Дело № 2а-3314/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Абрамкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения государственного органа об оспаривании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что решением Куйбышевского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право единоличной собственности ФИО2 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; за ним и ФИО2 признано право общей долевой собственности на указанный жилой дом, а именно – <данные изъяты> и <данные изъяты> доли соответственно, ему в пользование предоставлены помещения под литерой <данные изъяты>: комната <данные изъяты>, литерой <данные изъяты>: кухня (<данные изъяты>), веранда (<данные изъяты>) общей площадью <данные изъяты> кв.м, в соответствии с техническим паспортом на данный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Он обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении указанного дома.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Омской области отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> А, со ссылкой на то, что документы на государственный кадастровый учет были представлены только им, ФИО2 с соответствующим заявлением в регистрирующий орган не обращалась; в разделе «Заключение кадастрового инженера» отражена информация, что графическая часть технического плана подготовлена на основании поэтажного плана технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с судебными актами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства сохранен в реконструированном состоянии в соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при этом в составе технического плана здания отсутствует технический паспорт на указанный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Считает данные действия регистрирующего органа незаконными, нарушающими его права, поскольку ФИО2, несмотря на ее надлежащее уведомление, не желает обращаться в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в основные характеристики объекта недвижимости, а также подписывать декларацию об объекте недвижимости при подготовке технического плана. Управлением Росреестра сделан неверный вывод о том, что технический план здания не соответствует требованиям законодательства, поскольку кадастровым инженером в разделе «Заключение кадастрового инженера» указано, что графическая часть технического плана подготовлена на основании поэтажного плана технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ. Технический паспорт был составлен на ДД.ММ.ГГГГ, но поэтажный план объекта индивидуального жилищного строительства составлен ГП «Омский центр ТИЗ» ДД.ММ.ГГГГ, поэтому существует только один технический паспорт, который и был предоставлен в Управление Росреестра. Кадастровый инженер на бумажном носителе технического плана указал, что поэтажный план был составлен на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ.
Просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>; обязать ответчика произвести кадастровый учет и государственную регистрацию права.
В судебном заседании ФИО1, ФИО2, участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Представитель ФИО1 – ФИО3, действующий на основании ордера, в судебном заседании административное исковое заявление поддержал. Пояснил, что имеется вступившее в законную силу решение, которое подлежит неукоснительному соблюдению всеми органа, в том числе и росреестром. В данном случае на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ должна быть осуществлена постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Пояснил, что для регистрации права собственности сначала необходимо внести изменения в кадастровый учет здания, которые вносятся на основании совместного заявления двух собственников. В данном случае административный истец не лишен возможности защиты своих прав иным способом – путем обращения в суд с иском о понуждении совместного обращения за осуществлением государственного кадастрового учета изменений жилого дома.
Представитель ФИО2 – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В частности, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации).
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации предусмотрены в статье 26 Закона о регистрации.
В соответствии с положениями п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Закона о регистрации, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации).
Из материалов дела следует, что решением Куйбышевского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, сохранен в реконструированном виде; прекращено право единоличной собственности ФИО2 (<данные изъяты>) Л.Н. на указанный жилой дом; перераспределены доли в праве общей долевой собственности, за ФИО1 признано право собственности на <данные изъяты> долей жилого <адрес><адрес> по <адрес> в <адрес>, предоставив ему в пользование <адрес> данного жилого дома, согласно технического паспорта на жилой дом, выполненного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; за ФИО2 (<данные изъяты>) Л.Н. признано право собственности на <данные изъяты> долей жилого <адрес><адрес> по <адрес> в <адрес>, предоставив ей в пользование <адрес> данного жилого дома, согласно технического паспорта на жилой дом, выполненного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Куйбышевского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: «Прекратить право единоличной собственности ФИО2 /<данные изъяты>/ Л.Н. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, и признать за ФИО2 и ФИО1 право общей долевой собственности на реконструированный объект недвижимости, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО2 право собственности на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, предоставить в пользование ФИО2 в соответствии с техническим паспортом на жилой <адрес> по <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ помещения под литерой <данные изъяты>: <данные изъяты>.; общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Признать за ФИО1 право собственности на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, предоставить в пользование ФИО1 в соответствии с техническим паспортом на жилой дом <адрес> по <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ помещения под литерой <данные изъяты>; общей площадью <данные изъяты> кв.м.» (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 через своего представителя ФИО3 обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в связи с изменением сведений о площади жилого помещения с кадастровым номером № и уточнением местоположения объекта недвижимости на земельном участке (л.д. №).
