2а- 3313 \ 2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
15 августа 2017 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Вахромеевой Е.П.
с участием представителя Щебельской О.И. – Дрижжа В.А., представителя ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края Богаевской А.А.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании дело по административному иску Щебельской О. И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу- курорту Анапа Краснодарского края о признании налоговой задолженности безнадежной ко взысканию, а обязанности по ее уплате прекращенной,
у с т а н о в и л:
Щебельская О. И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу- курорту Анапа Краснодарского края о признании налоговой задолженности безнадежной ко взысканию, а обязанности по ее уплате прекращенной.
В обоснование своих требований указала, что согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 104102 по состоянию на 17.05.2017 года за ней числится задолженность:
- по НДФЛ ИП в части налога 233548,63 руб., пени -306782,81 руб., штрафа - 45416,38 руб.
по НДС - в части налога 852668,28 руб., пени - 1065772,26 руб., штрафа - 181594,67 руб.
по ЕНВД в части налога 99709,66 руб., пени - 137398,24 руб., штрафа - 14660,24 руб.;
Прочие местные налоги - 5085,00 руб., пени - 7676,39 руб.;
- по Единому социальному налогу в части Пенсионного фонда по налогу - 73794,36 руб., по пени-74134,13 руб., штрафа- 19101,55 руб.;
- по Единому социальному налогу в части Фонда социального страхования по налогу -35,00 руб., по пени- 51,97 руб.;
по Единому социальному налогу в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования по налогу - 28115,41 руб., по пени - 34675,71 руб., штрафа- 6135,92 руб.;
Указанная задолженность возникла по состоянию на 19.10.2006года. Пени на задолженности начисляются по настоящее время.
Решением Анапского районного суда от 29.07.2013г., судья Киндт С.А., установлено, что пресекательный срок взыскания задолженности по налогам, предъявленной на основании требования о № 52472 от 19.10.2006 истёк 19.04.2007г. Между тем, указанная задолженность по налогам, продолжает числиться за Щебельской О.И. в карточке расчетов с бюджетом, что подтверждается ранее представленной справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 104102 по состоянию на 17.05.2017 года.
Ссылаясь на приведенное административный истец просил:
Признать задолженность, отраженную в справке № 104102 от 17.05.17 о состоянии расчетов по налогам на 17.05.17, в которой отражена задолженность:
по НДФЛ ИП в части налога 233548,63 руб., пени -306782,81 руб., штрафа - 45416,38 руб.;
по НДС - в части налога 852668,28 руб., пени - 1065772,26 руб., штрафа - 181594,67 руб.;
по ЕНВД в части налога 99709,66 руб., пени - 137398,24 руб., штрафа - 14660,24 руб.;
Прочие местные налоги - 5085,00 руб., пени - 7676,39 руб.;
- по Единому социальному налогу в части Пенсионного фонда по налогу-73794,36руб., по пени-74134,13 руб., штрафа- 19101,55 руб.;
- по Единому социальному налогу в части Фонда социального страхования по налогу -35,00 руб., по пени - 51,97 руб.;
по Единому социальному налогу в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования по налогу - 28115,41 руб., по пени - 34675,71 руб., штрафа- 6135,92 руб.
- безнадежной ко взысканию, а обязанность по её уплате прекращенной.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, приведя те же доводы.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения требований, представив письменные возражения и указала, что истец не представил доказательств того, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности.
Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
2) утратил силу с 1 января 2007 г.;
3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Из материалов дела следует, что согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 104102 по состоянию на 17.05.2017 года за административным истцом числится задолженность:
- по НДФЛ ИП в части налога 233548,63 руб., пени -306782,81 руб., штрафа - 45416,38 руб.
по НДС - в части налога 852668,28 руб., пени - 1065772,26 руб., штрафа - 181594,67 руб.
по ЕНВД в части налога 99709,66 руб., пени - 137398,24 руб., штрафа - 14660,24 руб.;
Прочие местные налоги - 5085,00 руб., пени - 7676,39 руб.;
- по Единому социальному налогу в части Пенсионного фонда по налогу - 73794,36 руб., по пени-74134,13 руб., штрафа- 19101,55 руб.;
- по Единому социальному налогу в части Фонда социального страхования по налогу -35,00 руб., по пени- 51,97 руб.;
по Единому социальному налогу в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования по налогу - 28115,41 руб., по пени - 34675,71 руб., штрафа- 6135,92 руб.;
Обосновывая заявленные требования административный истец сослался на возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
При этом указал, что задолженность возникла по состоянию на 19.10.2006года. Пени на задолженности начисляются по настоящее время. Взыскание задолженности утрачена, поскольку ИФНС пропущен срок на обращение за взысканием задолженности, начисление пени по указанной задолженности не основана на требованиях закона.
Суд полагает. что приведенные административным истцом доводы в обоснование своих требований, основаны на нормах закона.
Конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы не может быть прекращена нарушением должностным лицом налогового органа сроков, установленных статьей 70 НК РФ, тем более что в пункте 3 статьи 44 НК РФ не указано такое основание прекращения обязанности по уплате налога.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 27.04.2001 N 7-П - конфискация (взыскание стоимости товара) товаров и транспортных средств, которые являются непосредственными объектами (предметами) таможенных правонарушений, независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил, не соответствует статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 50 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Такая правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27.04.2001 N 7-П, в равной мере относится и к срокам взыскания недоимок по налогам.
