ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3306/2015 от 28.01.2016 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2а-480/2016

28 января 2016 г.

Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Головачева Е.И.

при секретаре Алексеевой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района, Тамбовской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, отмене Правил землепользования и застройки муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области, о приведении в соответствие с Генпланом поселения графических материалов,

У С Т А Н О В И Л:

В суд с административным иском обратилась административный истец ФИО1 к администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района, Тамбовской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что решением Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области. Данное решение вступило в законную силу. Считает решение незаконным по следующим основаниям: опубликования его не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. На публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ были поданы заявления граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, владеющих на праве собственности земельными участками на землях Покрово-Пригородного сельсовета с просьбой изменить схемы градостроительного зонирования и отнести их земельные участки, расположенные в зоне ОТ-1 (открытые природные пространства) к зоне жилой застройки – зоне Ж. Но собственников земельных участков, граничащих с участками данных собственников, не оповестили должным образом, как того требует закон. В Заключении о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано направить проект «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» с учетом предложений и замечаний главе сельсовета на доработку. Больше никаких публичных слушаний не проводилось. Большинство жителей д. Перикса живут в незнании существующей ситуации и полагают, что Правила землепользования и застройки не приняты и находятся в стадии разработки. Обращалась неоднократно в различные организации с жалобами на строительство, монтаж высоковольтных линий, вышек сотовой связи на территории, которые относились к зоне открытых природных пространств и указанные действия на таких территориях недопустимы. Из очередного ответа прокуратуры Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что Правила землепользования и застройки утверждены решением Покрово-Пригородного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Этим решением были утверждены другие Правила землепользования и застройки, в другой редакции по сравнению с теми, которые были приложены к сообщению о проведении публичных слушаний и были представлены на ознакомление жителям муниципального образования. В первоначальной редакции Правил, разработанных <данные изъяты> к видам разрешенного использования ОТ-1 относились: основной вид разрешенного использования – самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки); вспомогательные виды разрешенного использования в прибрежной полосе – благоустройство пляжей с оборудованием туалетов и кабин для переодевания; условно-разрешенные виды – специальные оборудованные места для проведения массовых пикников. Зона ОТ-1 в основном расположена на берегах водотоков и водоемов. В редакции Правил землепользования и застройки, которые утверждены Решением , к видам разрешенного использования в зоне ОТ-1 относится, помимо всего прочего, такие виды разрешенного использования, как основные виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин, для размещения водонапорных башен, для размещения трансформаторных подстанций, для размещения наземных сооружений линий электропередачи, для размещения опор воздушных линий электропередачи, для размещения межпоселковых трубопроводов, для размещения вышек сотовой связи, объектов связи, для размещения нефтепродуктов, для размещения объектов газоснабжения, дорог и объектов дорожного транспорта, линейных объектов и прочее… Таким образом, были сильно расширены виды использования территорий, что недопустимо на территориях, расположенных в пределах водоохранных зон, на территориях, представляющих зеленую зону, а также противоречит Генеральному плану муниципального образования, изготовленного по заказу администрации Покрово-Пригородного сельсовета <данные изъяты>, утвержденному в 2013 г. На стр. 19 Генерального плана говорится, что размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режимы их использования устанавливаются согласно ст. 65 Водного кодекса РФ. Размер водоохранных зон, водотоков и водоемов в Покрово-Пригородном сельсовете составляет 50 м. Генеральный план устанавливает большое количество ограничений для использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос, большинство из которых допускают виды разрешенного использования зоны ОТ-1, согласно Правил землепользования и застройки, что является грубым нарушением законодательства РФ. Согласно печатного органа Информационного бюллетеня (Специальный выпуск (61) от ДД.ММ.ГГГГ Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением от ДД.ММ.ГГГГ, разработали три компании: <данные изъяты>», <данные изъяты> и <данные изъяты> Однако, <данные изъяты>» не принимала участия в данном проекте, о чем свидетельствует ответ на запрос генерального директора <данные изъяты> Правила землепользования включают в себя: порядок их применения и внесения изменений, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в котором указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой сельсовета с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения. С принятием решения о подготовке проекта, главой утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Глава, не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещения на официальном сайте муниципального образования, в сети «Интернет», сообщение также может быть распространено по радио и телевидению. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, схемам территориального планирования. По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам – в комиссию на доработку. Глава принимает решение о проведении публичных слушаний по проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания проводятся комиссией в соответствии с Уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования проекта. Порядок проведения публичных слушаний муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» определяется Уставом Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, а также решением Покрово-Пригородного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности муниципального образования Покрово-Пригородный сельсовет», которое вступило в силу со дня его принятия, на момент проведения публичных слушаний на ДД.ММ.ГГГГ данное решение не действовало и порядок проведения публичных слушаний определялся ныне действующим решением Покрово-Пригородного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области». В процессе подготовки проекта, проведения публичных слушаний и утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области было допущено много грубых нарушений порядка проведения мероприятий, которые влекут за собой признание данных Правил не соответствующими действующему законодательству. На органах местного самоуправления лежит обязанности проверки соответствия проекта обязательным требованиям технических регламентов, документам территориального планирования. При проверке проекта Правил органом местного самоуправления не были выполнены требования федерального закона, которые имеют прямое указание. Градостроительный кодекс ставит несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану поселения одним из основных оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, недопустимость разногласий между Правилами землепользования и Генеральным планом поселения. Просит признать незаконным решение Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Затем уточнила административные исковые требования, помимо признания решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, просила отменить Правила землепользования и застройки муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области, привести в соответствие с Генпланом поселения графические материалы. Просила восстановить срок на подачу административного искового заявления, поскольку о нарушении своего права узнала из ответа Прокуратуры Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Просила срок на обжалование исчислять с этого момента.

