ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-330/17 от 29.11.2017 Печорского районного суда (Псковская область)

Дело №2а-330/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**.****г. г. Печоры Псковской области

Печорский районной суд Псковской области в составе судьи Сорокина М.И., при секретаре Поляковой М.Л., с участием заместителя прокурора Печорского района Самухова С.И., административного ответчика - Главы городского поселения «Печоры» Татариновича С.Б., представителя Собрания депутатов городского поселения «Печоры» Четверговой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Печорского района к Главе городского поселения «Печоры» о признании незаконным его бездействия, выразившегося в неподписании решения 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 28.04.2017 об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год» и признании вышеуказанного решения принятым, вступившим в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печорского района Псковской области обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Главе городского поселения «Печоры» Татариновичу Станиславу Болеславовичу о признании незаконным его бездействия, как должностного лица муниципального органа, выразившегося в неподписании решения 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 28.04.2017 об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год» и признании вышеуказанного решения принятым, вступившим в законную силу.

В обоснование административного иска указал, что прокуратурой района по результатам проведенной проверки по обраще­нию заместителя председателя Собрания депутатов ГП «Печоры» Четверговой Ю.П. в деятельности председателя Собрания депутатов ГП «Печоры» выявлены нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции». Так, частью 5 статьи 43 вышеуказанного закона установлено, что предсе­датель представительного органа муниципального образования издает поста­новления и распоряжения по вопросам организации деятельности представи­тельного органа муниципального образования, подписывает решения предста­вительного органа муниципального образования. Согласно пункту 1 статьи 33 Устава МО «Печоры», принятого решением Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 22.12.2015 №1, систему муниципальных правовых актов поселения образуют, в том числе, решения Собрания депутатов поселения. В соответствии с пунктом 1 статьи 35 решения в вопросах своей компе­тенции Собрание депутатов поселения принимает правовые акты в форме решений. Решения Собрания депутатов поселения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов (если иное не установлено настоящим Уставом) и подписываются Главой поселения. Решением Собрания депутатов ГП «Печоры» от 14.12.2015 № 4 утвер­жден Регламент Собрания депутатов ГП «Печоры». Подпунктом 34.3 пункта 34 Регламента предусмотрено, что решение счи­тается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от установ­ленной численности депутатов Собрания. В силу пункта 36 принятые решения Собрания подписываются Главой поселения в течение определённого срока - семи дней со дня их принятия. Таким образом, вышеуказанные нормы носят императивный характер, т.е. являются обязательными для исполнения.

**.**.****г. проведена 17-ая (очередная) сессия Собра­ния депутатов ГП «Печоры».

На данной Сессии под № 5 рассматривался вопрос о принятии проекта решения Собрания депутатов ГП «Печоры» «Об утверждении отчета об испол­нении бюджета за 2016 год».

За данный вопрос проголосовало большинство депутатов от общей чис­ленности, присутствовавшей на Сессии, а именно 10 - «за», 1 - «воздержался», то есть решение было принято.

Однако, игнорируя вышеуказанные нормы закона названный проект решения председателем Собрания депутатов ГП «Пе­чоры» Татариновичем С.Б. не подписан. Незаконное бездействие председателя Собрания депутатов ГП «Печоры» подрывает авторитет ор­гана местного самоуправления, не согласуется с принципами деятельности Собрания депутатов ГП «Печоры», такими, как законность, гласность, коллек­тивное обсуждение и решение вопросов с учетом общественного мнения и ин­тересов всех категорий населения, проживающего на территории муниципаль­ного образования, поскольку депутаты представляют именно интересы населе­ния названного муниципального образования и являются гарантами по соблю­дения их прав. Более того, позиция обязательного подписания нормативно правовых и правовых актов изложена в разъяснении ГД ФС РФ от 09.02.2012 № 3.20-6/56 «О порядке применения части 5 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011№361-ФЗ)».

