Дело № 2а-3315/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 сентября 2020г. г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,
при секретаре Мирзакаримове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Атрошенко Виктора Васильевича, Кузнецовой Анны Алексеевны, Котяк Валентины Викторовны, Суздаль Раисы Михайловны к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Главному управлению Государственного строительного надзора Московской области, Фонду защиты прав граждан-участников долевого строительства, Акционерному обществу «Дом.РФ» о признании отказа администрации городского округа Солнечногорск Московской области в принятии решения о признании объекта строительства проблемным объектом незаконным, признании бездействия незаконным, возложении обязанности разместить информацию об объекте строительства в Единой информационной системе жилищного строительства, возложении обязанности включить объект в Единый реестр проблемных объектов,
У С Т А Н О В И Л:
Атрошенко В.В., Кузнецова А.А., Котяк В.В., Суздаль Р.М. обратились с административным иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Главному управлению Государственного строительного надзора Московской области, Фонду защиты прав граждан-участников долевого строительства, АО «Дом.РФ» о признании отказа администрации городского округа Солнечногорск Московской области в принятии решения о признании объекта строительства проблемным объектом незаконным, признании бездействия незаконным, возложении обязанности разместить информацию об объекте строительства в Единой информационной системе жилищного строительства, возложении обязанности включить объект в Единый реестр проблемных объектов.
В обоснование заявленных требований указано на то, что 27 августа 2009г. администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области застройщику ООО «ИРОН интернешнл» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого по адресу: <адрес> В связи с данным обстоятельством застройщиком распроданы помещения в указанном доме. Позднее стало известно, что в данном доме отсутствуют коммуникации, проживание в нем невозможно. Заключение о соответствии построенного многоквартирного дома нормам технических регламентов и проектной документации от 21 июля 2009г. № 57/1 на вышеуказанный дом по результатам служебной проверки отменено распоряжением Главного управления государственного строительного надзора Московской области 21 августа 2009г.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также отменено постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района от 3 сентября 2009.
С сентября 2009г. строительство объекта приостановлено. Извещение застройщика о возобновлении строительства, об изменении сроков завершения этапов работ, подлежащих проверке за период с 2009г. в адрес Главного управления государственного строительного надзора Московской области не поступали. Заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации не выдавалось. Поскольку постановление Администрации Солнечногорского муниципального района об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на момент совершения сделок в органах Росреестра отсутствовало, данное обстоятельство позволило застройщику дома ОООО «ИРОН интернейшнл» безнаказанно распродать непригодные к эксплуатации помещения в доме гражданам и юридическим лицам. Застройщик ООО «ИРОН интернешнл» решением Арбитражного суда Московской области от 2 сентября 2013г. признан несостоятельным банкротом. Однако в ответ на обращение административных истцов администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области 25 марта 2020г. сообщено о том, что признание объекта проблемным не представляется возможным.
25 февраля 2020г. в Единую информационную систему жилищного строительства направлен запрос о включении объекта строительства по указанному выше адресу в реестр проблемных. Аналогичное обращение направлено и в Главное управление государственного надзора Московской области. Ответом от 21 февраля 2020г. Управлением разъяснен порядок формирования реестра проблемных объектов. Несмотря на обращение к административным ответчикам, информация об объекте строительства в Единой информационной системе жилищного строительства отсутствует.
В судебном заседании представитель Атрошенко В.В., Котяк В.В., Кузнецова А.А. заявленные требования поддержали.
Суздаль Р.М. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель администрации городского округа Солнечногорск Московской области против удовлетворения административного иска возражал.
Представитель Главного управления Государственного строительного надзора Московской области, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал на невозможность внесения информации в Единую информационную систему жилищного строительства, так как застройщик в установленном порядке в Единой информационной системе жилищного строительства не зарегистрирован.
Представитель АО «Дом.РФ» против удовлетворения административного иска возражал, ссылаясь на то, что АО «Дом.РФ», являясь оператором Единой информационной системы жилищного строительства, не уполномочено на размещение информации об объекте строительства в данной системе.
Представитель Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на отсутствие оснований для совершения оспариваемого действия.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель конкурсного управляющего ООО «ТКС» в письменном отзыве на административное исковое заявление указал на несоответствие спорного многоквартирного жилого дома требованиям ст. 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющие по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Закон Московской области от 1 июля 2010г. № 84/2010-03 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местной самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов (ст. 1).
