ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3303/2023 от 11.01.2024 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-68/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Савельевой Е.В.

при секретаре судебного заседания Огуловой Д.В.,

с участием представителей административного истца Козыревой И.В., Муджикова Д.В., представителя административного ответчика Бадиновой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Юг» в лице филиала публичного акционерного общества «Россети Юг» - «Калмэнерго» к Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л :

публичное акционерное общество «Россети Юг» в лице филиала публичного акционерного общества «Россети Юг» - «Калмэнерго» (далее – ПАО «Россети Юг», филиал ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго», общество) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. по делу №3а-21/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. по делу №66а-472/2022 признаны недействующими со дня принятия: - приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее – РСТ Республики Калмыкия, Служба) от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г. метод долгосрочной индексации» в части приложения № 2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. (без учета оплаты потерь)» в части НВВ филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» (без учета оплат потерь) на 2021 г. в редакции приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э «О внесении изменений в приказ РСТ Республики Калмыкия от 26.12.2017 № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации»; - приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категорий потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категориям потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 г.» в части: - приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, на 2021 г.»; - приложения № 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 г.» в части НВВ филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 г. в размере 1 421 557 тыс. руб. В части обязания РСТ Республики Калмыкия принять замещающие нормативные правовые акты судом отказано.

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04 октября 2022 г. решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. изменены, из мотивировочной части судебных актов исключен вывод об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности плановых расходов на 2021 год по статье «Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 131328,87 тыс. рублей, а также корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье «Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 563936,27 тыс. рублей. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

Просило суд признать незаконным бездействие Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия, выражающееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных правовых актов, замещающих признанные недействующими со дня принятия приказы Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия:

- приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категорий потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категориям потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 г.» в части приложения № 1 и приложения № 2;

- приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г. метод долгосрочной индексации» в части приложения № 2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. (без учета оплаты потерь)» в части НВВ филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» (без учета оплат потерь) на 2021 г. в редакции приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э «О внесении изменений в приказ РСТ Республики Калмыкия от 26.12.2017 № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации»;

Обязать Региональную службу по тарифам Республики Калмыкия принять нормативные правовые акты, замещающие признанные недействующими со дня принятия приказы Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э и от 30 декабря 2020 г. №75-п/э.

Взыскать с Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия в пользу публичного акционерного общества «Россети Юг» 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представители административного истца ПАО «Россети Юг» - филиала ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» Козырева И.В., Муджиков Д.В. административные исковые требования поддержали, уточнив, что просят признать незаконным с учетом содержания решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. по делу №3а-21/2021 и апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. по делу №66А-472/2022 бездействие Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия, выражающееся в неисполнении обязанности по принятию нормативно-правовых актов, замещающих признанные недействующими со дня принятия приказы РСТ Республики Калмыкия

- от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям не относящихся к населению и приравненным к нему категорий потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 год» в редакции приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 17 июня 2021 г. № 34-п/э в части:

приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год»;

приложения № 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 год» в части НВВ филиала «Калмэнерго» (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Калмыкия на 2021 год в размере 1 421 557 тыс. руб.

- от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г. метод долгосрочной индексации» в части приложения № 2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Юга»-«Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. (без учета оплаты потерь)» в части НВВ филиала -Калмэнерго» (без учета оплат потерь) на 2021 год в редакции приказа РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э.

Обязать Региональную службу по тарифам Республики Калмыкия принять нормативные правовые акты, замещающие признанные недействующими со дня принятия приказы Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия: от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям не относящихся к населению и приравненным к нему категорий потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 год» в части; от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г. метод долгосрочной индексации» в части приложения № 2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Юга»-«Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. (без учета оплаты потерь)» в части НВВ филиала -Калмэнерго» (без учета оплат потерь) на 2021 год в редакции приказа РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э;

взыскать с РСТ Республики Калмыкия в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