В соответствии со статьей 47 НК РФ, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) -организации или „индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Этот срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Это означает, что предъявление иска налоговым органом за пределами данного срока влечет безусловный отказ в иске.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (пункт 12): «...данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
К выводам о том, что срок давности взыскания недоимки составляет три года с момента ее образования, отражено и судебной практике.
Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07 было указано, что в силу универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 1, 2 п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает".
В этом же Постановлении Президиум ВАС РФ отмечал, что регламентация сроков взыскания налогов направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Вышеуказанная позиция ВАС РФ получила свое дальнейшее развитие и в судебной практике. Так, по одному из конкретных дел суд, основываясь на положениях ч. 6 ст. 13 АПК РФ (о возможности применения в арбитражном правосудии аналогии закона) указал: "... с учетом положений ч. 6 ст. 13 АПК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки, начисленных пеней и штрафов составляет три года. Задолженность по налогам и пеням, образовавшаяся за пределами трехлетнего срока, не может быть взыскана налоговым органом, в том числе путем зачета имеющейся переплаты, поскольку этот период находится за пределами срока исковой давности" (Постановление ФАС МО от 23.07.2009 N КА-А40/6541-09).
Таким образом, с учетом вышеизложенного, срок давности взыскания указанной задолженности истек 19.10 2009г.
Отражение инспекцией в документах налогового контроля информации о наличии у Истца недоимки по налогам и пени порождает юридически значимые последствия в связи с осуществлением Истцом предпринимательской или иной экономической деятельности.
Принятие налоговым органом в соответствии со статьей 59 Кодекса решения о признании недоимки по налогам безнадежной к взысканию и ее списании устраняет указанное препятствие.
Как следует из подпункта 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно положениям статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, недоимка, а также штрафы и пени, числящиеся за налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
Федеральной налоговой службой приказом от 19.08.10 № ЯК-7-8/393@ утвержден новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам и процентам признанных безнадежными ко взысканию (далее Порядок). Одним из оснований для списания задолженности является судебный акт, в котором отражено, что срок для взыскания пропущен.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В рассматриваемом деле инспекция не обосновала наличие обязанности по уплате вышеуказанной задолженности по налогам, пени, штрафам, а также взыскание этой задолженности во внесудебном или в судебном порядке.
Инспекция своевременно в суд за взысканием с Истца задолженности по налогам, пеням и штрафам не обращалась, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, в ходе судебного разбирательства не представила.
В письме от 29 октября 2008 г. N 03-02-07/2-192 Министерство финансов Российской Федерации указало: «Учитывая изложенное, полагаем, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления. Такая же позиция по данному вопросу выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N8241/07».
Порядок применения указанного письма Минфина России территориальными налоговыми органами был доведен письмами ФНС России от 22.12.2008 N ММ-14-1/373дсп@ и от 07.07.2011 N ЯК-5-8/771дсп@. То есть указанное письмо является обязательным для применения налоговыми органами. Однако в нарушение данного указания, налоговой инспекцией продолжилось начисление пени за период с 01.10.2012г. по 31.12.2013г., хотя в соответствии с вышеуказанными разъяснениями, начисление пени должно было прекратиться с 2007 года.
Решением Анапского районного суда от 29.07.2013г., судья Киндт С.А., установлено, что пресекательный срок взыскания задолженности по налогам, предъявленной на основании требования о № 52472 от 19.10.2006 истёк 19.04.2007г. Между тем, указанная задолженность по налогам, продолжает числиться за Щебельской О.И. в карточке расчетов с бюджетом, что подтверждается ранее представленной справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 104102 по состоянию на 17.05.2017 года.
Верховный Суд Российской Федерации в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) указал, что по смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, у административного истца отсутствовала обязанность обращаться в досудебном порядке в налоговый орган с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Доводы административного ответчика о том, что при разрешение спора практика Высшего Арбитражного Суда РФ не применима, являются несостоятельными, поскольку в Российской Федерации существует единая судебная система.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить административный иск Щебельской О. И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу- курорту Анапа Краснодарского края о признании налоговой задолженности безнадежной ко взысканию, а обязанности по ее уплате прекращенной.
Признать задолженность, за Щебельской О. И., отраженную в справке № 104102 от 17.05.17 о состоянии расчетов по налогам на 17.05.17, в которой отражена задолженность:
по НДФЛ ИП в части налога 233548,63 руб., пени -306782,81 руб., штрафа - 45416,38 руб.;
по НДС - в части налога 852668,28 руб., пени - 1065772,26 руб., штрафа - 181594,67 руб.;
по ЕНВД в части налога 99709,66 руб., пени - 137398,24 руб., штрафа - 14660,24 руб.;
Прочие местные налоги - 5085,00 руб., пени - 7676,39 руб.;
- по Единому социальному налогу в части Пенсионного фонда по налогу-73794,36 руб., по пени-74134,13 руб., штрафа- 19101,55 руб.;
- по Единому социальному налогу в части Фонда социального страхования по налогу -35,00 руб., по пени - 51,97 руб.;
по Единому социальному налогу в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования по налогу - 28115,41 руб., по пени - 34675,71 руб., штрафа- 6135,92 руб. - безнадежной ко взысканию, а обязанность по её уплате прекращенной.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: