ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3301/2023 от 11.10.2023 Пермского районного суда (Пермский край)

Копия

Дело № 2а-3301/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2023 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.В.,

при секретаре Поварницыной Ю.А.,

при участии: представителя административного истца – помощника прокурора Пермского района Пермского края Грязевой А.В.;

представителя административного ответчика администрации Пермского муниципального округа Пермского края – ФИО1, действующей на основании доверенности;

представителя заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Управление благоустройства Пермского муниципального округа Пермского края» - ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пермского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пермского муниципального округа Пермского края

о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пермского муниципального округа Пермского края с административным иском о возложении обязанности по принятию мер к организации транспортного обслуживания населения населённых пунктов – деревня Дикая Гарь, деревня Болдино, деревня Кичаново, деревня Кеты, деревня Чуваки, деревня Полюдово, в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование предъявленного требования прокурор Пермского района Пермского края указал, что в силу положений закона к полномочиям муниципального округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа. С 01 марта 2022 года до 2023 года на территории Пермского муниципального округа действовал автобусный маршрут № 110 «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово». По данному маршруту перевозку пассажиров осуществляло Общество с ограниченной ответственностью «Авто – Тех» на основании свидетельства об осуществлении перевозок маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (без дотаций из бюджета Пермского муниципального района). В бюджете Пермского муниципального округа средства на возмещение убытков перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров на муниципальном маршруте, не предусмотрены. В течение 9 месяцев 2022 года перевозчик установил, что количество пассажиров, регулярно пользующихся указанным автобусным маршрутом, является недостаточным для обеспечения безубыточной работы перевозчика. В связи с данным обстоятельством перевозка пассажиров по указанному автобусному маршруту была прекращена. Указанным автобусным маршрутом пользовались жители населённых пунктов – деревня Дикая Гарь, деревня Болдино, деревня Кичаново, деревня Кеты, деревня Чуваки, деревня Полюдово. Таким образом, в связи с прекращением пассажирских перевозок и неисполнением органом местного самоуправления обязанностей, возложенных законом, нарушено право граждан на доступность транспортных услуг. В орган местного самоуправления направлено представление об устранении нарушения законодательства о пассажирских перевозках. В ответ на представление сообщено: планируется рассмотрение вопросов о выделении из бюджета округа денежных средств на возмещение транспортным организациям убытков от перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах; об установлении нового муниципального автобусного маршрута «Пермь – Дикая Гарь»; о подготовке конкурсной документации по организации транспортного обслуживания на маршруте «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово». В течение длительного времени Администрация Пермского муниципального округа Пермского края не приняла действенных мер по обеспечению транспортными услугами жителей населения населённых пунктов – деревня Дикая Гарь, деревня Болдино, деревня Кичаново, деревня Кеты, деревня Чуваки, деревня Полюдово.

В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Пермского края Грязева А.В. просила об удовлетворении предъявленного требования на основании доводов, изложенный в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Пермского муниципального округа Пермского края ФИО1 с иском не согласилась в соответствии с письменными возражениями, пояснив, что утверждено Положение об организации регулярных перевозок по нерегулированным тарифам в границах Пермского муниципального округа Пермского края, разрабатываются проекты схемы и расписания движения автобусов по маршруту «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово», которые подлежат согласованию с территориальными управлениями администрации Пермского муниципального округа, на территориях которых начинается и заканчивается маршрут; после утверждения схемы и расписания движения автобусов по маршруту № 110 запланирована подготовка конкурсной документации по организации транспортного обслуживания на муниципальном маршруте «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово». Орган местного самоуправления самостоятельно определяет способ, формы и методы выполнения обязанностей в пределах имеющихся полномочий. Соответственно, возложение определённой обязанности в судебном порядке является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, суд не может вмешиваться в компетенцию органа. Поскольку меры для организации транспортного обслуживания предпринимаются, не имеется оснований для удовлетворения иска. Срок, требуемый для исполнения обязанности, является недостаточным (л.д. 42-43, 53).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица муниципального казённого учреждения «Управление благоустройства Пермского муниципального округа Пермского края» ФИО2 иском не согласилась, поддержав объяснения и возражения административного ответчика.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1).