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 1 июля 2010г. №84/2010-03 указанного Закона (ред. от 26.12.2019 г.) проблемным объектом признается расположенный па территории Московской области многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В целях защиты прав пострадавших соинвесторов органы местного самоуправления в соответствии со ст. 4 Закон Московской области от 1 июля 2010г. № 84/2010-03 взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов; осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов; с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации; при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка; оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации; формируют планы мероприятий, направленных на защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган; осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11 апреля 2016г. № 270/9 Главное управление государственного строительного надзора Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области государственный строительный надзор, государственный надзор за эксплуатацией нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области на защиту прав пострадавших соинвесторов, в соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 1 июля 2010г. №84/2010-03, в пределах своих полномочий: взаимодействует с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов; разрабатывает проекты правовых актов, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов пострадавших соинвесторов; согласовывает органам местного самоуправления план мероприятий, направленных на защиту прав пострадавших соинвесторов; осуществляет контроль за сроками обеспечения прав граждан по проблемным объектам; разрабатывает проект плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ, и представляет его на утверждение Губернатору Московской области; разрабатывает проект плана-графика реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019г. №151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», если такие многоквартирные дома не включены в реестр проблемных объектов, и представляет его на утверждение Губернатору Московской области.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.
При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 гл. IX указанного Федерального закона.
Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации (ч. 2 ст. 23.11 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной данным Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Единый институт развития в жилищной сфере, определенный Федеральным законом от 13 июля 2015г. № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства РФ «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (переименовано в АО «ДОМ.РФ»), является оператором системы, который обеспечивает бесперебойное функционирование системы, возможность интеграции и взаимодействия иных информационных систем с системой (ч. 2 ст. 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004г. №214-ФЗ субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со ст. 50.1 ГрК РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, органы местного самоуправления, Фонд, жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ обязаны размещать информацию в системе.
Каждый из субъектов информации размещает в системе предусмотренную законом информацию в соответствии с ч. ч. 4-7 ст. 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ.
Контролирующий орган в силу п. 5 ч. 5 ст. 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ размещает, в том числе, сведения из утвержденного высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в реестр проблемных объектов, и информацию по реализации мероприятий указанного плана-графика.
Из материалов административного дела следует, что в ответ на коллективное обращение от 13 февраля 2019г. № ВХ-2082/2019 по вопросу завершения строительства по адресу: <адрес> администрацией Солнечногорского района Московской области дан ответ о том, что администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области совместно с Министерством строительного комплекса Московской области проводятся работы по привлечению строительной корпорации «Гранель».
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 27 июня 2019г. признано незаконным бездействие Администрации городского округа Солнечногорск, выразившееся в непринятии решения по заявлению о признании объекта строительства по указанному выше адресу проблемным и на администрацию городского округа Солнечногорск возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению 13 февраля 2019г. собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проблемным объектом.
По результатам рассмотрения обращения от 20 февраля 2020г. № Вх-4335/2020 администрацией городского округа Солнечногорск дан ответ о том, что с учетом того факта, что граждане и юридические лица – соинвесторы строительства являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признание объекта проблемным, в соответствии с действующим законодательством, не представляется возможным. При этом указано на то, что застройщиком в период 2009-2011г.г. (после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) заключены договоры купли-продажи жилых помещений, в соответствии с которыми зарегистрировано право собственности на жилые помещения.
Застройщиком многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу являлось ООО «ИРОИ Интернешнл».
Строительство осуществлялось на основании разрешений № 29 5 мая 2005г. и № RU 50531000-007 от 10 апреля 2009г. на земельном участке для строительства многоэтажного жилого дома, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером № общей площадью 11066 кв. м, принадлежащем на праве собственности застройщику.
21 июля 2009г. Главным управлением государственного строительного надзора Московской области ООО «ИРОН Интернешнл» выдано Заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства - 17 этажного жилого дома требованиям технических регламентов и проектной документации. Данное заключение утверждено Распоряжением начальника главного управления государственного строительного надзора от 21 июля 2009г. №57/1.
27 августа 2009г. администрацией Солнечногорского муниципального района ООО «ИРОК Интернешнл» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома № RU50531105-07-09.
