ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3309/2021 от 25.01.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

№2а-74/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Свинцовой С.С.,

при секретаре Тишиной Н.Н.,

с участием представителя административного ответчика ФИО3 по доверенности и по ордеру адвоката ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО3 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее по тексту – УФНС России по Тульской области) обратилось в суд с вышеназванным административным иском к Красноглазову С.А.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что административный ответчик состоит на учете в УФНС России по Тульской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО3 являлся индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин обязан выплачивать страховые взносы с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя, то есть с момента внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и до момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) ФИО3 являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Согласно ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 руб., уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26545 руб. за расчетный период 2018 года, 29354 руб. за расчетный период 2019 года, 32448 руб. за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 руб. за расчетный период 2018 года, 6884 руб. за расчетный период 2019 года, 8426 руб. за расчетный период 2020 года.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиком не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 15 ст. 32 НК РФ). Таким образом, ФИО3, прекративший деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, должен оплатить страховые взносы в фиксированном размере на ОПС и ОМС в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако, оплата до настоящего времени не произведена.

В соответствии со ст. 69 Н РФ) налогоплательщику ФИО3 выставлено и направлено по месту регистрации требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по страховым взносам за 2019 год в размере 43694 руб. 97 коп. и начисленные в соответствии со ст. 75 НК РФ пени в размере 455 руб. 44 коп.

Обязанность по уплате страховых взносов и пени в срок, указанный в требовании, ФИО3 не выполнена.

УФНС России по Тульской области обращалось к мировому судье судебного участка Центрального судебного района г. Тулы с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании с ФИО3 задолженности по страховым взносам, пени. ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ , который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями от представителя должника ФИО3 по доверенности ФИО6 относительного его исполнения.

В последствии, налоговым органом был произведен перерасчет задолженности налогоплательщика за 2019 год:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 27775 руб. 83 коп., пени – 299 руб. 29 коп.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 6513 руб. 89 коп., пени – 70 руб. 19 коп.

На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с ФИО3 недоимку по страховым взносам за 2019 год, пени на общую сумму 34659 руб. 20 коп.

В судебное заседание представитель административного истца – УФНС России по Тульской области не явился, о месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении.

Представитель административного ответчика ФИО3 по доверенности и по ордеру адвокат ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Возражения мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО7 получил статус индивидуального предпринимателя.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 был задержан по подозрению в совершении преступления, а затем Центральным районным судом г. Тулы ему была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В процессе расследования уголовного дела мера пресечения в виде содержания под стражей продлевалась постановлениями судей Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Из информации, полученной с сайта Химкинского городского суда Московской области усматривается, что уголовное дело в отношении ФИО3 в суде рассматривалось дважды - дела (возвращено прокурору) и (вынесен приговор).

Из карточки уголовного дела усматривается, что уголовное дело поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - возвращено прокурору. После обжалования дело возвратилось в Химкинский городской суд ДД.ММ.ГГГГ.

Из карточки дела усматривается, что уголовное дело поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, приговор вынесен ДД.ММ.ГГГГ. После обжалования дело возвратилось в Химкинский городской суд ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время ФИО3 отбывает наказание и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области, что подтверждается ответом на обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

В период проведения предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела в суде ФИО3 находился в различных СИЗО.

При этом, выдать доверенность представителю, либо сам подать заявление о прекращении деятельности ИП он не мог, поскольку для вызова нотариуса в СИЗО было необходимо получить разрешение следователя или судьи, а также изыскать нотариуса, который бы согласился удостоверить от его имени документы в СИЗО.

Поскольку у частных нотариусов нет обязанности совершать нотариальные действия вне нотариальной конторы, то такой нотариус не был найден. Кроме этого, несколько нотариусов пояснили, что удостоверить доверенности, связанные с прекращением ИП, можно только в исправительном учреждении, где ФИО3 будет отбывать наказание.

После ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда ФИО3 поступил в ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес> для отбытия наказания, появилась возможность вызвать в исправительное учреждение нотариуса ФИО8, с которой была достигнута договоренность об удостоверении доверенностей вне помещения нотариальной конторы на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 на имя ФИО6 была выдана доверенность на представительство по вопросу государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также в связи с указанным поручением представлять его интересы в иных органах. Доверенность была удостоверена нотариусом Донского нотариального округа Тульской области ФИО8 Нотариальное действие совершено вне помещения нотариальной конторы: РФ, <адрес>, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области.

ДД.ММ.ГГГГ от имени ФИО3 было подано заявление о прекращении деятельности ИП, что подтверждается расписками, полученными в электронном виде.

Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО3 было отказано в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с тем, что в заявлении не был предоставлен номер телефона, по которому можно связаться с заявителем.