На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 3 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» основными принципами организации транспортного обслуживания населения Пермского края являются:

обеспечение безопасности при выполнении перевозок пассажиров;

доступность транспортных услуг для населения;

качественное транспортное обслуживание населения.

В силу части 3 статьи 4 Устава Пермского муниципального округа Пермского края в состав Пермского муниципального округа входят территории следующих сельских населенных пунктов: деревня Дикая Гарь, деревня Болдино, деревня Кичаново, деревня Кеты, деревня Чуваки, деревня Полюдово.

Предъявленные требования основаны на том, что доступное транспортное обслуживание жителей указанных населённых пунктов не организовано, то есть нарушено соответствующее право граждан.

При таком положении суд полагает, что прокурор вправе предъявить иск в защиту прав неопределённого круга лиц на доступное транспортное обслуживание.

Положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулирован порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе, регламентированные процедуры организации регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

В соответствии со статьёй 11 указанного Федерального закона муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа (часть 1). Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения (часть 2).

На основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 – 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 – 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1). Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).

Согласно статье 2 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» организация транспортного обслуживания – комплекс мероприятий нормативно – правового и организационного характера, проводимых в целях удовлетворения потребностей населения в перевозках пассажиров; организатор транспортного обслуживания – орган, осуществляющий деятельность по организации транспортного обслуживания населения в рамках своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этого органа; перевозка пассажиров (перевозка) – доставка пассажиров и багажа из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортных средств на основании договора перевозки пассажира.

Согласно части 4 статьи 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» уполномоченные органы местного самоуправления создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Пермского края.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования) относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Аналогичные правила установлены в Уставе Пермского муниципального округа Пермского края (пункт 8 части 1 статьи 5).

Согласно статье 32 Устава Пермского муниципального округа Пермского края администрация Пермского муниципального округа наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края (часть 1). администрация Пермского муниципального округа обладает правами юридического лица (часть 2).

Из статьи 33 Устава Пермского муниципального округа Пермского края следует:

администрация Пермского муниципального округа осуществляет исполнительно – распорядительные полномочия по вопросам местного значения Пермского муниципального округа и наделяется соответствующими полномочиями, в том числе на заключение и расторжение муниципальных контрактов, договоров и соглашений по вопросам, отнесенным к компетенции администрации Пермского муниципального округа, внесение в них изменений и дополнений, их исполнение (пункт 8); реализацию иных исполнительно – распорядительных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами, а также полномочий, специально не оговоренных нормативными правовыми актами, но вытекающих из необходимости выполнения исполнительно-распорядительных полномочий при решении вопросов местного значения (пункт 26 части 1);

администрация Пермского муниципального округа обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции федеральных и региональных органов государственной власти, других органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе полномочиями в области муниципального контроля (часть 2);

администрация Пермского муниципального округа обладает иными полномочиями в соответствии с федеральным законодательством, законами Пермского края, настоящим Уставом (часть 3).

администрация Пермского муниципального округа Пермского края является юридическим лицом (организацией) и зарегистрирована в качестве юридического лица, что следует из Устава Пермского муниципального округа Пермского края (часть 2 статьи 32 Устава) и общедоступных сведений о юридических лицах, размещённых на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Распоряжением начальника управления по развитию инфраструктуры администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 09 марта 2023 года № СЭД-2023-299-01-01-03р-3 утверждена новая редакция Устава Муниципального казённого учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального округа Пермского края» (л.д.54).

В соответствии с Уставом Муниципальное казённое учреждение «Управление благоустройством Пермского муниципального округа Пермского края» создано для создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Пермского муниципального округа Пермского края (пункты 2.1 и 2.1.2); Учреждение является юридическим лицом и правопреемником Муниципального казённого учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (пункты 1.1 и 1.5) (л.д.54-58).

Из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 04 февраля 2022 года следует, что общество с ограниченной ответственностью «Авто – Тех» признано победителем открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 110 «Дикая гарь – Верхние Муллы – Кондратово» (л.д.9-10).

