06 июля 2018 года N 29-П Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит к процессуальным средствам правовой защиты предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим (статья 208) и устанавливает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может принять решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215).
Согласно положений ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 7 ст. 213 КАСРФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).
В силу требований ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В силу пунктов "в", "к", статьи 72 Конституции Российской Федерации, статей 3, 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить указанному кодексу.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФзаконодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
К градостроительным отношениям помимо прочего применяется земельное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункты 1, 4).
Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования и генеральные планы. Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя градостроительные регламенты, предусматривающие ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (статьи 9, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
В силу частей 1 и 19 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления; порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
В силу части 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ, образуемых и (или) изменяемых земельных участков, осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 ГрК РФ).
Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" ГрК РФ (внесена Законом N 455-ФЗ от 29.12.2017).
Проведение общественных обсуждений и публичных слушаний в Законе N 455-ФЗ начинается с оповещения об их начале. Устанавливаются требования к содержанию оповещения (ч. 6, 7 ст. 5.1 ГрК РФ в редакции Закона), а также к форме и порядку его размещения (ч. 8 ст. 5.1). Предусмотрено опубликование информации в официальных печатных СМИ, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения (публичные слушания).
В силу требования ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Процедура проведения общественных обсуждений определена ч. 4 ст. 5.1 ГрК РФ и включает в себя оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений. Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (ч. 23 ст. 5.1 ГрК РФ).
В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к вопросам местного значения отнесены полномочия по подготовке и утверждению документации по планировке территории.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
В силу положений ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах № 10, 12,14,16,18,20 по ул. Первостроителей ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, для эксплуатации которых ответчиком путем принятия оспариваемого Постановления образованы земельные участки и определены их границы, в связи с чем они являются участниками спорных правоотношений.
Проверяя в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта; форму и вид, в которых орган вправе принимать соответствующий нормативный правовой акт; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативного правового акта в действие, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление принято полномочным органом - администрацией ЗАТО г.Зеленогорск Красноярского края в установленной законом форме в виде постановления, подписано в соответствии со ст. 38 Устава ЗАТО г. Зеленогорск - Главой ЗАТО г. Зеленогорска.
Статьей 19 Решения Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 25.09.2008 N 44-464р (ред. от 30.05.2019, с изм. от 06.04.2021) установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей города о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей города, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Первым заместителем Главы ЗАТО г. Зеленогорска по жилищно-коммунальному хозяйству, архитекторе и градостроительству ФИО31 23.08.2019 дано распоряжение № 1859-р о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории квартала № 9 поселка Октябрьский, ограниченной улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников границы, которой указаны в приложении к настоящему распоряжению.
Постановлением главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края № 46-ПГ от 22.10.2019 на 04.12.2019 назначены публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории квартала № 9, ограниченной улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников города Зеленогорска разработанного ООО «Проектно-изыскательская группа–Земля» на основании муниципального контракта. Пунктом 3 данного постановления определено, что участниками публичных слушаний являются граждане проживающее на территории квартала № 9 в многоквартирных домах по адресам: Первостроителей, дома № 2,4,6,8,10,12,14,16,16а,18 20, 22, 24, 26, 8,30, ул. Юбилейная, дома № 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19,21,23,25,27,29,31. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории квартала № 9, а также лица, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией проекта планировки и проекта межевания территории квартала № 9.
Протоколом публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории квартала № 9 ограниченной улицами Юбилейная, Удачная. Первостроителей, Монтажников от 04.12.2019 установлено, что участниками публичных слушаний зарегистрировано четыре человека.
Участники публичных слушаний ознакомившись с проектом планировки и проектом межевания территории квартала № 9, ограниченной улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников № 13-20019- ППМ, разработанным ООО «Проектно-изыскательская группа-Земля» г Зеленогорск рекомендуют Главе ЗАО г. Зеленогорска утвердить указанные проекты с учетом рассмотренных письменных и устных предложений участников публичных слушаний.
При этом согласно листу регистрации участниками публичных слушаний явились ФИО36, ФИО37 - проживающие в доме по <адрес>, а также ФИО38 проживающая по адресу: г. Зеленогорск, <адрес>ФИО39 проживающий по <адрес> - он же являлся секретарем публичных слушаний.
Доводы административных истцов о нарушении процедуры проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории квартала № 9 ограниченной улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников от 04.12.2019 нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.
