ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3314/19 от 13.08.2019 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2019 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.

при секретаре Гаджиевой З.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-3314/2019 по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Правительству Ростовской области о признании незаконным действий (бездействий) органов государственной власти, должностных лиц, обязании предоставить ответ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» Правительству Ростовской области о признании незаконным действий (бездействий) органов государственной власти, должностных лиц, обязании предоставить ответ, в его обоснование указав, что добровольческое молодежное движение «Благотворительные уроки финансовой грамотности» ведет благотворительную деятельность на основании федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р), концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р), устава и Благотворительной программы на 2019 год.

В целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций административный истец направил в адрес административного ответчика служебную информацию (Приложение 1 и 2) о начале действия благотворительной программы «Благотворительные уроки финансовой грамотности», утвержденной на ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с правовыми актами: распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ годы», соглашением о сотрудничестве в области финансового просвещения Банка России, Росмолодежи и Ассоциации волонтерских центров, предусматривающим проведение совместных мероприятий по финансовому просвещению россиян, в том числе тематических соревнований среди школьников и образовательных проектов для субъектов малого и среднего предпринимательства (ДД.ММ.ГГГГ на площадке Российского инвестиционного форума в Сочи), перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета (утв. Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Пр-38ГС), планом мероприятий («дорожная карта») Банка России и министерства финансов Российской Федерации по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ года, перечнем мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ годы, письмом министерства просвещения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, письмом федерального агентства по делам молодежи от ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец указывает, что до настоящего времени, в нарушение 30-дневного срока ответы на обращения не поступили. В связи с чем, нарушены права и законные интересы административного истца, предусмотренные статьей 33 (граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления) и частью 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации (поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность); ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности); п.1 ч.3 статьи 31.1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций); распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ годы» (Для эффективной реализации настоящей Стратегии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется принять к сведению основные положения настоящей Стратегии и использовать их в стратегическом планировании, подготовив стратегические планы деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в этой социально-экономической сфере); Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 398 "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг" (оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой деятельности).

Административный истец не обладает полномочиями в направлении служебной информации в подведомственные учреждения, указанные в распоряжении правительства и поручении Президента Российской Федерации.

За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит обязать административного ответчика предоставить ответ по существу заданных в обращении вопросов по межсекторному взаимодействию, предусмотренного распоряжением правительства и поручением Президента Российской Федерации.

Протокольным определением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство образования Ростовской области.

Административный истец Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО1 в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица, действующий на основании доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного истца в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч.8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось с письмом об оказании благотворительной помощи учреждениям и организациям региона в целях повышения финансовой грамотности, адресованным Губернатору Ростовской области Г. (л.д.10-13).

ДД.ММ.ГГГГ Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» в адрес Правительства Ростовской области было направлено письмо о благотворительной просветительской платформе УРФИНГРАМ, адресованное <адрес>Г. (л.д.14-16).

Как указывает административный истец, в нарушении 30-дневного срока ответы на обращения не поступили, в связи с чем нарушены права и законные интересы административного истца.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 Закона).

Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 5 указанного Федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

На основании пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Вместе с тем, как следует из содержания письма Общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от ДД.ММ.ГГГГ («на основании статьи 31.1 ч.3 п.1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О некоммерческих организациях» в целях масштабирования общественной инициативы в регионах Российской Федерации прошу оказать содействие в информировании о проекте...») и содержания письма Общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности от ДД.ММ.ГГГГ «О благотворительной просветительской платформе УРФИНГРАМ» («просим проинформировать подведомственные учреждения и в случае заинтересованности направить официальный ответ») информация информация носила декларированный характер.

Непосредственное исследование текста поступивших в Правительство Ростовской области писем Общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и буквальное толкование значения словоформ и лингвистических конструкций, примененных общественным объединением в обеспечение передачи основных авторских идей, выступающих предтечами составления самих писем, позволяют прийти к выводу о трансляции (передаче) и восприятии среднестатистическим субъектом коммуникации (человеком) заложенной в письмах информации в качестве декларативно-заявительной, рекламно-уведомительной.