По делу привлечены в качестве заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11

В судебное заседание не явились заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7, о дне слушания административного дела извещены надлежаще, причина неявки неизвестна, за ФИО2 и ФИО3 участвуют представители.

Выслушав присутствующих лиц, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске и пояснила, что в первоначальной редакции правил землепользования и застройки Покрово-Пригородного сельсовета к видам разрешенного использования к зонам ОТ-1 относились: основной вид разрешенного использования – самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные, велосипедные прогулки), вспомогательные виды разрешенного использования в прибрежной полосе – благоустройство пляжей, условно размещенные виды – специально оборудованные места для проведения массовых пикников. Решением от ДД.ММ.ГГГГ незаконно были утверждены другие Правила землепользования и застройки, в другой редакции, которые вступили в законную силу. В новой редакции Правила землепользования зону ОТ-1 поменяли на другие территориальные зоны. Изначально представленные гражданам Правила землепользования и застройки, соответствовали генеральному плану поселения, Правила землепользования и застройки, утвержденные решением от ДД.ММ.ГГГГ противоречат генеральному плану. Согласно генеральному плану поселения размер водоохранных зон водотоков и водоемов в Покрово-Пригородном сельсовете составляет 50 м., следовательно, в 50 м. от водоемов должна быть зона открытых пространств. Заинтересованные лица, в обоснование своих возражений должны предоставить первоначальные документы, на основании которых им были выделены земельные участки. По действующему законодательству участки могли быть выделены лишь в случае, если они проживают в д. Перикса. Все заинтересованные лица не являются жителями д. Перикса, участки ими были приобретены на аукционе. Все участки, находящиеся в собственности у заинтересованных лиц, должны были быть выданы им с обременением использования. Главой сельсовета были допущены грубые нарушения при утверждении правил землепользования и застройки МО «Покрово-Пригородный сельсовет», поскольку поступившие заявления от ФИО2, ФИО12 и других граждан, желающих изменить схему градостроительного зонирования и отнести их земельные участки в другую зону, должны были рассматриваться на отдельном собрании. Сначала надо было утвердить правила землепользования и застройки, а только потом решать вопрос об их изменении на отдельном собрании. Является смежником территории открытого пространства. Представитель административного ответчика глава администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области ФИО13 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что административный иск был подан в суд ФИО1 в виду спора с гражданином ФИО7. В суде долго рассматривался ее иск, адресованный ФИО7, однако решение было вынесено не в ее пользу. В процессе рассмотрения дела были затронуты правила землепользования и застройки администрации Покрово-Пригородный сельсовет. В д. Перикса, кроме участка ФИО7, не было внесено никаких изменений в зону ОТ-1. В д. Перикса есть участок с зоной ОТ-1 площадью 6 га, на территории которого, несмотря на его большие размеры, не ведется никаких строительных работ, зона его не менялась. Парковая зона в новых Правилах землепользования и застройки также осталась нетронутой. Несмотря на то, что администрацией района было выделено два земельных участка, в этой парковой зоне, вид использования не был изменен.

