Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
<адрес> городской суд <адрес> области в составе:
председательствующего судьи Сидельниковой И.А.
при секретаре Лобановой Н.Е.
с участием административного истца – Ефремовой Н.В.
представителя административного истца – Гладкийх В.В., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя административного ответчика – Несмеловой Н.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
представителя заинтересованного лица МКУ «Комитет имущественных отношений администрации <адрес>» - Егоровой А.Г., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
заинтересованного лица – Ефремова Э.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ефремовой Н. В. к администрации <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в признании малоимущей и нуждающейся в жилом помещении
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, просит признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №; обязать администрацию <адрес> признать ее малоимущей.
В обоснование заявленных требований указывает, что данное постановление является незаконным, так как при расчете соотношения совокупного дохода семьи и пороговых значений для признания малоимущими, не было принято во внимание, что она не имеет какого-либо имущества в собственности, а ее доход не превышает прожиточного минимума. Отказ в признании малоимущей нарушает ее жилищное право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании административный истец настаивает на заявленных требованиях, доводы указанные в административном иске поддерживает, дополнительно суду пояснила, что в доход включена сумма кредита, который был взят на нужды семьи, документы по кредиту и сведения, что она является матерью одиночной были предоставлены. С ДД.ММ.ГГГГ. ей была прекращена выплаты страховой пенсии по инвалидности, так как она обратилась за получением компенсационной выплаты неработающему трудоспособному гражданину, осуществляющему уход за двумя детьми-инвалидами.
Представитель административного истца настаивает на заявленных требованиях, доводы указанные в административном иске поддерживает, дополнительно суду пояснил, что в доход семьи необоснованно включена сумма кредита <данные изъяты>. Все необходимые документы были Ефремовой Н.В. предоставлены, другие документы орган местного самоуправления мог запросить самостоятельно. Считает, что Ефремовой Н.В. отказано в признании малоимущей и нуждающейся в жилом помещении по формальным основанием, суд по представленным документам может сам оценить малоимущность и нуждаемость Ефремовой Н.В.. Указывает, что при решении вопроса о признании Ефремовой Н.В. малоимущей и нуждающейся жилищной комиссией не было учтено отсутствие у нее имущество и его пороговое значение.
Представитель административного ответчика требования не признала, суду пояснила, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, так как в соответствии с Законом <адрес> области от 23.11.2012г. № 119-ОЗ граждане признаются малоимущими в случае, если их доход, приходящийся на каждого члена семьи, или доход одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества. Решением <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина в размере величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в зависимости от принадлежности к социально-демографической группе, официально установленной на территории <адрес> области, за квартал, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. По представленным Ефремовой Н.В. документов комиссией было установлено, что совокупный ежемесячный доход ее семьи в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты>, тогда как величина прожиточного минимума, в соответствии с Постановлением Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ. № для семьи Ефремовой Н.В. составляет <данные изъяты>. Кроме того, в соответствии с Законом <адрес> области от 23.11.2012г. № 119-ОЗ Ефремовой Н.В. не были предоставлены документы подтверждающие получение алиментов.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Комитет имущественных отношений администрации <адрес>» поддерживает позицию административного ответчика.
Заинтересованное лицо Ефремов Э.Е. поддерживает заявленные требования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Ефремова Н.В. обратилась с заявлением о признании семьи малоимущей и нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов жилищной комиссией единогласно было принято решение об отказе в признании семьи малоимущей и нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, так как не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а так же представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №Ефремовой Н.В. отказано в признании семьи малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, так как не представлены документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а так же представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регулируется Законом <адрес> области от 23.11.2012г. № 119-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
В соответствии с данным законом решение о признании или об отказе в признании гражданина малоимущим в целях принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма принимается органом местного самоуправления.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена Комиссия по признанию граждан малоимущими в сфере жилищной политики и утверждено Положение комисси по признанию граждан малоимущими в сфере жилищной политики.
П.3 Положения предусмотрено, что комиссия рассматривает вопрос о признании гражданина и членов его семьи малоимущими на основании поданного заявления. Комиссия производит расчет доходов, приходящихся на гражданина и каждого члена семьи с учетом стоимости имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности гражданина и членов его семьи. На основании расчетов признает или не признает гражданина и членов его семьи малоимущими. Материалы заседания оформляются протоколом (с приложением всех расчетов), который подписывается председателем (заместителем председателя), секретарем.
Согласно ч.1 ст.6 Законом <адрес> области от 23.11.2012г. № 119-ОЗ граждане признаются малоимущими в случае, если их доход, приходящийся на каждого члена семьи, или доход одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества.
Величина порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина и величина порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда.
Признание гражданина малоимущим осуществляется органом местного самоуправления путем соотнесения размера дохода и стоимости имущества гражданина с величиной порогового значения размера дохода и стоимости имущества.
