ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3316/19 от 28.08.2019 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-3316/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Октябрьского районного суда Старикова М.А.

при секретаре Цукановой З.В.

с участием:

представителя административных истцов Чжан И.В.

представителя административного ответчика Сопиной А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скорнякова Г. Б., Скорняковой А. А. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании решения незаконным.

У С Т А Н О В И Л:

Скорняков Г.Б., Скорнякова А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании решения незаконным.

В обоснование своих требований указали, что 05 июня 2019г. они через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратились в Администрацию МО г. Краснодар с заявлением о переводе жилого помещения - квартиры № 11 по ул. им. Орджоникидзе д. 25 в нежилое помещение.

К заявлению были приложены: правоустанавливающие документы на переводимое помещение, технический паспорт переводимого помещения, поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, проект переустройства и(или) перепланировки переводимого помещения, проект устройства входа, согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, выписка из ЕГРН на переводимое помещение.

28 июня 2019г. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг административные истцы получили решение от 25.06.2019 № 608-04 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.

Отказывая в переводе жилого помещения в нежилое административный ответчик сослался: на Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28 июня 2012 г. N 5387 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение", которым устанавливается предоставление выписки из лицевого счета; на федеральный закон от 29.05.2019г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» о внесении изменений в статью 23 Кодекса путем дополнения части 2 документами, которые заявитель предоставляет для перевода жилого в нежилое помещение, указав, что не предоставлены: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение; на ограничение (обременение) права на объект недвижимости в пользу банка- ипотека в силу закона.

Административные истцы полагают, что отказ администрации МО г. Краснодар вынесен незаконно, поскольку заявление о переводе жилого помещения в нежилое подано до вступления в силу изменений в ст. 23 ЖК РФ, к отношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ) в редакции с 26.04.2019 г. по 08.06.2019г., когда для перевода жилого помещения в нежилое помещение не требовалось предоставления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Все требуемые документы согласно п. 2 ст. 23 ЖК РФ (в редакции с 26.04.2019 г. по 08.06.2019г.) заявителями были предоставлены, помимо прочего: ограничение (обременение) права в пользу ОА «Коммерческий банк ДельтаКредит» (ипотека в силу закона) снято, о чем свидетельствует справка банка о полном погашении ипотеки и выписка из ЕГРП; отсутствует задолженность по оплате коммунальных услуг, зарегистрированных граждан по месту жительства нет, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета.

Кроме того, в силу ч. 1.1. п. 1 ст. 24 ЖК РФ, административный орган, в случае не предоставления соответствующего документа заявителем, мог отказать в переводе только после предложения заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и только после не получения от заявителя таких документов и (или) информации в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления.

Вместе с тем, административный ответчик таких действий не предпринял, не направил заявителям уведомление о предоставлении согласия залогодержателя на перевод жилого помещения в нежилое и выписку из лицевого счета.

В соответствии с Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28 июня 2012 г. N 5387 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение" срок предоставления муниципальной услуги не более 45 календарных дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов.

Следовательно, срок предоставления муниципальной услуги по заявлению Скорняковых истекал 20 июля 2019г., а отказ был составлен 25.06.2019г.

В связи с чем, просят суд признать незаконным решение административного ответчика от 25.06.2019 г. № 608-04 об отказе в предоставлении услуги по переводу жилого помещения в нежилое и обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар принять решение и выдать разрешение на перевод жилого помещения № 11 в доме № 25 по ул. Орджоникидзе г. Краснодар в нежилое помещение.

В судебном заседании представитель административных истцов поддержала заявленные в административном иске требования и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что на момент обращения административных истцов в Администрацию МО г. Краснодар с заявлением о переводе жилого помещения - квартиры № 11 по ул. им. Орджоникидзе д. 25 в нежилое помещение, действующим законодательством не было предусмотрено предоставление: протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, считая решение административного ответчика от 25.06.2019 г. № 608-04 об отказе в предоставлении услуги по переводу жилого помещения в нежилое законным и обоснованным, пояснила, что заявителями не предоставлены: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Административные истцы ссылаются на то, что заявление о переводе спорного жилого помещения в нежилое подано до вступления в силу изменений в статью 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 29.12.2004 № 188-ФЗ. Однако данный довод административных истцов несостоятелен в силу того, что обжалуемое решение администрации муниципального образования город Краснодар от 25.06.2019 № 608-04 об отказе в переводе жилого помещения № 11 в нежилое, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Орджоникидзе, 25, вынесено после введения пунктов 5 и 6 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании Федерального закона от 29.05.2019 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Таким образом, при рассмотрении данного спора подлежат применению положения Федерального закона от 29.05.2019 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административные истцы, являются собственниками квартиры № 11, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Орджоникидзе, 25.