В обоснование административных исковых требований представители административного истца ПАО «Россети Юг» - филиала ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» Козырева И.В., Муджиков Д.В. указали, что приказ РСТ Республики Калмыкия от 22 июля 2022 г. №63-п/э «О внесении изменений в приказы РСТ Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 г. №98 п/э и от 30 декабря 2020 г. №75 п/э» не является нормативным правовым актом, замещающим признанные недействующими нормативные правовые акты, поскольку принят с нарушением требований п.7 Основ ценообразования и п.11 (формула 7) Методических указаний от 17 февраля 2012 г. №98-э, поскольку предусматривает применение механизма «сглаживания» - переноса расходов, признанных экономически обоснованными, на последующие периоды регулирования, что подтверждается протоколом заседания Правления РСТ Республики Калмыкия от 22 июля 2022 г. №1-22/19 и экспертным заключением 1-ТСО от 19 июля 2022 г. РСТ Республики Калмыкия по корректировке необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго», рассчитанной методом долгосрочной индексации на 2021 год по делу№1/2021 (приказ РСТ РК от 21 мая 2020 г. №28-п/э). Кроме того, указанный приказ РСТ Республики Калмыкия не компенсирует расходы ПАО «Россети Юг», признанные экономически обоснованными решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. по делу №3а-21/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г.№66а-472/2022.

Представитель административного ответчика Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия Бадинова Г.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала. Указала, что приказ РСТ Республики Калмыкия от 22 июля 2022 г. №63-п/э «О внесении изменений в приказы РСТ Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 г. №98 п/э и от 30 декабря 2020 г. №75 п/э» был принят в целях исполнения решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. и апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. по делу №66а-472/2022 в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», опубликован в установленном порядке. Считает, что Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия были исполнены решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. по делу №66а-472/2022, ввиду чего оснований для признания со стороны РСТ допущенного бездействия не имеется, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно заявленным исковым требованиям административный истец оспаривает бездействие Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных правовых актов, замещающих признанные недействующими со дня принятия приказов Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. №98-п/э и от 30 декабря 2020 г. №75-п/э.

Судом установлено, что решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. административное исковое заявление публичного акционерного общества «Россети Юг» к Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия удовлетворены частично. Признаны недействующими со дня принятия:

- приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее – РСТ Республики Калмыкия, Служба) от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г. метод долгосрочной индексации» в части приложения № 2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. (без учета оплаты потерь)» в части НВВ филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» (без учета оплат потерь) на 2021 г. в редакции приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э «О внесении изменений в приказ РСТ Республики Калмыкия от 26.12.2017 № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации»;

- приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категорий потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категориям потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 г.» в части:

- приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, на 2021 г.»;

- приложения № 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 г.» в части НВВ филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 г. в размере 1 421 557 тыс. руб.

В части возложения на Региональную службу по тарифам Республики Калмыкия обязанности по принятию заменяющих нормативных правовых актов судом отказано, поскольку обязанность РСТ Республики Калмыкия принять новый нормативный акт, устраняющий допущенные нарушения, следует из положений ч.1 ст.16 КАС РФ и абзаца 13 пункта 7 Основ ценообразования, в силу которых регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иное не установлено соответствующим решением.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. оставлено без изменения.

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04 октября 2022 г. решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. изменены, из мотивировочной части судебных актов исключен вывод об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности плановых расходов на 2021 год по статье «Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 131 328,87 тыс. рублей, а также корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье «Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 563 936,27 тыс. рублей. В остальной части указанные судебные акты оставлены без изменения.

Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 августа 2023 г. № 42-КАД23-1-К4 кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04 октября 2022 г. в части изменения решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. путем исключения из мотивировочной части решений судов первой и апелляционной инстанций выводов об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности плановых расходов на 2021 год по статье «Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 131 328,87 тыс. рублей, а также корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье «Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 563 936,27 тыс. рублей отменено, в этой части решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. оставлено в силе. В остальной части кассационное определение оставлено без изменения.

Согласно п.1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с абз. 13 п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее -Основы ценообразования), регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием). Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" установлено, что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

22 июля 2022 г. Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия вынесен приказ №63-п/э «О внесении изменений в приказы РСТ Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 г. №98 п/э и от 30 декабря 2020 г. №75 п/э», согласно которому в связи с принятыми судебными актами: решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. по делу №3а-21/2021, апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. по делу №66а-472/2022, а также в целях правового урегулирования административных и иных публичных правоотношений, регулируемых РСТ Республики Калмыкия, изложены в новой редакции:

- приложение №1 «Долгосрочные параметры регулирования для филиала ОАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего метод долгосрочной индексации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 2018-2022 г.г.» к приказу РСТ РК от 26 декабря 2017 г. №98-п/э;

- приложение № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год» к приказу РСТ РК от 30 декабря 2020 г. №75 п/э;

- приложение № 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 год» к приказу РСТ РК от 30 декабря 2020 г. №75 п/э.