Вышеуказанные нарушения закона выявлены про­куратурой района **.**.****г. в связи с чем в тот же день в адрес Главы ГП «Пе­чоры» Татариновича С.Б. вносилось представление, которое **.**.****г. рас­смотрено на сессии СД ГП «Печоры» и удовлетворено, что подтверждается ре­шением названного представительного органа № 03. Вместе с тем, несмотря на то, что СД ГП «Печоры» принято решение об удовлетворении названной меры прокурорского реагирования решение Собрания депутатов ГП «Печоры» «Об утверждении отчета об исполнении бюджета за 2016 год», Главой ГП «Печоры» Татариновичем С.Б. по-прежнему не утверждено.

В судебном заседании заместитель прокурора Печорского района Самухов С.И. административные исковые требования поддержал. Пояснил дополнительно, что обращение прокурора в суд в интересах неопределённого круга вынужденно и связано исключительно с необходимостью проверки законности действий (бездействия) конкретного должностного лица, фактически, как полагает административный истец, нарушающего закон в рамках его полномочий, вытекающих из Устава муниципального образования, Регламента Собрания. При этом, никоим образом не нарушается установленный принцип исключительной самостоятельности органов местного самоуправления; ни прокуратура, ни суд не вмешиваются в суть принимаемых решений. Исковые требования основаны на обращении представителя Собрания депутатов городского поселения Четверговой Ю.П., выражающей мнение депутатов о незаконности неисполнения своих регламентированных функций Главой поселения в части подписания решения сессии.

Административный ответчик Татаринович С.Б. исковые требования в ходе судебного разбирательства не признал.

Пояснил суду, что действительно сознательно не подписывает решение 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 28.04.2017 об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год». Мотивирует свои действия, как полагает, существующим у него правом «отлагательного вето» сроком в один год, а также тем, что основополагающие муниципальные правовые акты не содержат требований об обязательном подписании им, как Главой, документов. Такими своими действиями он пытается привлечь внимание общественности на проблему с вывозом бытовых отходов, на вынужденную трату значительных бюджетных средств на эти цели.

При этом, перед началом судебного разбирательства настаивал на привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ряда определённых государственных органов - Территориального отдела Роспотребнадзора в Островском, Палкинском, Печорском и Пыталовском районах, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы (МЧС) по Островскому, Пыталовскому, Печорскому, Палкинскому районам, МОМВД России «Печорский», и муниципальных органов - муниципального образования «Печорский район» и Администрации Печорского района, в чём судом был вынесен мотивированный отказ (определение Печорского районного суда от **.**.****г.), законность которого подтверждена апелляционным определением Псковского областного суда от **.**.****г..

Татаринович С.Б. одновременно в ходе судебного разбирательства пояснил суду, что решение 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 28.04.2017 об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год» фактически было принято депутатами. Он сам осуществлял ведение сессии, призывал депутатов проголосовать за него. Из одиннадцати присутствующих депутатов - десять проголосовало за принятие решения, лично он - «воздержался», что зафиксировано в протоколе сессии. Однако подписывать решение он осознанно не стал по вышеуказанным им мотивам.

Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов городского поселения «Печоры», то есть органа, в котором исполняет свои должностные обязанности административный ответчик, - Четвергова Ю.П. (депутат, заместитель председателя Собрания) - полностью поддержала исковые требования прокурора.

Подтвердила, что **.**.****г., действительно, была вынуждена письменно обратиться к прокурору Печорского района в связи с фактом нарушения Главой городского поселения Татариновичем С.Б. ст. 31 Регламента Собрания, выразившемся в неподписании им Решения 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 28.04.2017 об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год». Фактически вышеуказанное Решение было принято с соблюдением всех процедур при наличии кворума депутатов. Глава поселения обязан был в 7-дневный срок подписать данный документ и он был должен вступить в законную силу с дальнейшим опубликованием.

Выслушав административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьями 10, 12 Конституции РФ о разделении государственной власти в РФ установлен принцип исключительной самостоятельности органов местного самоуправления.