Согласно ч.2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В судебном заседании установлено, что 05 июня 2019 г. административные истцы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратились в Администрацию МО г. Краснодар с заявлением о переводе жилого помещения - квартиры № 11 по ул. им. Орджоникидзе д. 25 в нежилое помещение.

К заявлению были приложены: правоустанавливающие документы на переводимое помещение, технический паспорт переводимого помещения, поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, проект устройства входа, согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, выписка из ЕГРН на переводимое помещение.

Решением от 25.06.2019 № 608-04 администрации МО г. Краснодар административным истцам отказано в переводе жилого помещения в нежилое, по причине того, что ими не представлены: выписка из лицевого счета; согласие залогодержателя на перевод жилого помещения в нежилое помещение; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение, предусмотренные ФЗ от 29.05.2019г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ».

Данное решение суд считает незаконным ввиду следующего.

Начало действия редакции ФЗ от 29.05.2019г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» - 09.06.2019 г.

В связи с тем, что заявление о переводе жилого помещения в нежилое подано до вступления в силу изменений в ст. 23 ЖК РФ, то к отношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ) в редакции с 26.04.2019 г. по 08.06.2019 г.

В силу п. 1. ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 23 ЖК РФ, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

заявление о переводе помещения;

правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В силу п. 3 ст. 23 ЖК РФ, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, администрация не вправе была требовать предоставление документов, непредусмотренных ст. 23 ЖК РФ в редакции, действующей на момент обращения заявителей.

То есть, на день подачи документов о переводе жилого помещения в нежилое соблюден порядок подачи документов, предусмотренный ст. 23 ЖК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты.

Таким образом, ссылка административного ответчика на то, что при рассмотрении данного спора подлежат применению положения Федерального закона от 29.05.2019 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», является несостоятельной и не принимается судом во внимание.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

В силу п. 2 ст. 24 ЖК РФ, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В нарушение ч. 1.1. п. 1 ст. 24 ЖК РФ административный ответчик таких действий не предпринял, не направил заявителям уведомление о предоставлении согласия залогодержателя на перевод жилого помещения в нежилое и выписку из лицевого счета.

В соответствии с Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28 июня 2012 г. N 5387 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение" срок предоставления муниципальной услуги не более 45 календарных дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов.

Срок предоставления муниципальной услуги по заявлению Скорняковых истекал 20 июля 2019г., а отказ был составлен 25.06.2019г., следовательно ничто не мешало административному органу исполнить положения ч. 1.1. п. 1 ст. 24 ЖК РФ, и только в случае не получения от заявителя таких документов, вынести отказ по указанным основаниям.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ограничение (обременение) права в пользу ОА «Коммерческий банк ДельтаКредит» (ипотека в силу закона) снято, о чем свидетельствует справка банка о полном погашении ипотеки и выписка из ЕГРП; отсутствует задолженность по оплате коммунальных услуг, зарегистрированных граждан по месту жительства нет, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением административного ответчика нарушаются права и законные интересы административных истцов, которыми соблюден предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение в редакции с 26.04.2019 г. по 08.06.2019 г., действующей на момент обращения в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о переводе жилого помещения - квартиры № 11 по ул. им. Орджоникидзе д. 25 в нежилое помещение.

Действующим на тот период времени законодательством не было предусмотрено предоставление: протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар принять решение и выдать разрешение на перевод жилого помещения № 11 в доме № 25 по ул. Орджоникидзе г. Краснодар в нежилое помещение.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение администрации муниципального образования город Краснодар от 25.06.2019 г. № 608-04 об отказе Скорнякову Г.Б., Скорняковой А.А. в предоставлении услуги по переводу жилого помещения в нежилое и обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар принять решение и выдать разрешение на перевод жилого помещения № 11 в доме № 25 по ул. Орджоникидзе г. Краснодар в нежилое помещение.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено: 29.08.2019 г.