25 июля 2022 г. указанный приказ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: (http//publication.pravo.gov.ru/Document/View/08012022072500001). 26 июля 2022 г. опубликован в газете «Хальмг Унн» №79 (18774). 03 августа 2022 г. размещен на официальном сайте Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия: http://tarif.kalmregion.ru/documenty/prikazy-i-protokoly-pravlenia-rst-rk/prikaz-rst-rk-ot-22-iyulya-2022-goda-63-p-e/.

Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 22 июля 2022 г. №63-п/э «О внесении изменений в приказы РСТ РК от 26 декабря 2017 г. №98-п/э и от 30 декабря 2020 г. №75-п/э», вынесенный во исполнение решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. по делу №3а-21/2021, апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 г. по делу №66а-472/2022, является действующим и в судебном порядке не оспаривался.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца о том, что со стороны Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия было допущено бездействие, выражающееся в неисполнении обязанности по принятию нормативно-правовых актов, замещающих признанные недействующими со дня принятия приказы РСТ Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. №98-п/э и 30 декабря 2020 г. № 75-п/э, суд признает необоснованными.

Доводы представителей административного истца о том, что приказ РСТ Республики Калмыкия от 22 июля 2022 г. №63-п/э «О внесении изменений в приказы РСТ Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 г. №98 п/э и от 30 декабря 2020 г. №75 п/э» не является нормативным правовым актом, замещающим признанные недействующими нормативные правовые акты, поскольку принят с нарушением требований п.7 Основ ценообразования и п.11 (формула 7) Методических указаний от 17 февраля 2012 г. №98-э, поскольку предусматривает перенос расходов, признанных экономически обоснованными, на последующие периоды регулирования, а также о том, что указанный приказ не компенсирует расходы ПАО «Россети Юг», не основан на материалах дела и требованиях закона. Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ) (п.7).

В силу абз. 14 п.87 Основ ценообразования в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

Согласно протоколу заседания Правления РСТ Республики Калмыкия от 22 июля 2022г. принято решение о компенсации расходов, признанных судом экономически обоснованными, посредством учета в последующих периодах.

Из экспертного заключения №1-ТСО от 19 июля 2022г. видно какие расходы учтены и будут компенсированы до 2025г.

Таким образом, приказ РСТ РК №63-п/э от 22 июля 2022г. принят в соответствии с требованиями закона.

Не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований и ссылка административного истца на несвоевременное принятие административным ответчиком приказа во исполнение судебных решений.

В соответствии с абз.13 п.7 Основ ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 28.12.2023) регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Действительно, решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. вступило в законную силу 05 апреля 2022 г. Следовательно, в силу п.1 ст. 16 КАС РФ и п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, административный ответчик обязан был принять новый замещающий нормативный правовой акт до 06 мая 2022 г.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.

Исходя из изложенного, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов административного истца.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

Административным ответчиком не оспаривается, что возложенная на него законом обязанность принять решение об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда не исполнена в установленный срок - до 06 мая 2022 г.

Между тем, на момент рассмотрения дела данное обстоятельство не нарушает права административного истца.

Более того, согласно возражениям административного ответчика несвоевременное исполнение судебного акта связано с его оспариванием ими в кассационном порядке.

Доказательств незаконного бездействия административного ответчика и нарушения прав заявителя, суду административным истцом не представлено, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Совокупность необходимых условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворении требования о признании бездействия Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия незаконным в рассматриваемом случае отсутствует,

Таким образом, принимая во внимание, что обязанность по принятию нормативных правовых актов, замещающих признанные недействующими со дня принятия приказы Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э и от 30 декабря 2020 г. №75-п/э, Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия с учетом содержания решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2021 г. по делу №3а-21/2021, апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022г. исполнена путем вынесения приказа №63-п/э от 22 июля 2022 г. «О внесении изменений в приказы РСТ Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 г. №98 п/э и от 30 декабря 2020 г. №75 п/э», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ПАО «Россети Юг» в лице филиала публичного акционерного общества «Россети Юг» - «Калмэнерго».

Как следствие не подлежат удовлетворению и заявленные административным истцом требования о взыскании с административного ответчика в соответствии со ст.111 КАС РФ расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества «Россети Юг» в лице филиала публичного акционерного общества «Россети Юг» - «Калмэнерго» к Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Савельева

Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2024 года.