Вопросы содержания, характера и сути принимаемых решений, обоснованности и необходимости их принятия, либо непринятия, являются исключительной компетенцией муниципального органа власти.

Судебное разбирательство по настоящему административному иску прокурора, поданного в рамках его полномочий, касается исключительно оценки законности конкретных действий (бездействия) должностного лица муниципального органа - Главы городского поселения «Печоры» - в рамках его полномочий, вытекающих из Устава муниципального образования, Регламента Собрания, а также проверке соблюдения депутатами предписанных процедур принятия конкретного исследуемого судом решения от **.**.****г..

Согласно ст.153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 36 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Глава муниципального образования в пределах полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом муниципального образования нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 33 Устава МО «Печоры», принятого решением Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 22.12.2015 №1, систему муниципальных правовых актов поселения образуют, в том числе решения Собрания депутатов поселения. В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Решения по вопросам своей компе­тенции Собрание депутатов поселения принимает правовые акты в форме ре­шений. Решения Собрания депутатов поселения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов (если иное не установлено настоящим Уставом) и подписываются Главой поселения.

Решением Собрания депутатов ГП «Печоры» от 14.12.2015 № 4 утвер­жден Регламент Собрания депутатов ГП «Печоры». Подпунктом 34.3 пункта 34 Регламента предусмотрено, что решение счи­тается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от установ­ленной численности депутатов Собрания.

В силу пункта 36 принятые решения Собрания подписываются Главой поселения в течение семи дней со дня их принятия.

Таким образом, вышеуказанные нормы носят императивный характер, т.е. является обязательными для исполнения.

Судом установлено, что **.**.****г. проведена 17-ая (очередная) сессия Собра­ния депутатов ГП «Печоры». На данной Сессии под № 5 рассматривался вопрос о принятии проекта решения Собрания депутатов ГП «Печоры» «Об утверждении отчета об испол­нении бюджета за 2016 год». За принятие данного решения проголосовало большинство депутатов от общей численности, присутствовавшей на Сессии, а именно 10 - «за», «воздержался» - 1. Регламент осуществления голосования депутатами, процедура принятия решения при этом полностью соблюдены; решение фактически принято законным путём; оно подлежало подписанию Главой поселения в семидневный срок.

Решение председателем Собрания депутатов ГП «Пе­чоры» Татариновичем С.Б., вопреки требованиям вышеуказанного Регламента на момент рассмотрения настоящего административного дела не подписано.

Суд однозначно приходит к выводу, что данное действие (бездействие) должностного лица - Главы городского поселения «Печоры» - по неподписанию принятого Собранием документа является незаконным по сути, противоречащим вышеуказанным положениям Устава муниципального образования и Регламенту Собрания. При этом, действительно нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, обозначенных административным истцом.

Пояснения Татариновича С.Б. о причинах неутверждения документа, данные в судебном заседании, описанные выше, являются несостоятельными по сути рассматриваемого судом вопроса.

Таким образом, Решение 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 28.04.2017 об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год» суд находит принятым, вступившим в законную силу.

На основании изложенного, руководствуюсь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования административного истца - прокурора Печорского района Псковской области - к Главе городского поселения «Печоры» о признании незаконным его бездействия по неподписанию принятого депутатами решения 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от **.**.****г. об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год», а также признании данного решения принятым, вступившим в законную силу - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главы городского поселения «Печоры» Татариновича Станислава Болеславовича, выразившееся в неподписании принятого депутатами решения 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 28.04.2017 об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год».

Признать вышеуказанное решение 17 сессии Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 28.04.2017 об утверждении «Отчета об исполнении бюджета за 2016 год» принятым, вступившим в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение 30 дней со дня изготовления в окончательном виде.

Судья Сорокин М.И.

РЕШЕНИЕ В ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ВИДЕ

ИЗГОТОВЛЕНО **.**.****г..

СУДЬЯ М.И.СОРОКИН

Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.