В соответствии с приказом начальника Муниципального казённого учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» от 16 февраля 2022 года № 01-14/23 Обществу с ограниченной ответственностью «Авто – Тех» выдано свидетельство об осуществлении в период с 16 февраля 2022 года по 16 февраля 2027 года перевозок по маршруту регулярных перевозок № 110 «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово», имеющему остановочные пункты в населённых пунктах Дикая Гарь, Полюдово, Чуваки, Болдино, Кеты, Кичаново, Малое Савино, Большое Савино, Крохово, ФИО3, ФИО4, Хмели, Верхние Муллы, Кондратово; автобусный муниципальный маршрут проходит по автомобильной дороге «Кичаново, Дикая гарь1», региональной автомобильной дороге «Пермь – Усть-Качка», автомобильной дороге «Верхние Муллы – Кондратово» (л.д.11-13).

Согласно обращению общества с ограниченной ответственностью «Авто – Тех», администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 11 апреля 2023 года перевозки пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 110 «Дикая гарь – Верхние Муллы – Кондратово» не осуществляются в связи с их убыточностью для перевозчика, отсутствием средств для возмещения перевозчику убытков, вызванных перевозкой пассажиров по указанному маршруту, в бюджете Пермского муниципального округа; отсутствием иных перевозчиков (транспортных организаций), желающих осуществлять перевозку пассажиров по маршруту (л.д.7-8, 19).

ФИО5, проживающий в <адрес>, обратился к прокурору Пермского района Пермского края с заявлением о проведении проверки обоснованности прекращения транспортного обслуживании на автобусном маршруте № 110 «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово» (л.д.6).

Представлением прокуратуры Пермского района Пермского края администрации Пермского муниципального округа Пермского края поручено устранить нарушения законодательства о пассажирских перевозках в части организации транспортного обслуживания граждан, проживающих в населённых пунктах – деревня Дикая Гарь, деревня Болдино, деревня Кичаново, деревня Кеты, деревня Чуваки, деревня Полюдово.

В ответ на данное представление 22 мая 2023 года администрация Пермского муниципального округа Пермского края сообщила, что для организации транспортного обслуживания граждан планируются: рассмотрение вопроса о выделении бюджетных средств на возмещение убытков транспортным организациям от перевозок пассажиров на муниципальных автобусных маршрутах; направление в Министерство транспорта Пермского края письма об установлении нового межмуниципального автобусного маршрута «Пермь – Дикая Гарь»; подготовка конкурсной документации по организации транспортного обслуживания на маршруте «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово» (л.д.17-18).

Согласно сообщениям администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Министерства транспорта Пермского края письмо об установлении нового межмуниципального автобусного маршрута не направлялось в Министерство транспорта Пермского края письма, поскольку вопрос об организации транспортного обслуживания населения, проживающего в Пермском муниципальном округе, относится к компетенции администрации Пермского муниципального округа; утверждено Положение об организации регулярных перевозок по нерегулированным тарифам в границах Пермского муниципального округа Пермского края, разрабатываются проекты схемы и расписания движения автобусов по маршруту № 110 «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово», которые подлежат согласованию с территориальными управлениями администрации Пермского муниципального округа, на территориях которых начинается и заканчивается маршрут; после утверждения схемы и расписания движения автобусов по маршруту № 110 запланирована подготовка конкурсной документации по организации транспортного обслуживания на муниципальном маршруте «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово» (л.д.21-38, 44-51, 59-61).

Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 22 июня 2023 года № 187 утверждено Положение об организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Пермского муниципального округа Пермского края, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2023 года (л.д.47).

