ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-330/2021 от 19.08.2021 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-330/2021

УИД 65RS0009-01-2021-000412-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт.Ноглики, Сахалинской области 19 августа 2021 года

Ногликский районный суда Сахалинской области под председательством судьи Поваляевой А.О., с секретарем Озеранским Д.А., с участием представителя ответчика - председателя Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов»- Бобровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению Управления министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о ликвидации Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов», исключении данных из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ в Ногликский районный суд поступило административное исковое заявление Управления министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее по тексту Управление, Истец) к Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов» (далее по тесту Организация, ответчик) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, в обоснование указано, что Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что отдельные положения Устава Организации не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, деятельность Организации осуществляется с нарушением действующего федерального законодательства Российской Федерации. По результатам проверки в порядке статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в адрес руководителя Организации ДД.ММ.ГГГГ вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, в последующем срок устранения нарушений неоднократно продлевался. ДД.ММ.ГГГГ на основании части 2 статьи 42 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» деятельность Организации приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ, о чем в адрес Организации направлено уведомление. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения, выявленные в ходе проверки, Организацией не устранены.

В судебное заседание при надлежащем извещении представитель Управления министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области не прибыл, об уважительности причин неявки суд не известил, об отложении дела не просил, в соответствии со статьей 150, частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика - председатель Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов» Боброва Т.В. против удовлетворения иска не возражала, указав, что членами их организации являются инвалиды, которые в силу своего состояния здоровья, отсутствия определенных знаний и финансовых возможностей устранить те недостатки в работе Организации, на которые указало Управление не могут.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Общественное объединение (общественная организация) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации относится к некоммерческим организациям.

Таким образом, деятельность Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку эта организация является общественной организацией инвалидов.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» возлагает на общественную организацию обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ее уставом и иными учредительными документами (абзац 2 части 1 статьи 29).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерством юстиции РФ по Сахалинской области в Единый государственный реестр юридических лиц о создании некоммерческой организации Ногликская местная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) (л.д. <данные изъяты>).

На основании распоряжения Управления Министерства юстиции Россий Федерации по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена документарная проверка Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов» за период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).

По результатам проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации Сахалинской области составлен акт , в котором отражены следующие нарушения в деятельности Организации:

1.В нарушение пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в Уставе не определен предмет деятельности.

2. Абзац 9 подпункта 1 пункта 3 Устава Организации предусматривает осуществление предпринимательской деятельности, в нарушение статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ виды предпринимательской деятельности не определены.

3.Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединений» определено, что членами общественного объединения являются юридические лица-общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его Устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия, как членов данного объединения.

Абзац второй подпункта 1 пункта 4 Устава Организации не предусматривает участия в Организации юридических лиц в организационно-правовой форме-общественные объединения.

4. На основании статьи 14 Федерального закона № 82-ФЗ местная общественная организация не вправе иметь структурные подразделения-организации, отделения или филиалы, представительства.

В нарушение указанных норм в Уставе Организации содержатся положения о структурных подразделениях Организации (первичных организациях).

5. Согласно пункту 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи и65.3 данного Кодекса, относится также принятие решения о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Из подпункта 2 пункта 5 Устава Организации следует, что высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов Организации. К вопросам исключительной компетенции которого должно относится, в том числе, вопрос определения размера, порядка и уплаты вступительных и членских взносов. Абзацем третьим подпункта 4 Устава Организации определение порядка и размера уплаты членских взносов определено к компетенции постоянно действующего руководящего органа Организации, которым согласно подпункту 6 пункта 5 Устава является Правление.

6. Подпунт 2 пункта 5 Устава Организации не содержит вопросов по утверждению годовых отчетов и бухгалтерской отчетности, отнесенных действующим законодательством к исключительной компетенции высшего органа управления Организации.

В нарушение статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации абзац 8 подпункта 2 пункта 5 Устава Организации предусматривает рассмотрение других основополагающих вопросов, не входящих в круг полномочий Правления Организации без их конкретизации.

7. В нарушение пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации Уставом Организации не определен состав и порядок принятия решений Правлением Организации.

8.Подпунктом 7 пункта 10 Устава Организации предусмотрена передача подлинников учредительных документов Организации при ликвидации в орган, принявший решение о государственной регистрации Организации. Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года 82-ФЗ обязанность по передаче в регистрирующий орган подлинников учредительных документов Организации не предусмотрена.

9. В нарушение пункта 3 статьи 6 и статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», раздела II Положения по ведению бухгалтерского учета, норм Положения по бухгалтерскому учету «№Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, в Организации учетная политика не утверждена.

Высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов Организации. Подпунктом 4 пункта 5 Устава Организации предусмотрено, что очередное отчетно-выборное собрание членов Организации проводится один раз в пять лет, при необходимости могут созываться внеочередные собрания членов Организации.