Поскольку ФИО3, отбывая наказание в местах лишения свободы, не имеет возможности пользоваться связью, то такой телефон и не мог быть указан в заявлении.

После поступившего отказа ФИО6, действуя по доверенности в интересах ФИО3, обратилась в налоговый орган на личный прием и подтвердила нахождение ФИО3 в местах лишения свободы.

ДД.ММ.ГГГГ регистрация ФИО3 как ИП была прекращена.

На основании изложенного, указывая на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 не было реальной возможности прекратить свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО6 просила суд отказать УФНС России по Тульской области в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО3 по доверенности и по ордеру адвоката ФИО6, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Статьи 3 и 23 НК РФ также говорят об обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 227 НК РФ).

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 227 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 6 ст. 227 НК РФ).

Согласно ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 430 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу абз. 1 п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО3 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП ). Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 69 НК РФ МИФНС России №12 по Тульской области в адрес административного ответчика выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО3 необходимо оплатить задолженность:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 6284 руб., 74 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, 29354 руб. 00 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени – 371 руб. 35 коп.;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1172 руб. 23 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, 6884 руб. 00 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени – 84 руб. 09 коп.

В соответствии с приказом Руководителя УФНС России по Тульской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ правопреемником МИФНС России №12 по Тульской области является УФНС России по Тульской области.

Установленные судом обстоятельства сторонами не оспаривались, доказательств уплаты страховых взносов, пени суду не представлено.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Как установлено выше, срок уплаты страховых взносов и пени по направленному административному ответчику требованию определен до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГа-910/75/2020 с ФИО3 взыскана задолженность по:

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 8056 руб. 23 коп.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 84 руб. 09 коп.;

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 35638 руб. 74 коп.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 371 руб. 35 коп.

При этом, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО3 указанной выше недоимки было направлено мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штампа почтового отделения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговый орган в установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок предъявил ко взысканию с ФИО3 недоимки по страховым взносам по вышеуказанному требованию, обратившись с соответствующим заявлением к мировому судье.

Определением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен по заявлению представителя должника ФИО10 по доверенности ФИО6 ввиду несогласия последнего с данным судебным актом.

Рассматриваемое административные исковое заявление было направлено в Центральный районный суд г. Тулы налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, что следует из отметки почтового отделения г. Тулы, сделанной на конверте.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства по соблюдению срока обращения в суд с рассматриваемыми требованиями административным истцом выполнены.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тулы УФССП России по Тульской области, на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГа-910/75/2020 в отношении должника ФИО3 возбуждено исполнительное производство -ИП. Предмет исполнения – взыскание налога, пени, штрафа за счет имущества в размере 44150 руб. 41 коп., взыскатель – УФНС России по Тульской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тулы УФССП России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное исполнительное производство прекращено в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности по исполнительному производству составляет 44143 руб. 37 коп.

В дальнейшем, как следует из административного искового заявления, УФНС России по Тульской области выполнен перерасчет задолженности ФИО3 по страховым взносам за 2019 год, пени:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 27775 руб. 83 коп., пени – 299 руб. 29 коп.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 6513 руб. 89 коп., пени – 70 руб. 19 коп.

Таким образом, административные исковые требования заявлены в указанной форме.

Разрешая заявленные требования и проверяя доводы представителя административного ответчика, суд приходит следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).

В силу п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (положения статьи приведены на дату возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 9 указанного Федерального закона в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 9 названного Закона).

Согласно п. 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:

- представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

- представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

- направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Как следует из возражений представителя административного ответчика ФИО10 по доверенности и по ордеру адвоката ФИО6 и подтверждается материалами уголовного дела следственного отделения Управления ФСБ России по Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ, в 01 час. 00 мин., ФИО3 был задержан в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 229.1 УК РФ (протокол задержания подозреваемого от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, с учетом срока задержания на 2 месяца, до ДД.ММ.ГГГГ, с содержанием в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Тульской области.

Постановлением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок содержания под стражей ФИО3 на 2 месяца, а всего до 4 месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, с содержанием в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Тульской области.

Постановлением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок содержания под стражей ФИО3 на 2 месяца, а всего до 6 месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, с содержанием в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Тульской области.

Окончательный приговор о назначении ФИО3 наказания в виде лишения свободы постановлен Химкинским городским судом Московской области ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главного бухгалтера ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ осужденный ФИО3 содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГФИО3 не осуществлял предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в следственном изоляторе, а впоследствии в исправительном учреждении.

Из возражений представителя административного ответчика ФИО10 по доверенности и по ордеру адвоката ФИО6 следует, что в период нахождения ФИО3 в следственном изоляторе, до поступления его в исправительное учреждение (ДД.ММ.ГГГГ) у него отсутствовала возможность вызова нотариуса в СИЗО без согласия этого нотариуса, а также без согласия следователя и судьи в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства.