На публичных слушаниях по проекту Правил землепользования и застройки МО «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области на обозрение участников публичных слушаний был предоставлен проект правил землепользования и застройки, который в последующем был утвержден решением от ДД.ММ.ГГГГ Данный проект размещен на сайте администрации Покрово-Пригородный сельсовет с марта 2014 г. Земельные участки, перекрашенные в генеральном плане в желтый цвет, были отданы гражданам Покрово-Пригородного сельсовета в собственность в 2011 г. Администрация в связи с тем, что участки, принадлежащие ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 были выданы раньше, чем администрация Покрово-Пригородного сельсовета приступила в разработке ген. плана и правил землепользования и застройки и на момент разработки их проекта не располагала точными данными относительно категории земель, на которых расположены эти участки и выданными им свидетельствами, в которых указан вид разрешенного использования согласно ст. 30 п. 3 ч. 1 и ст. 34 п. 4 ч. 1 ГрК РФ, в целях обеспечения прав и законных интересов граждан обязана была провести ПЗиЗ в соответствие с уже выданными свидетельствами о праве собственности. Вблизи водоохраной зоны собственники земельных участков уже живут. Никто из заинтересованных лиц не нарушил 20 м. водоохранную зону. Согласно действующему законодательству, администрация сельсовета была обязана привести зоны участков в соответствие с выданными гражданам свидетельствами, что и было сделано. На публичных слушаниях были оглашены письменные предложения граждан об изменении схемы градостроительного зонирования, а именно отнесения земельных участков из зоны ОТ-1 в зону Ж. Никаких возражений не поступило. Заинтересованное лицо ФИО11 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что с 2004 г. ему принадлежит земельный участок по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. с КН: . Участок находится в районе СНТ «Эльдорадо» в прибрежной зоне. Изначально участок ему был предоставлен в аренду. Далее выкупил участок на открытом аукционе. У него имеется разрешение на строительство, выданное администрацией района, имеется свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ по ? на него и супругу. Зона ОТ-1, находящаяся рядом с его участком, представляла собой свалку. Каждую весну вывозил по два камаза мусора. Природоохранная зона реки Цны составляет 20 м., а не 50 м. Его участок неоднократно проверялся всевозможными инстанциями, никаких нарушений в предоставлении участка выявлено не было. На участке построен дом, на строительство которого заранее получил разрешение. В настоящий момент домовладению и участку присвоен адрес. Участок был выделен до принятия генерального плана поселения. Свидетельство о государственной регистрации права на дом было получено в 2014 г., право собственности на земельный участок было оформлено в 2008 г. В 2004 г. был заключен договор аренды на земельный участок, на участке стоит жилой дом. Изначально участок был оформлен на него одного, затем переоформил на себя и супругу. В свидетельстве о регистрации права имеется запись категория земель – земли населенных пунктов. Никаких записей, свидетельствующих о том, что строительство на участке запрещено, не имеется. Вид разрешенного использования для садоводства, что не запрещает строить жилой дом.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что ему принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, участок с КН: , участок расположен рядом с участком ФИО11, на участок имеется право собственности, правда оно устарело, поскольку не обращался в Росреестр за выдачей нового свидетельства. Им был заказан кадастровый паспорт участка, который не готов к заседанию. Устно специалист кадастровой палаты пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему выдадут новый кадастровый паспорт, в котором будет указана категория земель – земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Участок ранее был сформирован администрацией района и продан ему на аукционе ДД.ММ.ГГГГ Участок приобретался с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения. В кадастровой палате есть сведения, что участок находится в границах населенного пункта д. Перикса по адресу: <адрес>. Участок оформлен надлежащим образом. В Водном кодексе прописано, что водоохранная зона, которую нельзя занимать, составляет 20 м. для несудоходных рек. Река Цна в спорном участке является несудоходной. Собирается построить на своем участке жилой дом. Ништ говорит, что ее никто не уведомил о проведении публичных слушаний, на которых решался вопрос об утверждении правил землепользования и застройки. Допрошенный со стороны Ништ свидетель говорит, что в ее почтовый ящик никто не опустил уведомление о проведении публичных слушаний. Почтовый ящик не является надлежащим уведомлением граждан о проведении публичных слушаний. Лично узнал о дне проведения слушаний, из публикации в газете. В библиотеке д. Перикса также висело объявление о дне проведения собрания. Лично присутствовал на собрании полтора года назад, когда принимались правила застройки и землепользования. Выступил на собрании со своим заявлением, просил привести в соответствие с правилами землепользования выделенный ему земельный участок. Заявление заслушали, приобщили заявления других заинтересованных лиц, заслушав их. Народа на собрании было много, никто не возражал против удовлетворения заявлений. Генеральный план показывает лишь границы населенного пункта. Участок приобрел на аукционе. В документе было указано, что приобрел участок сельскохозяйственного назначения. За его участком находится участок ФИО10. Не покупал свой участок в СНТ.