С целью установления единой системы делопроизводства и рационального документооборота, создания и оформления документов, порядка работы с документами в Правительстве Ростовской области распоряжением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по делопроизводству в Правительстве Ростовской области.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного распоряжения документы, поступившие в Правительство Ростовской области, отдел делопроизводства сортирует по адресатам, руководствуясь распределением обязанностей между заместителями (в том числе первыми) Губернатора Ростовской области, классификатором структурных подразделений Правительства Ростовской области, и определяет документы, подлежащие регистрации.

Согласно указу Губернатора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении обязанностей между заместителями Губернатора Ростовской области» Первый заместитель Губернатора Ростовской области Г. ведет вопросы общего и профессионального образования; вузовской науки; надзора и контроля в сфере образования; культуры; охраны объектов культурного наследия; искусства и кинематографии; физической культуры и спорта; молодежной политики; защиты прав несовершеннолетних.

Вышеуказанная информация в письмах Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» после регистрации отделом делопроизводства была направлена Первому заместителю Губернатора Ростовской области, который в свою очередь передал ее для рассмотрения Министерству общего и профессионального образования Ростовской области (Минобразование Ростовской области) по ведомственной принадлежности.

Министерству общего и профессионального образования Ростовской области письма Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были приняты к сведению.

Согласно содержанию письма Общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от ДД.ММ.ГГГГ («на основании статьи 31.1 ч.3 п.1 федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в целях масштабирования общественной инициативы в регионах Российской Федерации прошу оказать содействие в информировании о проекте...») руководители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования проинформированы Минобразованием Ростовской области посредством электронной почты с приложением благотворительной программы «Уроки финансовой грамотности» о проводимой Общественным движением акции.

Поскольку вышеуказанная информация Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» носила декларативный характер, в этой связи была отработана Правительством Ростовской области, как документы, поступившие в орган исполнительной власти, и не рассматривалась в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Ответ в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не направлялся.

В соответствии с содержанием письма Общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности от ДД.ММ.ГГГГ «О благотворительной просветительской платформе УРФИНГРАМ» («просим проинформировать подведомственные учреждения и в случае заинтересованности направить официальный ответ») Минобразованием Ростовской области в адрес руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с приложением проекта соглашения о возможности использования в образовательном процессе благотворительной просветительской платформы УРФИНГРАМ, направленной на повышение уровня финансовой грамотности, с просьбой довести данную информацию до сведения руководителей (подведомственных) образовательных организаций.

До сведения подведомственных Минобразованию Ростовской области образовательных учреждений предложение Общественного движения было доведено в ходе рабочего совещания, о чем в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако приведенное положение процессуального закона не освобождает административного истца от обязанности доказать факт допущенного нарушения органом власти и нарушение этим его прав и законных интересов.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, условиями для принятия судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, являются признание таковых судом не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом, обязанность доказывания соответствующих обстоятельств в силу ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации возложена на административного истца.

В рамках настоящего административного дела административным истцом не представлено таких доказательств, которые бы свидетельствовали о бездействии административного ответчика, при этом, доводы административного истца о действии (бездействии), выразившегося в ненаправлении ответа, не нашли своего подтверждения.

Оснований полагать, что в результате действий (бездействия) административного ответчика права и охраняемые законом интересы были нарушены права административного истца, ему созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, возложена незаконно какая-либо обязанность, суд не усматривает.

Также отсутствуют правовые основания для обязания Правительства Ростовской области предоставить ответ на информацию.

Доводы заявителя о нарушении требований закона административным ответчиком не основаны на требованиях закона и основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, поскольку административным истцом заявленные административные исковые требования не нашли своего подтверждения, факт нарушения со стороны административного ответчика прав, свобод и законных интересов административного истца не установлен, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» о признании незаконным действий (бездействий) органов государственной власти, должностных лиц, обязании предоставить ответ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Правительству Ростовской области об обязании Правительства Ростовской области предоставить ответ по существу заданных в обращении вопросов по межсекторному взаимодействию, предусмотренного распоряжением правительства и поручением Президента РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

СУДЬЯ:

Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2019 года.