В данном Положении установлены следующие правила:

Положение об организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Пермского муниципального округа Пермского края регламентирует порядок и условия осуществления транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах Пермского муниципального округа Пермского края по нерегулируемым тарифам, функции, обязанности и ответственность сторон, осуществление контроля за работой пассажирского транспорта и качеством обслуживания населения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принимающих участие в транспортном обслуживании и в его организации (пункт 1.1);

уполномоченный орган – администрация Пермского муниципального округа Пермского края в лице управления по развитию инфраструктуры администрации Пермского муниципального округа Пермского края. Полномочия и функции уполномоченного органа, указанные в пункте 2.1 настоящего Положения, осуществляет муниципальное казенное учреждение «Управление благоустройства Пермского муниципального округа Пермского края» (пункт 1.5);

к полномочиям уполномоченного органа относятся:

1) определение потребности населения в транспортном обслуживании в границах Пермского муниципального округа на основании анализа интенсивности пассажиропотока и состояния рынка транспортных услуг, проведение прогнозирования развития транспортного обслуживания населения, установление вида, общего количества и класса транспортных средств, необходимых для выполнения пассажирских перевозок по каждому муниципальному маршруту регулярных перевозок;

2) подготовка проектов правовых актов, принятие в пределах компетенции правовых актов в сфере организации транспортного обслуживания населения, контроль за их исполнением;

3) разработка документа планирования регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

4) ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Пермского муниципального округа;

5) утверждение и хранение расписаний движения автобусов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

6) утверждение и хранение схем муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

7) принятие решения об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в том числе принятие решения о временном закрытии, временном изменении муниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, временном ограничении движения транспорта общего пользования по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

8) рассмотрение обращений граждан и предприятий всех форм собственности, контролирующих структур, муниципальных, региональных и федеральных органов власти в отношении транспортного обслуживания населения в границах Пермского муниципального округа в рамках своих полномочий;

9) разработка документации, с целью проведения открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

10) проведение открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

11) оптимизация средств и методов управления в сфере выполнения работ по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

12) создание безопасных условий перевозки пассажиров, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий;

13) оформление, переоформление и выдача свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт этих маршрутов;

14) принятие в рамках имеющихся полномочий мер к перевозчикам в целях устранения ими нарушений требований законодательства, муниципальных правовых актов в сфере транспортного обслуживания населения и неисполнения ими обязательств по муниципальным контрактам;

15) обращение в суд о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

16) осуществление информирования населения об организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, о выполняемых на них перевозках, о перевозчиках и других сведениях, необходимых потребителям транспортных услуг в границах Пермского муниципального округа;

17) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, функциональными и территориальными органами и функциональными подразделениями администрации Пермского муниципального округа по вопросам транспортного обслуживания населения в границах Пермского муниципального округа;

18) контроль за обеспечением перевозчиками свободного и своевременного доступа населения Пермского муниципального округа к информации о работе автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

19) осуществление других полномочий в сфере организации транспортного обслуживания населения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2.1);

реестр маршрутов утверждается постановлением администрации Пермского муниципального округа (пункт 3.2).

Учитывая изложенное, суд находит, что в силу положений закона обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Пермского муниципального округа возложена орган местного самоуправления, то есть на администрацию Пермского муниципального округа Пермского края.

При этом передача непосредственного осуществления указанных обязанностей Муниципальному казённому учреждению «Управление благоустройства Пермского муниципального округа Пермского края» не является обстоятельством, освобождающим административного ответчика от исполнения данных обязанностей, поскольку в силу прямого указания закона организация транспортного обслуживания населения является обязанностью органа местного самоуправления; орган местного самоуправления вправе передавать полномочия по осуществлению вопросов местного значения учреждаемым для данной цели казённому учреждению.

Из общедоступных сведений следует, что населённые пункты – деревни Дикая Гарь, Полюдово, Чуваки, Болдино, Кеты, Кичаново находятся на удалённом расстоянии от остановочных пунктов, расположенных на автомобильной дороге «Пермь – Усть - Качка», по которой осуществляются регулярные перевозки пассажиров (от 8,5 до 1 км соответственно).

Следовательно, регулярные муниципальные маршруты или межмуниципальные маршруты, осуществляемые исключительно по автомобильной дороге «Пермь – Усть - Качка» не обеспечивают доступное транспортное обслуживание граждан, проживающих в деревнях Дикая Гарь, Полюдово, Чуваки, Болдино, Кеты, Кичаново.