Представитель заинтересованного лица ФИО2, и заинтересованное лицо ФИО8 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что ему принадлежит участок в юго-западной части кадастрового квартала с КН: площадью <данные изъяты> кв.м. Участок раньше тоже находился в зоне открытых пространств, затем перевели в зону ИЖС. В свидетельстве о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ указано – земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство. При принятии генерального план председатель сельсовета должен учесть фактическое использование земельного участка. Тоже самое касается Правил землепользования и застройки, при подготовке правил в первоначальной редакции администрация была обязана учесть, но по каким-то причинам не учла: 1) при установлении территориальной зоны сложившуюся планировку территории и существующее землепользование (п.4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ); 2) при установлении градостроительного регламента фактическое использование земельного участка в границах территориальной зоны (п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ). Факт включения администрацией в первоначальную редакцию Правил землепользования и застройки земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам в зону ОТ-1, которая является территорией общего пользования, являлось грубым нарушением ГрК РФ, ЗК РФ и Конституции РФ. Понятие территории общего пользования содержится в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, согласно которой территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе улицы, проезды, площади, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Беспрепятственное пользование земельным участком, находящимся в собственности, неограниченным кругом лиц, противоречит ст. 36 Конституции РФ, а также положениям ЗК РФ. Отнесения администрацией земельных участков, принадлежащих на праве собственности к зоне ОТ-1, включении в границы территории общего пользования, без установления и распространения градостроительных регламентов, создавали препятствия в пользовании земельных участков в соответствии с их целевыми назначениями и разрешенным использованием. В связи с изложенными обстоятельствами, его доверитель и другие правообладатели земельных участков обратились в администрацию Покрово-Пригородного сельсовета с требованием внести изменения в Правила землепользования и застройки с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством, что и было сделано. В противном случае все присутствующие заинтересованные лица были бы вынуждены обратиться в суд о внесении изменений в план застройки и землепользования поселения. У него в собственности земельный участок с 2011 г. Участок приобрел у физического лица по договору купли-продажи. Категория земель - земли населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство. У ФИО2 также имеется запись земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.