Решением <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об установлении величины порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлено пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина в размере величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в зависимости от принадлежности к социально-демографической группе, официально установленной на территории <адрес> области, за квартал, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Постановлением Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения <адрес> области за ДД.ММ.ГГГГ года" величина прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ года по <адрес> области на душу населения установлена - <данные изъяты>, для трудоспособного населения - <данные изъяты>, пенсионеров - <данные изъяты>, детей - <данные изъяты>.
Из представленных Ефремовой Н.В. документов следует, что состав семьи 3 человека, имущества в собственности не имеют, совокупный доход семьи составляет <данные изъяты>, при этом на семью Ефремовой Н.В. (1 трудоспособный гражданин и 2 детей) прожиточный минимум составляет <данные изъяты>. В связи с чем, доход семьи Ефремовой Н.В. превышает величину прожиточного минимума установленного на территории <адрес> области.
Довод административного истца, что совокупный доход семьи не превышает величину прожиточного минимума не нашел подтверждение в суде, опровергается документы, приложенными Ефремовой Н.В. к заявлению о признании семьи малоимущей и нуждающейся.
В соответствии с Законом <адрес> области от 23.11.2012г. № 119-ОЗ признание гражданина малоимущим осуществляется органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления и иных документов, представленных гражданином путем соотнесения размера дохода и стоимости имущества гражданина с величиной порогового значения размера дохода и стоимости имущества. Из представленных документов следует, что в собственности у Ефремовой Н.В. и членов ее семьи имущество отсутствует, в связи с чем жилищной комиссией обосновано не учитывалось пороговое значение стоимости имущества.
Довод административного истца, что необоснованно были учтены в качестве дохода денежные средства сумма <данные изъяты>, так как являются заемными средства на правильность выводов жилищной комиссии не влияет.
Действительно, находящиеся на счете Ефремовой Н.В.№ денежные средства в сумме <данные изъяты> являются заемными денежными средства, полученными по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.. В соответствии с Перечнем видов доходов, учитываемых при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (приложение N 1 к Закону <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ№) (далее Перечень), заемные денежные средства к таким видам дохода не относятся.
При исключении из дохода семьи указанной суммы совокупный доход семьи составляет <данные изъяты>, что превышает величину прожиточного минимума установленного на территории <адрес> области, который для семьи Ефремовой Н.В. составляет <данные изъяты>.
Довод административного истца, что с ДД.ММ.ГГГГ. ей была прекращена выплаты страховой пенсии по инвалидности, так как кона обратилась за получением компенсационной выплаты неработающему трудоспособному гражданину, осуществляющему уход за двумя детьми-инвалидами, в подтверждение чего представлены справки с ОПФР по <адрес> области, так же не влияет на правильного выводов жилищной комиссии, так как данные документы предметом рассмотрения жилищной комиссии не являлись, направлены на переоценку выводов комиссии.
В соответствии со ст.10 Закона <адрес> области от 1 сентября 2005 года N 38-ОЗ "О жилищной политике в <адрес> области" предоставлять документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, это обязанность заявителя.
Вопрос о признании граждан малоимущими решается жилищной комиссией по результатам рассмотрения представленных заявителем документов о доходах путем соотнесения размера дохода с величиной порогового значения размера дохода.
Признание граждан малоимущими и постановка их на учет, в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма, исходя из принципа разделения властей, действующим законодательством отнесены к компетенции органов местного самоуправления, суд не вправе вмешиваться в их деятельность, давая оценку документам, которые не были предметом рассмотрения жилищной комиссии и решать вопрос о малоимущности граждан.
В соответствии со ст.10 Закона <адрес> области от 1 сентября 2005 года N 38-ОЗ "О жилищной политике в <адрес> области" и Перечнем, к видам доходов, учитываемых при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма относятся алименты, получаемые членами семьи гражданина или одиноко проживающим гражданином. Документов, подтверждающих получение указанного вида дохода заявителем представлено не было.
Административный истец указывает, что сведения об отец в свидетельстве о рождении ребенка внесены со слов матери, соответствующие документы были предоставлены.
Однако указанные обстоятельства опровергаются имеющимся приложением в заявлении о признании малоимущей, которое было составлено и подписано собственноручно заявителем.
Довод представителя административного истца, что данные документы могли быть самостоятельно запрошены органом местного самоуправления, является не состоятельным, так как в соответствии со ст.10 Закона <адрес> области от 1 сентября 2005 года N 38-ОЗ "О жилищной политике в <адрес> области" предоставлять документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи это обязанность заявителя, указанные документы не относятся к документам, который запрашивается органом местного самоуправления самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
Не предоставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а так же представление документов, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в силу п.1,2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ст.6 Закона <адрес> области «О жилищной политики в <адрес> области» является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу что оспариваемое постановление принято администрацией <адрес> в пределах предоставленных полномочий и в рамках действующего законодательства, при этом права заявителя таким решением не нарушаются.
Оспариваемый отказ не препятствует повторному обращению заявителя в установленном порядке с соответствующим заявлением с предоставлением необходимых документов.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении заявленных требований Ефремовой Н. В. к администрации <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в признании малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И.А.Сидельникова
Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.