Ответчик администрация Пермского муниципального округа Пермского края документы, подтверждающие непосредственное осуществление транспортного обслуживания граждан, проживающих в населённых пунктах – деревня Дикая Гарь, деревня Болдино, деревня Кеты, деревня Чуваки, деревня Полюдово, деревня Кичаново посредством осуществления регулярных перевозок пассажиров на установленном муниципальном маршруте «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово» или ином маршруте, обеспечивающим доступное транспортное обслуживание граждан, проживающих в деревнях Дикая Гарь, Полюдово, Чуваки, Болдино, Кеты, Кичаново, не представила.

Суд полагает, что утверждение и введение в действие Положения об организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Пермского муниципального округа Пермского края, разработка и передача на согласование и утверждение схемы и расписания движения автобусов по маршруту № 110 «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово», разработка документации для проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому маршруту «Дикая Гарь – Верхние Муллы – Кондратово» в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ не могут свидетельствовать о надлежащем исполнении административным ответчиком обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, поскольку регулярные перевозки пассажиров на соответствующем муниципальном маршруте не осуществляются.

Документы, представленные административным ответчиком, не свидетельствуют об ином.

Оценивая полученные доказательства, суд считает, что административный ответчик администрация Пермского муниципального округа Пермского края надлежащим образом не исполнила обязанность по непосредственному обеспечению жизнедеятельности граждан, проживающих в населённых пунктах – деревня Дикая Гарь, деревня Болдино, деревня Кеты, деревня Чуваки, деревня Полюдово, деревня Кичаново посредством организации их регулярного транспортного обслуживания, поскольку по установленному муниципальному маршруту регулярные пассажирские перевозки фактически не осуществляются, а иные маршруты (маршрут) не установлены; ненадлежащее исполнение такой обязанности создает препятствия гражданам в доступности посещения объектов социально – бытового, административно – делового, культурно – развлекательного и иного назначения.

Суд полагает, что в силу закона отсутствие в бюджете, смете (на балансе) муниципального образования или органа местного самоуправления средств для исполнения обязанности по организации транспортного обслуживания населения не освобождает орган местного самоуправления от исполнения этой обязанности, возложенной на него законом, так как исполнение такой обязанности не обуславливается наличием финансовой возможности.

Учитывая изложенное, суд находит, что отсутствие транспортного сообщения на общественном транспорте из деревни Дикая Гарь, через населенные пункты Полюдово, Чуваки, Болдино, Кеты, Кичаново (между деревней Дикая Гарь и другими населенными пунктами) с учётом их фактического расстояния (удаленности) от автомобильной дороги «Пермь – Усть-Качка» свидетельствует о непринятии административным ответчиком надлежащих мер для выполнении установленной законом обязанности и нарушении прав неопределенного круга лиц на доступное транспортное обслуживание.

При таком положении суд считает, что имеются правовые основания для возложения на административного ответчика администрацию Пермского муниципального района Пермского края обязанности по принятию мер к организации транспортного обслуживания населения деревень Дикая Гарь, Полюдово, Чуваки, Болдино, Кеты, Кичаново как посредством организации муниципального маршрута регулярных перевозок, так и путем принятия иных мер, направленных на решение вопроса о доступности транспортных услуг для населения указанных населённых пунктов (изменение схемы движения существующих муниципальных маршрутов, либо иным способом).

Суд полагает, что возложение обязанности в судебном порядке не является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, поскольку при рассмотрении дела установлено ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности, установленной законом, которое обуславливает необходимость устранения нарушения прав, свобод либо препятствий к осуществлению прав, свобод лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление.

В силу статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд считает, что срок пять месяцев, в течение которого ответчик должен выполнить мероприятия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения указанной обязанности, в том числе достаточным для определения перевозчика по результатам конкурса в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Обязать администрацию Пермского муниципального округа Пермского края принять меры к организации транспортного обслуживания населения д. Дикая Гарь, д. Болдино, д. Кичаново, д. Кеты, д. Чуваки, д. Полюдово в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 20 октября 2023 года.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья Н.В. Макарова

Подлинник решения находится в административном деле № 2а-3301/2023

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2023-003389-76