ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3309Д/17 от 19.12.2017 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3309 Д/2017 Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года г. Коломна

Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., с участием помощника Коломенского городского прокурора Московской области Шилина В. Н., при секретаре Жоховой Л. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

Егорова Вячеслава Валерьевича к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в проведении публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Егоров В. В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконным решения Администрации городского округа Коломна Московской области, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга) ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: <адрес> о понуждении предоставить указанную в уведомлении площадку на пл. Советской.

В судебном заседании Егоров В. В. поддержал свой административный иск, мотивируя его следующим.

Он, являясь гражданином Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ обратился с уведомлением в Администрацию городского округа Коломна Московской области по вопросу проведения публичного мероприятия. Целью данного мероприятия является желание жителей городского округа Коломна выразить свое отношение к сложившейся экологической ситуации на полигоне ТБО «Воловичи» и к проблеме утилизации отходов в городском округе Коломна в целом.

В указанном уведомлении им была указана цель данного публичного мероприятия; форма проведения публичного мероприятия – митинг; место проведения митинга - <адрес>; дата и время проведения публичного мероприятия – с 15 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ до 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ; предполагаемое количество участников – 1500 человек. Также в указанном уведомлении было отражено, что при проведении заявленного мероприятия организаторы митинга (Егоров В. В., Батусов А. А. и Дорофеев М. В.) гарантируют соблюдение общественного порядка, для чего будет привлечена специальная группа, имеющая опыт охраны общественного порядка при проведении публичных акций. При необходимости и выявлении противоправных действий участниками митинга, организаторами будет вызвана полиция. При этом, организаторы митинга просят Администрацию городского округа Коломна содействовать в организации медицинской помощи. При проведении митинга организаторы митинга намерены использовать собственную звукоусиливающую аппаратуру, временную сцену в качестве площадки для выступающих, а также плакаты, растяжки, флаги.

ДД.ММ.ГГГГ от Администрации городского округа Коломна Московской области им был получен отказ в проведении данного публичного мероприятия, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Основными причинами отказа в проведении публичного мероприятия явились: 1) в нарушение п. 6 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, в уведомлении не указаны формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия организации медицинской помощи; 2) место проведения публичного мероприятия определено в непосредственной близости к зданию на пл. Советская, дом 1, занимаемое Коломенским городским судом Московской области.

Он полагает, что данный отказ административного ответчика в проведении публичного мероприятия является незаконным, как несоответствующим требованиям п. 2 ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, поскольку Коломенский городской суд Московской области не работает в выходные дни, а место проведения митинга ограничено проезжей частью ул. Октябрьская революции г. Коломна, т. е. не примыкает к административному зданию, в котором кроме суда находится также административный ответчик.

Просит суд признать незаконным решение Администрации городского округа Коломна Московской области, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга) ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: <адрес>; обязать предоставить указанную в уведомлении площадку для проведения митинга на пл. Советской.

Представитель административного истца Пемуров К. К., действующий в соответствии с ч. 5 ст. 57 КАС РФ и на основании диплома о высшем юридическом образовании (л. д. 14), в судебном заседании полностью поддержал административный иск своего доверителя и просил суд об его удовлетворении.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Коломна Московской области – Григорьев А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании (л. д. 15, 16), в судебном заседании не признал административный иск, мотивируя свои возражения следующим.

Проведение указанных в административном исковом заявлении мероприятий регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Часть 3 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона содержит требования к уведомлению о проведении публичного мероприятия. Так, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, поданное административным истцом Егоровым В. В. о проведении митинга по вопросу выражения отношения к сложившейся экологической ситуации на полигон ТБО «Воловичи» и к проблеме утилизации отходов в городском округе Коломна не соответствует требованиям данного Федерального закона. В частности, в нарушение пункта 6 части 3 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона в данном уведомлении заявитель не указал формы и методы оказания медицинской помощи организатором мероприятия, поскольку согласно части 1 статьи 11 данного Федерального закона материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения данного публичного мероприятия. Соответственно, организатор публичного мероприятия должен был представить в Администрацию городского округа Коломна договор со Скорой помощью на оказание медицинских услуг.

