ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-330/20 от 29.12.2020 Полярнинского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-330/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2020 года город Полярный

Полярнинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Демчишина Д.В., при секретаре Ячкуринской О.Ю., с участием представителя административного истца Соловьева С.С., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № ... старшего мичмана Харитонова Николая Александровича об оспаривании действий начальника отделения (территориального г. Гаджиево Мурманской области) федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отделение ФГКУ «Северрегионжилье»), связанных с отказом в обеспечении жильем вне очереди,

установил:

Харитонов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что совместно с членами семьи состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства в <адрес>. Поскольку он имеет трех детей, подал в жилищный орган заявление об обеспечении жильем вне очереди, в удовлетворении которого решением начальника ФГКУ «Северрегионжилье» от 1 декабря 2020 г. № ... отказано.

В связи с этим просит признать вышеуказанное решение об отказе в признании нуждающимся во внеочередном обеспечении жилым помещением незаконным и подлежащим отмене, возложив на начальника отделения ФГКУ «Северрегионжилье» обязанность признать за ним право на обеспечение жильем вне очереди.

В связи с характером спорных отношений, отделение ФГКУ «Северрегионжилье», в котором осуществляет свои полномочия должностное лицо, чьи действия обжалуются, а также филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово-экономическая служба» (далее – филиал ФЭС), на финансовом обеспечении которого находится отделение ФГКУ «Северрегионжилье», привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков.

В судебном заседании представитель административного истца Соловьев заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что поскольку административный истец, являясь военнослужащим, имеет трех детей, то вправе претендовать по обеспечение жильем вне очереди.

Административный истец и административные ответчики, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В направленных в суд письменных возражениях начальник отделения ФГКУ «Северрегионжилье» просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку правом внеочередного обеспечения жильем Харитонов и члены его семьи не обладают.

Заслушав доводы представителя административного истца, исследовав представленные материалы дела, военный суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что решениями начальника отделения ФГКУ «Северрегионжилье» от <дата>№ ... и от <дата>№ ... Харитонов с членами семьи (жена – Уч.7, дочери- Уч.8, <дата> года рождения, и Уч.9, <дата> года рождения, сын – Уч.10, <дата> года рождения, а также внучки – Уч.13, <дата> года рождения, и Уч.14, <дата> года рождения) приняты на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства в <адрес>.

При этом решение начальника отделения ФГКУ «Северрегионжилье» от <дата>№ ..., которым в состав семьи Харитнова для обеспечения жильем включены его дочь - Уч.8 и двое внучек, принято на основании решения Гаджиевского гарнизонного военного суда от 25 июня 2020 г., вступившего в законную силу 28 июля 2020 г.

Этим же решением суда установлено, что дочь административного истца - Уч.8, после достижения возраста совершеннолетия, заключила и впоследствии расторгла брак, в котором родила двух детей, а после регистрации по месту проживания Харитонова, в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, совместно с детьми является членом его семьи.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

В связи с вышеуказанным решением суда Харитонов обратился 18 ноября 2020 г. в отделение ФГКУ «Северрегионжилье» с заявлением, в котором просил обеспечить его с членами семьи жильем вне очереди.

Решением начальника ФГКУ «Северрегионжилье» от 1 декабря 2020 г. № ... в удовлетворении указанного заявления отказано ввиду отсутствия оснований предоставления жилья во внеочередном порядке.

Согласно пп. 1 и 17 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, имеющим трех и более детей, жилые помещения предоставляется вне очереди.

Для разрешения заявленного спора юридически значимым является установление категорий лиц, подпадающих в силу закона под определение ребенка, при наличии которых родители – военнослужащие могут рассчитывать на получение от государства социальной гарантии в виде обеспечения жильем вне очереди.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотренные этим законом и другими федеральными законами социальные гарантии и компенсации распространяются как на военнослужащего, так и на членов его семьи, к которым в частности относятся супруга (супруг) военнослужащего, его несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Из разъяснений, изложенных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», следует, что гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов РФ.Конституция РФ, обеспечивая государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также устанавливая гарантии социальной защиты, в ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 предписывает законодателю определить меры экономических, социальных, правовых гарантий соблюдения и реализации прав и свобод, обеспечивающих достойное существование, уровень и качество жизни семьи, включая детей и их родителей, а также механизмы и институты осуществления этих гарантий с учетом социально приемлемого уровня жизни и благосостояния граждан, финансовых, экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Во исполнение данных требований законодатель в целях создания правовых и социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, признавая детство важным этапом жизни человека, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определил, что ребенком признается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Кроме того, как следует из п. 1 ст. 54 и п. 2 ст. 61 Семейного кодекса РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Родительские права и обязанности, предусмотренные главой 12 Семейного кодекса РФ (права и обязанности родителей), прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Наряду с этим, как следует из ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 05 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», п 2.4.3. ГОСТа Р52495-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст, а также ст. 1 Закона Мурманской области от 7 декабря 2011 г. № 1438-01-ЗМО «О многодетной семье в Мурманской области и мерах по ее социальной поддержке», многодетная семья - это семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и применительно к Мурманской области многодетная семья - это семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста.

При этом какой-либо льготы по внеочередному предоставлению жилья многодетным семьям ни жилищное законодательство Российской Федерации, ни законодательство Мурманской области о социальной поддержке многодетных семей не содержат.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено, что льгота в виде предоставления жилого помещения либо денежных средств на его приобретение во внеочередном порядке для семей военнослужащих, имеющих трех и более детей, предусмотрена исключительно Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Семьи военнослужащих, в которых дети перестают отвечать отмеченным требованиям этого Федерального закона в силу их возрастного или количественного критерия, утрачивают право внеочередного предоставления жилья или денежных средств на его приобретение в указанном порядке, что в полной мере согласуется с общими принципами действующего законодательства, в том числе о социальной поддержке многодетных семей, предусматривающего, что такая поддержка осуществляется при соответствии семей определённым критериям численности, а также возраста, поэтому не является пожизненной и ограничена достижением детьми специально установленного возраста.

Таким образом, анализ изложенных правовых норм указывает на то, что право на внеочередное обеспечение жильем военнослужащих, имеющих трех и более детей, не носит абсолютного безусловного характера и находится в прямой зависимости не только от числа детей, но и от совокупности законодательно определенных условий, связанных с возрастом этих детей, состоянием здоровья, положением в обществе и другими, имеющими значение обстоятельствами.

В суде установлено, что на момент принятия жилищным органом оспариваемого решения дочь административного истца – Уч.8 достигла совершеннолетия и к категории лиц, перечисленных в п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не относилась, то есть была способна своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Не утратила она такую способность и в настоящее время.

При таких данных факт наличия у административного истца двоих несовершеннолетних детей сам по себе его право на получение жилого помещения вне очереди не порождает.

Принятие на учет нуждающихся в получении жилого помещения двух внучек административного истца также не указывает на наличие оснований для обеспечения его жильем по избранному после увольнения месту жительства вне очереди, поскольку они не являются его детьми.

Доказательств, указывающих на наличие иных законных оснований внеочередного обеспечения Харитонова жильем, материалы дела не содержат и в суд не представлено, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, также не подлежат возмещению понесенные административным истцом по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст. 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Харитонова Николая Александровича – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Полярнинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу Д.В. Демчишин