Из содержания протокола о публичных слушаниях следует, что приглашение к участию и материалы публичных слушаний были опубликованы в газете «Панорама» 30.10.2019 № 43 /1623) и размещены на официальном сайте Администрации ЗАТО г. Зеленогорска и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В подтверждение извещения администрацией ЗАТО г. Зеленогорска приложены скрины страницы с интернет сайта Администрации ЗАТО г. Зеленогорска. Сведений о размещении оповещения на территории, в отношении которой подготовлен проект межевания, указанные документы не содержат.
Оповещение о проведении общественных слушаний проведено с нарушениями статьи 5.1 ГрК РФ внесенной Законом 455-ФЗ от 29.12.2017, частью 6, 7, 8 ст. 5.1 ГрК РФ предусмотрено опубликование информации в официальных печатных СМИ, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения (публичные слушания).
Между тем, административным ответчиком не были организованы открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях (информационные стенды около здания местного самоуправления и в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения (публичные слушания). Доказательств обратного, суду представлено не было, что повлекло нарушение прав истцом, а именно вовремя узнать о проекте межевания, высказать свои предложения, поскольку открытые экспозиции предусмотрены законом.
Кроме того, на самих слушаниях, с оспариваемой территории присутствовало всего 2 человека, которые не имели никаких возражений.
Постановлением главы ЗАТО г. Зеленогорска № 240-п от 27.12.2019 утверждён проект планировки территории и проекта межевания территории квартала № 9 ограниченного улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников. Вынесенное на основании проекта территории и проект межевания территории № 13-2019- ППМ, разработанные ООО «Проектно-изыскательская группа – Земля»; протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории от 04.12.2019 и заключение о результатах публичных слушаний, проведенных 04.12.2019, по проекту планировки территории и проекту межевания территории, проекту планировки территории и проекту межевания территории опубликованное в газете «Панорама» 11.12.2019 № 49 (1629), заключение отдела архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска по результатам рассмотрения предложений участников публичных слушаний от 20.12.2019 № 09-21/763, на основании статей 45,46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона т 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска 24.12.2018 № 6-27р, уставом города.
Суд приходит к выводу, что постановление главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края № 240 - п от 27.12.2019 об утверждении проект планировки территории и проекта межевания территории квартала № 9 ограниченного улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников принято административным ответчиком с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем нарушает права и законные интересы административных истцов.
В связи с чем, оспариваемое постановление не соответствует требованиям п. 2 ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края № 240 - п от 27.12.2019 об утверждении проект планировки территории и проекта межевания территории квартала № 9 ограниченного улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников, выполненного ООО «Проектно- изыскательская группа-Земля» г Зеленогорск.
Доводы представителя ответчика о необходимости применения Положения о публичных слушаниях утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 26.01.2006т № 13-147-р «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в г. Зеленогорске, поскольку не было принято отдельное Положение о проведении публичных слушаний по проектам Правил, не свидетельствуют о соблюдении процедуры принятия оспариваемого акта. В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 455-ФЗ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, необходимые для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подлежат принятию и опубликованию не позднее 1 июля 2018 года. В установленные законом сроки нормативно-правовой акт необходимый для проведения общественных обсуждений и публичных слушаний органами местного самоуправления принят не был, в связи с чем при проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекта межевания территории квартала № 9 ограниченного улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников, выполненного ООО «Проектно- изыскательская группа-Земля» г Зеленогорск подлежали применению положения Градостроительного кодекса РФ с учетом изменение внесённых ФЗ № 29.12.2017 № 455 ФЗ.
Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
По этим основаниям суд не может возложить на административного ответчика обязанность провести новые общественные слушания по проекту планировки и межевания квартала №9 п. Октябрьский устранив, предварительно нарушения норм Земельного и Градостроительного кодекса РФ, допущенные ранее; направить в Росреестр документы для внесения изменения в ЕГРН по результатам новых общественных слушаний по проекту планировки и межевания квартала №9 п. Октябрьский г. Зеленогорска. Удовлетворение административного иска в этой части фактически означало бы вмешательство суда в нормотворческую деятельность представительного органа власти по осуществлению градостроительной деятельности, что не предусмотрено процессуальным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика Селивана Д.А. о пропуске истцами трехмесячного срока давности подачи административного искового заявления, поскольку в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, Р.М.ОБ., ФИО23 ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 М.в., МасиенкоВ,А., ФИО27, ФИО28, К.Н., ФИО29, ФИО30 удовлетворить частично.
Признать не действующим Постановление главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края № 240 - п от 27.12.2019, со дня вступления решения суда в законную силу.
Резолютивная часть решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления – газета «Панорама», в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Д.А. Усков