Кроме того, согласно уведомлению местом проведения публичного мероприятия указано: <адрес>. Между тем, в здании, расположенном по адресу: Московская область, г. Коломна, пл. Советская, дом 1, размещается Коломенский городской суд Московской области. Юридический адрес Коломенского городского суда Московской области: Московская область, г. Коломна, пл. Советская, дом 1. Таким образом, здание суда непосредственно прилегает к месту проведения публичного мероприятия, что запрещено пунктом 3 части 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона. Согласно части 3 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона орган местного самоуправления отказывает в согласовании публичного мероприятия в случае, если место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или Законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.

В настоящее время, на территории, на которой административный истец Егоров В. В. выразил желание провести публичное мероприятия находится главная городская рождественская (новогодняя) ель, установка которой осуществлена еще в ДД.ММ.ГГГГ года, т. е. до даты подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Административный ответчик полагает, что территория, указанная в заявлении не позволит разметить на данной территории 1500 человек. Кроме того, проведение данного публичного мероприятия в заявленном в уведомлении месте нарушит права других граждан с учетом интенсивности движения транспортных средств и пешеходов. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав в ходе судебного разбирательства объяснения административного истца и его представителя, возражения представителя административного ответчика, заключение помощника Коломенского городского прокурора Шилина В. Н., в котором он просил суд об удовлетворении административного иска, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование.

Реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование обеспечивается положениями Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Так, согласно пунктам 3, 5, 7 части 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона, митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, а уведомлением о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона, организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Требования к уведомлению о проведении публичного мероприятия отражены в части 3 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона.

Так, согласно части 3 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, им, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительстве или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец Егоров Вячеслав Валерьевич обратился с уведомлением в Администрацию городского округа Коломна Московской области по вопросу проведения публичного мероприятия, целью которого является желание жителей городского округа Коломна выразить свое отношение к сложившейся экологической ситуации на полигоне ТБО «Воловичи» и к проблеме утилизации отходов в городском округе Коломна в целом (л. д. 17-18).

В указанном уведомлении Егоровым В. В., как одним из организаторов проведения публичного мероприятия, была указана цель данного публичного мероприятия (указана выше); форма проведения публичного мероприятия – митинг; место проведения митинга - <адрес>; дата и время проведения публичного мероприятия – с 15 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ до 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ; предполагаемое количество участников – 1500 человек. Также в указанном уведомлении было отражено, что при проведении заявленного мероприятия организаторы митинга (Егоров В. В., Батусов А. А. и Дорофеев М. В.) гарантируют соблюдение общественного порядка, для чего будет привлечена специальная группа, имеющая опыт охраны общественного порядка при проведении публичных акций. При необходимости и выявлении противоправных действий участниками митинга, организаторами будет вызвана полиция. При этом, организаторы митинга просят Администрацию городского округа Коломна содействовать в организации медицинской помощи. При проведении митинга организаторы митинга намерены использовать собственную звукоусиливающую аппаратуру, временную сцену в качестве площадки для выступающих, а также плакаты, растяжки, флаги (л. д. 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Администрация городского округа Коломна Московской области направила в адрес административного истца Егорова В. В. письменный отказ в проведении данного публичного мероприятия, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 19-19об.).

Основными причинами отказа в проведении публичного мероприятия явились: 1) в нарушение п. 6 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, в уведомлении не указаны формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия организации медицинской помощи; 2) место проведения публичного мероприятия определено в непосредственной близости к зданию на пл. Советская, дом 1, занимаемое Коломенским городским судом Московской области.

Административный истец Егоров В. В. полагает, что данный отказ является незаконным, как несоответствующий требованиям п. 2 ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, поскольку Коломенский городской суд Московской области не работает в выходные дни, а место проведения митинга ограничено проезжей частью ул. Октябрьская революции г. Коломна, т. е. не примыкает к административному зданию, в котором кроме суда находится также административный ответчик. Кроме того, он считает, что именно на Администрацию городского округа Коломна Московской области возлагается обязанность по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия и оказания при необходимости медицинской помощи.

Между тем, суд не может согласиться с данными доводами административного истца по следующим причинам.

Согласно части 1 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения данного публичного мероприятия, если федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Из буквального толкования пункта 5 части 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона можно сделать вывод, что на орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия возлагается только обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.

Содействие со стороны органа местного самоуправления организатору по обеспечению условий в организации медицинской помощи при проведении публичного мероприятия предполагает оказание содействие в предоставлении мест для стоянки специализированного медицинского транспорта, обеспечении проезда к месту стоянки и т. д. Вопросы финансирования оказания медицинской помощи при проведении публичных мероприятий на органы местного самоуправления действующим законодательством не возлагаются.