Согласно абзацу второму подпункта 7 пункта 5 Устава Организации постоянно действующим руководящим органом Организации является Правление, которое осуществляет общее руководство деятельностью Организации.

В учетном деле Организации, находящемся в Управлении содержится протокол Общего собрания от 25 апреля 2011 года об избрании Правления в качестве постоянно действующего руководящего органа Организации в количестве 3 членов со сроком полномочий- 5 лет, вместе с тем, протокол Общего собрания членов Организации о переизбрании состава членов Правления в связи с истечением сроков полномочий данного органа управления не представлен.

Согласно абзацу пятому подпункта 8 пункта 5 Устава Организации единоличным исполнительным органом Организации является Председатель Правления Организации сор сроком полномочий 5 лет (избрана на заседании Общего собрания, протокол от 19 февраля 2018 года № 1).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Устава Организации контрольно-ревизионным органом в Организации является ревизионная комиссия, работающая на основании Устава Организации и утвержденного положения о контрольно-ревизионных органов учрежденного на Общем собрании Организации.

В учетном деле Организации, находящемся в Управлении содержится протокол Общего собрания об избрании ревизионной комиссии в качестве контрольно-ревизионного органа Организации в количестве 3 членов, со сроком полномочий 5 лет, вместе с тем, протокол Общего собрания членов Организации о переизбрании состава контрольно-ревизионного органа, в связи с истечением сроков полномочий данного органа, руководителем Организации не представлен, что свидетельствует о нарушении подпункта 1 пункта 6 Устава Организации, а также пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно подпункту 12 пункта 5 Устава Организации для выполнения текущей работы в структуре Правления Организации может создаваться исполнительное подразделение-штатный аппарат, работающий на условиях найма.

Структура и штатная численность, форма найма на работу сотрудников исполнительного аппарата Правления Организации утверждаются по предложению Председателя Организации Правлением Организации.

Вместе с тем, руководителем Организации протоколы заседаний Общего собрания, Правления Организации о правомочности принятых решений, проведения ревизии хозяйственной деятельности, переизбрания по истечению срока полномочий Правления Организации, Штатного аппарата, Контрольно-ревизионной комиссии не представлены.

По результатам проверки соблюдения Устава Организации выявлены нарушения:

1.в нарушение подпункта 2 пункта 4 Устава Организации порядок приема и исключения из членов Организации не соблюдается;

2. в нарушение абзаца 6 подпункта 6 пункта 4 Устава Организации членские взносы не уплачиваются;

3.в нарушение подпункта 5 пункта 6 Устава Организации в 2016 году проверка финансово-хозяйственной деятельности не проводилась.

В нарушение пункта 3 статьи 6 и статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ ведение и учет первичных бухгалтерских документов в Организации не ведется (л.д. <данные изъяты>).

Как следует из искового заявления и пояснений представителя административного ответчика Бобровой Т.В., акт проверки и содержащиеся в нем сведения не были оспорены, в том числе и в судебном порядке.

Выводы, указанные в акте проверки, не оспариваются представителем Организации и в судебном заседании.

Суд, исследовав представленные доказательства, находит, что все выводы о допущенных Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов» нарушениях законодательства, указанные в акте проверки, являются обоснованными, вытекающими из анализа представленных на проверку документов.

Выявив такие нарушения в деятельности Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов», Управление Министерства юстиции по Сахалинской области в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес общественной организации предупреждение, обязывающее действующий руководящий орган Организации устранить эти нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ и представить документы, подтверждающие их устранение ( л. д. <данные изъяты>).

Организацией предупреждение получено и по заявлению руководителя срок устранения выявленных нарушений неоднократно переносился, последний раз- до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции по Сахалинской области деятельность Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов» приостановлена на шесть месяцев до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), которое Организацией не оспаривалось.

Доказательств устранения всех вышеуказанных нарушений, которые явились основанием для приостановления деятельности Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов» административным ответчиком не представлено.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях предусмотренных законом юридическое лицо ликвидируется по решению суда.

Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, согласно абзацу 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для ликвидации общественной организации.

Принимая во внимание, что в ходе судебного заседания нашел подтверждение факт нарушения действующего законодательства Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов», как нашел свое подтверждение и факт неустранения общественной организации этих нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, учитывая длительное неустранение организацией допущенных нарушений, несмотря на принятие мер ответственности в виде приостановления деятельности, суд приходит к выводу, что ликвидация Ногликской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов» на основании абзаца 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в данном случае является единственной и соразмерной мерой ее ответственности, поскольку иные меры не привели к выполнению требований законодательства.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области удовлетворить.

Ликвидировать Ногликскую местную организацию Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество инвалидов и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 26 августа 2021 года.

Председательствующий А.О.Поваляева

Копия верна: Судья А.О.Поваляева