Дело № 2а-3301/2019
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2019 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Мильшина С.А.,
при секретаре Желтовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по *** области к некоммерческому Партнерству по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» о ликвидации некоммерческой организации,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по *** области обратилось в суд с административным исковым заявлением к некоммерческому Партнерству по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» о ликвидации некоммерческой организации.
В обоснование заявленных требований указано, что *** Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по *** области зарегистрировано Некоммерческое Партнерство по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» (ОГРН-***).
В нарушение требований законодательства о некоммерческих организациях Некоммерческое Партнерство по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» не представило в установленный законом срок в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по *** области документы, содержащие отчет о своей деятельности по формам ОН0001, ОН0002, информацию о размещении в сети Интернет или в средствах массовой информации отчета (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации; информацию об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Письменные предупреждения с указанием допущенных нарушений и срока их устранения ответчиком оставлены без внимания. По фактам неисполнения предупреждений административный ответчик привлечен к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ и по части 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Учитывая, что требования законодательства Российской Федерации не исполняются организацией с момента государственной регистрации до настоящего времени, грубый характер нарушений, а также отсутствие фактической деятельности, административный истец просит суд ликвидировать Некоммерческое Партнерство по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» и исключить сведения о данной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскать с ответчика госпошлину.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы отчетности о деятельности некоммерческих организаций. В соответствии с вышеуказанным Приказом некоммерческие организации представляют в уполномоченный орган отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001 и ОН0002.
В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, *** Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по *** области зарегистрировано Некоммерческое Партнерство по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции».
Из материалов дела следует, что в нарушение требований ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Некоммерческим Партнерством по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» в уполномоченный орган не представлено заявление, подтверждающее соответствие пункту 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», или отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 за *** годы, а также информацию о размещении в сети Интернет или в средствах массовой информации отчета (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган в *** годах со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации.
*** в отношении Некоммерческого Партнерства по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка *** от *** Некоммерческое партнерство по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Кроме того установлено, что *** в адрес административного ответчика Управлением Министерства юстиции *** области вынесено предупреждение, с указанием выявленных нарушений и срока их устранения. Данным предупреждением административный ответчик был обязан представить в управление заявление, подтверждающее соответствие пункту 3.1 ст. 32 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», или отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 за *** года, информацию о размещении в сети Интернет или в средствах массовой информации отчета (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган в *** году со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации, информацию об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Данное предупреждение административным ответчиком исполнено не было.
По фактам невыполнения в установленный срок законного требования органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, а также непредставления в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности некоммерческая организация *** была привлечена к административной ответственности по части 1 ст.19.5 КоАП РФ.
Кроме того, Некоммерческое Партнерство по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» продолжило нарушать требования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях и не представило указанные выше сведения до настоящего времени.
С 01 сентября 2014 года Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены поправки в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, является исчерпывающим.
Частью 7 статьи 3 названного Федерального закона также предписано, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Из анализа положений Устава некоммерческого партнерства следует, что порядок управления некоммерческой организации не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Однако уполномоченные лица некоммерческой организации до настоящего времени не представили в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по *** области пакет документов для внесения изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и стороной административного ответчика не опровергнуты.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что, несмотря на принятые административным истцом меры, вынесенные в адрес некоммерческого Партнерства по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» предупреждений о недопустимости нарушений действующего законодательства Российской Федерации, административный ответчик неоднократно и на протяжении длительного времени нарушает законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях, что является грубым нарушением закона.
Согласно пункта 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно пп.3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона.
Учитывая грубый характер допущенных административным ответчиком нарушений, их продолжительность и неоднократность, отсутствие фактической деятельности юридического лица после нарушения, суд полагает, что согласно пп.3 п.3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации имеются основания для ликвидации некоммерческого Партнерства по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции».
Такая исключительная мера является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям, поскольку допущенные организацией грубые и неоднократные нарушения причиняют вред охраняемым законом общественным отношениям, подрывают авторитет как самого контролирующего органа, так и в целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена неотвратимостью применения мер государственного принуждения, в том числе мер административного воздействия. Сведений о том, что допущенные нарушения являются устранимыми суду не представлено.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 (далее также Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по *** области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации религиозной организации предоставлено законом.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования удовлетворить.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом изложенного, госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по *** области к Некоммерческому Партнерству по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческое Партнерство по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» (ОГРН ***).
Исключить сведения о Некоммерческом Партнерстве по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Некоммерческого Партнерства по развитию информационной открытости и освещению деятельности предприятий и физических лиц «Центр информационной компетенции» в доход бюджета муниципального образования город Мурманск госпошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Мильшин