Как было указано выше, согласно пункту 6 части 3 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия, в том числе указывается: форма и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи.

Между тем, конкретные формы и методы организации медицинской помощи в данном уведомлении организатором проведения публичного мероприятия указаны не были, договор с медицинским учреждением о предоставлении неотложной медицинской помощи на время проведения публичного мероприятия представлен в адрес Администрации городского округа Коломна Московской области представлен не был.

В соответствии с частью 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

По смыслу части 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона, его положения не содержат исчерпывающий перечень мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, органу местного самоуправления при получении уведомления надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона, к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся в частности: территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемыми судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Так, согласно пункту 9 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона территорией, непосредственно прилегающей к зданиям и другим объектам, признаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что местом проведения митинга является: <адрес>.

В здании Администрации городского округа Коломна Московской области, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, пл. Советская, дом 1, располагается Коломенский городской суд Московской области.

Несмотря на то обстоятельство, что непосредственно здание, в котором располагается суд, отделено автодорогой по ул. Октябрьская революция, оно находится в непосредственной близости к месту проведения публичного мероприятия, что усматривается из фотографий, приобщенных к делу на съемном носителе. Расстояние от здания суда до площади Советская составляет менее 50 метров.

При этом, как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика, граница земельного участка в пределах данной площади Советская пока не определены, в связи с чем, площадь земельного участка, достаточную для проведения публичного мероприятия с заявленной численностью в 1500 человек, установить не представляется возможным.

Также суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что день проведения публичного мероприятия - ДД.ММ.ГГГГ, выпадающее на воскресенье, является выходным днем и судьи и аппарат суда в данный день не работают. Между тем, в выходные дни (суббота и воскресенье) федеральные судья, рассматривающие уголовные и административные дела, осуществляют дежурство по делам, связанным, в том числе с доставкой в указанные дни из следственного изолятора, расположенного в г. Коломна, лиц содержащихся в нем для принятия решений о заключении под стражу и продлении срока ареста.

Кроме того, суд признает обоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что еще с конца ноября 2017 года в центре площади Советская (место проведения публичного мероприятия) установлена городская рождественская (новогодняя) елка; на площади Советская находятся два торговых комплекса и гостиница «Коломна»; в начале января 2018 года в Конькобежном центре «Коломна» состоится чемпионат Европы по конькобежному спорту и спортсмены заблаговременно пребывают в г. Коломна Московской с целью подготовки к данному чемпионату; площадь Советская в г. Коломна является одним из основных мест проведения жителями и гостями города, особенно в выходные дни, в том числе в преддверии новогодних праздников, досуга и отдыха.

Все вышеприведенные обстоятельства также являются подтверждением того факта, что имеются объективные и достаточные причины невозможности согласования указанного в уведомлении места проведения заявленного публичного мероприятия.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административный ответчик не предлагал организаторам публичного мероприятия его проведение в ином доступном месте. При этом, предложение органа местного самоуправления об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия является в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом его правом, а не обязанностью.

Между тем, в ходе судебного разбирательства административный истец пояснил, что именно указанное в уведомлении место на данный момент для организаторов и участников публичного мероприятия является для них значимым, поскольку находится в центре города, в транспортной доступности, в связи с чем, какие-либо иные варианты мест проведения митинга в пределах городского округа Коломна организаторами не рассматривались.

В силу части 3 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

При этом, суд отмечает, что определение места проведения публичного мероприятия и согласование его с органами местного самоуправления не ограничивает участников публичных мероприятий на свободу выражения и формирования своего мнения.

Таким образом, оспариваемое решение Администрации городского округа Коломна Московской области принято в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в пределах полномочий муниципального органа и обусловлены интересами обеспечения общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков, необходимостью охраны здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других лиц, апелляционной жалобы, не нарушают.

При таких обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Егорова Вячеслава Валерьевича к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконным решения Администрации городского округа Коломна Московской области, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга) ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: <адрес>); о понуждении предоставить указанную в уведомлении площадку на пл. Советскойдля проведения публичного мероприятия.

Руководствуясь ст. ст. 174-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Егорова Вячеслава Валерьевича к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконным решения Администрации городского округа Коломна Московской области, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга) ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: <адрес>, о понуждении предоставить указанную в уведомлении площадку на пл. Советской – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья (подпись) Е. В. Сергеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна

Судья Е. В. Сергеева