В качестве документов - оснований для осуществления государственного кадастрового учета изменений представлены технический план здания, оптический компакт-диск, размер файла <данные изъяты> МБ, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ серия №, решение Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета со ссылкой на п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Указано, что не представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений от ФИО2 Кроме того, представленный технический план здания не соответствует требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений» - в разделе «Заключение кадастрового инженера» отражена информация, что графическая часть технического плана подготовлена на основании поэтажного плана технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с судебными актами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства сохранен в реконструированном состоянии в соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при этом в составе технического плана здания отсутствует технический паспорт на указанный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Омской области с заявлением об обжаловании решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решением апелляционной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с тем, что оно составлено с нарушением требований п. 22 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, со ссылкой на истечение срока приостановления и неустранение всех причин приостановления (л.д. №).
Оценивая обоснованность отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в том числе исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно п. 3, 9 ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации описание местоположения объекта недвижимости, сведения о площади помещения являются одними из основных сведений об объекте недвижимости.
Круг лиц, которые вправе обращаться в орган регистрации прав с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, определен статьей 15 Закона о регистрации, а также иными статьями, устанавливающими особенности государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо его представитель при наличии нотариально удостоверенной доверенности.
В соответствии ч. 7 ст. 70 Закона о регистрации и п. 20 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о здании (объекте индивидуального жилищного строительства), за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации такого объекта недвижимости (при ее наличии) либо декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости или правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона, в случае, если проектная документация не изготавливалась.
Декларация прилагается к техническому плану, является его неотъемлемой частью и включается в состав Приложения.
В соответствии с пунктом 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости сведений декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем.
В отношении объекта недвижимости, находящегося в долевой собственности, необходимо отметить следующее.
В силу п. п. 1, 2 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Согласно положениям ст. ст. 246, 247 ГК РФ, распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу действующего законодательства, для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, находящегося в долевой собственности, с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должны обратиться либо все участники общей долевой собственности на такой объект недвижимости лично, либо их представители.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Куйбышевского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 и ФИО1 признано право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, установив, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений указанного жилого дома в Управление Росреестра по Омской области обратился лишь один участник общей долевой собственности – ФИО1, у административного ответчика не имелось оснований для осуществления кадастрового учета изменений.
Кроме того, Декларация об объекте недвижимости, находящемся в общей долевой собственности, заполняется всеми участниками долевой собственности.
Судом установлено, что представленная Декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ подписана только одним собственником – ФИО1
Как следует из материалов дела, согласно судебным актам объект капитального строительства сохранен в реконструированном состоянии в соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, устанавливающие правила оформления технического плана объекта недвижимости.
Согласно п. 2 Требований, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ (п. 3 Требований).
Согласно п. 4 Требований, к текстовой части относятся следующие разделы: общие сведения о кадастровых работах; исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; описание местоположения объекта недвижимости; характеристики объекта недвижимости; сведения о части (частях) объекта недвижимости; характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении; заключение кадастрового инженера.
В силу п. 5 Требований, к графической части технического плана относятся следующие разделы: схема геодезических построений; схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке; чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости); план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, сооружения, а в случае отсутствия у объекта недвижимости этажей - план здания, сооружения или части здания, сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения или машино-места (далее соответственно - План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения).
В графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения выписки из ЕГРН о земельном участке, поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации, а также указывается местоположение такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, сведения о котором указаны в разделе «Исходные данные».
В состав технического плана также включается приложение (п. 6 Требований).
При отсутствии указанных документов, а также в случае изменения в установленном порядке проектной документации и не отражения таких изменений в поэтажных планах в целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами или пастой синего цвета изготавливается в соответствии с пунктами 57 - 66 Требований внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства). Указанный чертеж подготавливается на бумажном носителе или в форме электронного образа бумажного документа в соответствии с требованиями пункта 21 Требований к объекту недвижимости и включается в состав Приложения (п. 51 Требования).
В соответствии с п. 20 Требований, если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.
Из представленного регистрирующим органом материала по заявлению ФИО1 следует, что технический паспорт на жилой <адрес> по <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в составе технического плана здания отсутствует.
Каких-либо мер для устранения недостатков, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведениях об объекте недвижимости, административным истцом не предпринималось, что не оспаривалось его представителем в ходе рассмотрения дела.
В силу части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган пришел к правильному выводу о том, что недостатки, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений, заявителем устранены не были, в связи с чем принял законное решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений.
В рассматриваемой ситуации отказ регистрирующего органа соответствует действующему законодательству, осуществлен в пределах полномочий регистрирующего органа, права либо свободы гражданина не были нарушены, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.
Ссылки представителя административного истца на наличие вступившего в законную силу решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие судебного акта не освобождает лицо от соблюдения установленного порядка обращения в регистрирующий орган.
При этом суд отмечает, что административный истец не лишен возможности реализовать свое право на защиту, обратившись с соответствующим иском в суд.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 290, 298 КАС Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения государственного органа об оспаривании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение составлено 19 декабря 2017 года
Судья Решение суда не вступило в законную силу