Представитель заинтересованного лица ФИО3, по доверенности ФИО14 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что когда в администрации Покрово-Пригородного сельсовета принимался генеральный план в конце 2013 г., на принятие плана были установлены короткие сроки, в связи с чем был принят в спешке и недоработан. <данные изъяты> находится в Москве. Её представители никогда не были в д. Перикса, следовательно, не знали, фактические зоны использования земельных участков. Согласно действующего законодательства, при принятии генерального плана должно было учитываться, какие участки находятся в собственности у граждан, какой вид разрешенного использования у этих участков и фактически возведенные на этих участках строения. Нельзя красить в генеральном плане в зеленый цвет и указывать в правилах землепользования и застройки участки, находящиеся в частной собственности, как земли свободных пространств и относить эти участки к землям общего пользования. Многие собственники таких участков, оформили свои права еще до принятия ген плана и правил землепользования и застройки. Генеральный план и правила землепользования на тот момент могли отличаться друг от друга, поскольку генеральный план является более обобщенным документом, в том время как правила землепользования и застройки более характеризуют конкретную территорию поселения. В обязанность главы сельсовета входило привести в соответствие с фактическим положением дел д. Перикса и ген. плана с правилами землепользования и застройки. На публичных слушаниях законно было принято решение об изменении зоны ОТ-1 на зону Ж. Структура населенных пунктов постоянно изменяется, строятся новые дороги, осваиваются новые участки и т.д. Заинтересованными лицами развивается инфраструктура, в связи с чем постоянно будут вноситься изменения в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки. Доверительница приобрела участок в 2013 г. с категорией земель – земли населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство. Участок принадлежал на праве собственности до принятия генерального плана поселения и до Правил землепользования и застройки в первоначальной редакции, в связи с чем разработчики генерального плана должны были это учесть. Доверительница обратилась в администрацию Покрово-Пригородного сельсовета с требованием внести изменения в Правила землепользования и застройки с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством. Ранее на этих участках никто не отдыхал, там находился огромный овраг, куда жители СНТ сваливали мусор. Из этих участков, доверительница и Марков сделали два участка. На предыдущие два участка, администрация района выдала градостроительные планы, разрешающие строительство на данных участках. Около реки существует три зоны: береговая полоса- зона общего пользования, доступ общего пользования, который нельзя ограничивать, прибрежная водозащитная полоса и водоохранная полоса. В последних двух зонах строительство не запрещено. Береговая полоса реки Цна 20 м., участки заинтересованных лиц не заходят за эту полосу, тем самым не ограничивают права других граждан. Доводы административного истца о том, что в зону ОТ-1 включили разрешение по размещению линий электропередач, трансформаторных подстанций и т.д., им просто негде будет находиться, поскольку линия электропередач не может быть установлена на участке, находящемся в частной собственности. Доверительница купила земельный участок в 2013 г. у двух физических лиц. Ранее у ФИО12 было два участка, из которых в последствии был сформирован один участок. Не присутствовал, когда принимался ген. план, поэтому не мог внести возражения по данному ген. плану. Генеральный план принимался в спешке, лично не успел возразить относительно его принятия. Правила землепользования и застройки имеют более существенное значение, чем генеральный план, которые могут отличаться. В ген. плане нет градостроительных регламентов, в связи с чем важную роль играют правила землепользования, содержащие градостроительные регламенты для каждой зоны отдельно. Попова планирует строиться на своем земельном участке.

Заинтересованное лицо ФИО9 в судебном заседании административные исковые требования не признала и пояснила, что граничит с участком ФИО11. В кадастровом паспорте на ее земельный участок записано, что категория земельного участка – земли населенных пунктов, разрешенное использование под жилищное строительство. Имеет разрешение на строительство. Построила дом в 20 м. от реки. Земельный участок приобрела у физического лица.

Заинтересованное лицо ФИО10 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что его земельный участок самый крайний рядом с СНТ. Покупал участок у физического лица через ипотеку с обременением. Получил разрешение на строительство и строит дом.

Допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты> показала, что раньше в д. Перикса на протяжении 40 лет с мужем отдыхали летом. На месте, где ФИО7 затеял стройку, была пристань. Муж был за старшего в клубе водно-моторного туризма. В данном клубе отдыхали инвалиды, они катались на лодках. Еще, когда председателем сельсовета была Круцких, она уже хотела продать данный участок. На участке стоит домик сторожа, который можно легко снести. Дом стоит в 20 м. от водоохраной зоны. Жителей д. Перикса, живущих недалеко от водоохраной зоны, ранее никогда не затапливало. В д. Перикса всегда было плохо с оповещением жителей о собраниях. Люди, как правило, узнавали о публичных слушаниях от 3-х лиц или из газеты «Притамбовье». Сейчас эта газета не распространяется в деревне. На клубе не висело объявление по поводу публичных слушаний, на которых обсуждались Правила землепользования и застройки МО «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области. Видела первоначальный план, который должен был обсуждаться на публичных слушаниях, рядом с водоохраной зоной все было окрашено зеленым цветом. В настоящий момент с пристани стало уходить много людей. Ранее там граждане отдыхали, ловили рыбу, катались на лодках. После того, как разрешили строительство рядом с водоохраной зоной, дома граждан стало заливать. К примеру, участок Ништ, как-то был затоплен. Была на публичных слушаниях, когда принимался генеральный план. На обозрешение был представлен план, где зона в 50 м. от водоема была окрашена в зеленый цвет. Присутствовала как слушатель, в голосовании не принимала никакого участия. Летом постоянно купается в озере д. Перикса. Клуб водно-моторного туризма еще действует, несмотря на то, что берег сильно испорчен из-за строительных работ. Не говорит, что ФИО7, начав строительство захватил пляж и пристань, но осуществляя свое строительство сильно испортил берег реки. Песок ФИО7, который он высыпал на пляж для своих строительных работ, мешает жителям села. Они не могут дотянуть до берега свои лодки, поскольку песок им мешает. В результате многие жители не приезжают отдыхать.

Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании показала, что не получала никаких оповещений о проведении собрания, когда должны были приниматься правила землепользования и застройки Покрово-Пригородного сельсовета. Постоянно проживает в д. Перикса, имеет свободный доступ к почтовому ящику, живет рядом с почтальоном, поэтому всегда получает почтовую корреспонденцию вовремя. Никаких оповещений о дне проведения собрания получено ей не было. В 2015 г. присутствовала на собрании, когда обсуждался генеральный план поселения. На том собрании многие жители с. Перикса выразили недовольство по поводу захвата земельного участка граничащего с водоохраной зоной гражданином ФИО7. От лица жителей с. Перикса против изменения территории зоны ОТ-1 на зону Ж. Категорически возражает, чтобы зона открытых пространств застраивалась и заселялась гражданами. В д. Перикса, помимо участка ФИО7, зона которого была переведена из зоны ОТ-1 в зону Ж, ведется строительство в лесу. Данный лес относится к зоне ОТ-1, но почему то там тоже ведутся строительные работы. Считает, что это тоже относится к рассматриваемому делу. Территория парка в д. Перикса также застраивается, вырубаются сосны, в связи с чем думает, что там тоже изменена зона участка.

Выслушав присутствующих лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку административный истец узнал о нарушении своего права из письма прокурора Тамбовской области от 09.09.2015 г., вследствие чего было подано коллективное административное исковое заявление, которое возвращено из-за ненадлежащего оформления документов, суд считает возможным восстановить административному истцу срок обращения в суд.

По административному делу установлено, решением от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области утверждены Правила землепользования и застройки МО «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области, зона ОТ-1 (открытые природные пространства) была изменена на зону Ж (жилые застройки) на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ, проводившихся администрацией Покрово-Пригородным сельсоветом Тамбовского района, в связи с поступившими от граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 и др. заявлениями об изменении схемы градостроительного зонирования и отнесения их земельных участков, расположенных в зоне ОТ-1 (открытые природные пространства) к зоне Ж (жилая застройка).

Заявитель ФИО1, оспаривая решение от ДД.ММ.ГГГГ, указала на нарушение своих прав и свобод тем, что она не была оповещена надлежащим образом о публичных слушаниях.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Несогласие заявителя с решением от ДД.ММ.ГГГГ, принятым на основании публичного слушания ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки МО «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области, не может являться основанием для признания решения незаконным.

Заявителем не предоставлено доказательств, что ее права и свободы были нарушены ненадлежащим извещением о публичных слушаниях, доводы заявителя опровергаются пояснениями в суде заинтересованных лиц, которые узнали о публичных слушаниях их газеты, из объявления в библиотеке, на остановке общественного транспорта, которым у суда нет оснований не доверять. А высылать извещения о публичных слушаниях каждому жителю д. Перикса по домашнему адресу не предусмотрено законодательством, Уставом МО «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области, положением о публичных слушаниях.

Публичные слушания проводятся в целях выяснения общественного мнения по проекту нормативного акта, сбора и фиксации претензий заинтересованных лиц по вопросам законности, обоснованности и целесообразности принятия такого проекта.

Доводы заявителя о незаконном изменении в Правилах землепользования и застройки зоны ОТ-1 на зону Ж, суд считает несостоятельным, поскольку публичные слушания являются институтом, призванным обеспечить реализацию принципа учета мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности, и преследуют своей целью выявить не только коллективное мнение, но и выраженное расхождение во мнениях, имеющих коллективный характер, в том числе не только выработать рекомендации по общественно значимым вопросам, но и получить общественную оценку правового акта. Также действующим законодательством нет ограничений по вопросу решения на публичных слушаниях об изменении категорий земельных участков из одной зоны в другую.

Доводы заявителя о том, что сначала на публичных слушаниях необходимо было принять решение об утверждении Правил землепользования и застройки МО «Покрово-Пригородный сельсовет» без решения вопроса об изменении категории земельного участка, а лишь потом решать вопрос об изменении категорий земель, суд признает необоснованным, поскольку действующим законодательством такой порядок не предусмотрен.

Довод заявителя, что изменение категории прибрежной зоны из ОТ-1 в зону Ж, ограничивает ее право на использование земельного участка в прибрежной зоне, суд отклоняет, поскольку в Правилах землепользования и застройки, обозначена зона в 20 м., которой вправе пользоваться все граждане. То, что в этой зоне ведутся какие-либо строительные работы, доказательств заявителем не предоставлено.

В соответствии с п. 6 постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ст.ст. 33 и 36 Устава МО «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области, глава сельсовета как высшее должностное лицо сельсовета: выдвигает инициативу проведения публичных слушаний и назначает их проведение в установленном порядке, проводит публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

К полномочиям администрации сельсовета относится: разработка генерального плана, проектов планировки и застройки, а также планов землеустройства на территории сельсовета.

Решением Покрово-Пригородного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности. На публичных слушания выносится: проект генерального плана Покрово-Пригородного сельсовета и проект изменений в него; проект правил землепользования и застройки Покрово-Пригородного сельсовета и проект изменений в них.

Участники публичных слушаний имеют право участвовать в обсуждении проектов, задавать вопросы, высказывать свое мнение, представлять предложения и замечания как устно, так и в письменной форме, касающиеся проектов, которые подлежат включению в протокол публичных слушаний.

Глава сельсовета обеспечивает опубликование проекта документов и сообщение о проведении публичных слушаний на официальном сайте администрации Тамбовского района в сети «Интернет».

По инициативе жителей сельского поселения могут назначаться публичные слушания: по внесению изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки территории сельсовета и частей территории сельсовета, для чего необходимо заявление жителя сельсовета в простой письменной форме с указанием вопросов, по которым испрашивается проведение публичных слушаний и обоснованием необходимости проведения таких слушаний.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (городского округа) закреплен в ст. 24 ГрК РФ.

В соответствии с ч.ч. 1-3, 8, 11,12, 13, 17 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения. Представительный орган местного самоуправления поселения, с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 28 ГрК РФ ч.ч. 1-6,8 в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поседения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению. Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Согласно ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 31, 32 ГрК РФ.

В соответствии с ч.ч. 5.7, 10.13 ст. 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

По результатам указанной в ч. 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в ч. 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

Как следует из ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступления предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и объединений.

Исходя из изложенного, общая процедура внесения таких изменений заключается в

следующем: поступление в комиссию по землепользованию и застройке предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки, подготовка комиссией по землепользованию и застройке заключения по поступившему предложению, содержащего рекомендации для главы местной администрации по варианту решения относительно вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, проверка проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки на соответствие предъявляемым к нему требованиям, проведение публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки, направление проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки после публичных слушаний на утверждение в представительный орган местного самоуправления, утверждение проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленной формы правового акта, опубликовано в предусмотренном действующим законодательством порядке на официальном сайте администрации Тамбовского района Тамбовской области в сети «Интернет».

Полномочия по решению вопросов об установлении (изменении) функциональных и территориальных зон принадлежат органам местного самоуправления и осуществляются ими на основании и в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства применительно ко всей территории муниципального образования (независимо от того, находятся ли земельные участки в частной собственности или нет). Данные полномочия осуществляются для правового режима земель и объектов капитального строительства, то есть видов разрешенного использования, предельных параметров, ограничений и т.д., которые собственники и иные правообладатели земельных участков самостоятельно устанавливать не вправе, а лишь выбирать из установленных органами местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования (генеральным планом) и градостроительного зонирования (правилами землепользования и застройки).

На основании вышеизложенного, у суда не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В силу ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье – решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Восстановить ФИО1 срок на подачу административного искового заявления.

В административном иске административному истцу ФИО1 к администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района, Тамбовской области о признании незаконным решения администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязании отменить Правила землепользования и застройки муниципального образования «Покрово-Пригородный сельсовет» Тамбовского района Тамбовской области, привести в соответствие с Генпланом поселения графические материалы отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение написано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Головачева Е.И.