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района от 3 сентября 2009г. № 1957 «а» разрешение на ввод в эксплуатацию №RU50531105-07-09 от 27 августа 2009г. отменено.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу А41-52466/12 от 2 сентября 2013г. ООО «ИРОН Интернешнл» признано банкротом, открыто конкурсное производство. К процедуре банкротства ООО «ИРОН Интернешнл» применены правила параграфа седьмого «Банкротство застройщиков» главы IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В деле о банкротстве ООО «ИРОН Интернешнл» рассмотрены требования граждан - участников строительства, в том числе административного истца по настоящему делу Котяк В.В., о признании права собственности на квартиру №№
Право собственности Котяк В.В. на указанную квартиру зарегистрировано на основании определения Арбитражного суда Московской области от 05 сентября 2016г. по делу № А41-52466/12.
Атрошенко В.В. принадлежат квартиры – пом. №, в спорном доме на основании договора купли-продажи от 29 сентября 2015г.
Кузнецовой А.А. принадлежит квартира – пом. № в указанном жилом доме, право собственности зарегистрировано в 2015г. на основании мирового соглашения и определения Октябрьского районного суда г. Ижевска.
Право собственности Суздаль Р.М. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано на основании договора участия в долевом строительстве от 17 января 2006г., заключенного с ООО «ИРОН интернешнл».
Представитель конкурсного управляющего ООО «ТКС» указывает на то, что в рамках данного дела о банкротстве ООО «ИРОН Интернешнл» оспаривался договор, заключенный между застройщиком и Атрошенко В.В., однако не был признан недействительным (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2015г. по делу А41-52466/2012). Определением Арбитражного суда Московской области от 05 сентября 2016г. по делу № А41-52466/12 конкурсное производство в отношении ООО «ИРОН Интернешнл» завершено, организация ликвидирована.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По настоящему делу таких обстоятельств не установлено. Принимая во внимание, что с учетом изменений в законодательстве о защите прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, на момент рассмотрения заявления административных истцов в полномочия органа местного самоуправления принятие решения о признании объекта строительства проблемным объектом не входило, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения (отказа) администрации городкого округа Солнечногорск от 25 марта 2020г., принятого по результатам рассмотрения заявления административных истцов по вопросу признания спорного объекта проблемным.
При этом суд учитывает, что спорный дом критериям отнесения к проблемным объектам, указанным в ст. 2 Закона Московской области от 1 июля 2010г. №84/2010-ОЗ, ст.23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ, не отвечает, соинвесторы спорного объекта являются собственниками помещений в данном многоквартирном доме, процедура банкротства застройщика завершена и организация ликвидирована. Данные обстоятельства административными истцами не оспаривались. При таких обстоятельствах, оснований для возложения на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области обязанности разметить в Единой информационной системе жилищного строительства информацию о спорном объекте строительства в соответствии с требованиями ст. 23.3 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», признания бездействия административных ответчиков, выразившегося в неразмещении такой информации, незаконным, не имеется, в связи с чем заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
В части требований, предъявленных к АО «Дом РФ», административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку в силу приведенных выше положений закона АО «Дом РФ» полномочиями на размещение информации об объекте строительства в Единой информационной системе жилищного строительства не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление о признании отказа администрации городского округа Солнечногорск Московской области в принятии решения о признании объекта строительства по адресу: Московской область, г.Солнечногорск, ул. Драгунского Д.А., д. 24 проблемным объектом незаконным и признании данного объекта проблемным объектом; признании бездействия Главного управления государственного строительного надзора Московской области, Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства, администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, выразившееся в неразмещении информации об объекте строительства по адресу: <адрес> в Единой информационной системе жилищного строительства незаконным; возложении на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, администрацию городского округа Солнечногорск муниципального района Московской области обязанности разместить информацию об объекте строительства по вышеуказанному адресу: <адрес>, в Единой информационной системе жилищного строительства согласно требованиям ст. 23.3 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; возложении на АО «ДОМ. РФ», Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, Администрацию городского округа Солнечногорск муниципального района Московской области обязанности включить объект, расположенный по адресу: <адрес>, в Единый реестр проблемных объектов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 18 сентября 2020г.
Судья Т.М. Нистратова