При этом, действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность нотариуса по обращению заинтересованного лица осуществлять нотариальное действие вне помещения нотариальной конторы.

ДД.ММ.ГГГГ (во время нахождения в исправительном учреждении) ФИО3 на имя ФИО6 была выдана доверенность на представительство по вопросу государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также в связи с указанным поручением представлять его интересы в иных органах.

Названная доверенность была удостоверена нотариусом Донского нотариального округа Тульской области ФИО8 Нотариальное действие совершено вне помещения нотариальной конторы: РФ, <адрес> ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области.

ДД.ММ.ГГГГФИО6, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, от имени ФИО3 через многофункциональный центр, расположенный в г. Туле, было подано заявление о прекращении деятельности ИП, что подтверждается распиской по делу , и распиской МИФНС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением начальника МИФНС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с тем, что в заявлении не был предоставлен номер телефона, по которому можно связаться с заявителем.

В дальнейшем, после личного обращения представителя административного ответчика ФИО3 по доверенности и по ордеру адвоката ФИО6 в МИФНС России по Тульской области и предоставления доказательств отбывания последним наказания в исправительном учреждении, налоговым органом прекращена регистрация ФИО3 в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на период их содержания под стражей.

Вместе с тем, в определении от 12.04.2005 №164-О Конституционный Суд Российской Федерации признал наличие случаев, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя в установленном действующим законодательством порядке. В этих случаях гражданин не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период, защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд обязан в этом случае принять во внимание связанные с неисполнением обязательства обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 №211-О, в силу которой правовой статус индивидуального предпринимателя, возникающий с момента государственной регистрации гражданина в таком качестве, сопряжен с рядом обязанностей и рисков. При этом прекращение действия данного статуса и связанных с ним прав и обязанностей обусловлено исключительно действиями самого индивидуального предпринимателя. В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, при предъявлении требований об уплате недоимки по страховым взносам права ссылаться на данные обстоятельства гражданин не лишен.

При этом степень чрезвычайности, объективной непредотвратимости обстоятельств устанавливается судебными органами по каждому конкретному делу с учетом представленных доказательств, на что, в частности, указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.04.2001 №7-П.

Факт того, что ФИО3 в период нахождения в следственном изоляторе, а впоследствии в исправительном учреждении, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, предпринимательскую деятельность не осуществлял, сомнений не вызывает.

Анализируя изложенное и разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата его задержания) до ДД.ММ.ГГГГ (дата прекращения статуса ИП), находясь сначала в следственных изоляторах г. Тулы и Московской области, а затем в местах лишения свободы, не мог лично предоставить заявление о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и собрать предусмотренный законом пакет документов в регистрирующий орган ввиду объективных обстоятельств. Находясь в местах лишения свободы у него не было в распоряжении паспорта, иных необходимых документов, он не имел фактической возможности направить заявление через «Интернет», при этом им, и его представителем были приняты необходимые меры по оформлению нотариальной доверенности и обращению в налоговый орган с заявлением о прекращении регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обеспечить явку нотариуса для составления нотариальной доверенности удалось только по прибытии ФИО3 в исправительное учреждение. Обеспечить явку нотариуса в следственные изоляторы не представилось возможным ввиду того, что для этого необходимо было разрешение сначала следователя, в производстве которого находилось уголовное дело, а затем разрешение судьи.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 185.1 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются, в том числе, доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы.

Виды исправительных учреждений, являющихся местами отбывания лишения свободы, указаны в ст. 73 и 74 Уголовно - исполнительного кодекса РФ. Следственные изоляторы не отнесены к исправительным учреждениям. Однако они могут выполнять функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

С учетом приведенных норм и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что воспользоваться своими правами для оформления соответствующей доверенности (через администрацию СИЗО) ФИО3 не имел возможности ввиду того, что в следственных изоляторах он пребывал до ДД.ММ.ГГГГ, а следственные изоляторы не относятся к исправительным учреждениям.

Таким образом, суд признает, что нахождение ФИО3 в следственных изоляторах в связи с расследованием и рассмотрением уголовного дела, возбужденного в отношении него, а затем в местах лишения свободы в связи с назначенным приговором суда наказанием относится к непреодолимым обстоятельствам исключительного (экстраординарного) характера, в силу которых административный ответчик не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, обратиться с соответствующим заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая, что предпринимательскую деятельность ФИО11 в 2019 году не вел и не мог ее осуществлять, дохода за указанный период не имел, с 2018 года по независящим от него обстоятельствам не имел возможности обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, в конце 2019 года через представителя подал заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя, и ДД.ММ.ГГГГ его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, суд полагает, что имеются правовые основания для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов за 2019 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО3 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени - отказать

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено – 08.02.2022.

Председательствующий