ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3318/18 от 13.09.2018 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-3318/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Курносовой А.Н.

при секретаре Пасиченко О.Б.

с участием помощника прокурора Луниной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Энерго Алтай» к Администрации города Бийска о признании недействующим постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Алтай» обратилось в суд с административным иском к Администрации города Бийска о признании недействующим постановления.

В обоснование административных исковых требований указало, что 6 апреля 2011 года Администрация города Бийска приняла постановление № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению». Данным постановлением утверждено Положение об оказании социальной помощи в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

ООО «Энерго Алтай» является субъектов отношений, регулируемых постановлением.

Так, Положением установлен порядок оказания социальной помощи в виде предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению от источников теплоснабжения, в том числе котельной № 6 по ул. Пушкина, 200 в г.Бийске.

С 13 июня 2017 года источник теплоснабжения (котельная № 6) передана по акту приема-передачи ООО «Энерго Алтай» согласно договору аренды от 5 июня 2017 года, заключенному между АО «Росгазификация» и ООО «Энерго Алтай». С указанной даты последнее оказывает коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам.

В соответствии с Постановлением Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 Администрация города Бийска предоставляет гражданам льготы по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в виде социальной помощи. Размер социальной помощи гражданам определяется как разница между стоимостью коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, рассчитанной исходя из обоснованного тарифа в соответствии с действующим законодательством, и стоимостью коммунальных услуг ООО «Бийскэнерго», ОАО «Бийскэнерго» по отоплению и горячему водоснабжению.

Согласно п. 2 Постановления финансирование расходов осуществляется через МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска».

Исполнение Постановления закреплено в Соглашении от 31 января 2018 года № 208/01-2018 об осуществлении взаимодействия при оказании социальной помощи гражданам, заключенного между МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска», ООО «Энерго Алтай», МУП г.Бийска «ЕИРКЦ», согласно которому ООО «Энерго Алтай» оказывает гражданам коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, ЕИРКЦ осуществляет начисление гражданам платы, ведение лицевых счетов граждан, ведение базы платежей, произведенных гражданами за услуги с отражением таких платежей в лицевых счетах, расчет размера социальной помощи, формирование реестра социальной помощи, а МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска» перечисляет ООО «Энерго Алтай» средства, поступившие из бюджета города для предоставления гражданам социальной помощи по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, оказанных ООО «Энерго Алтай».

Социальную помощь в денежном эквиваленте Администрация города Бийска перечисляет на расчетный счет теплоснабжающей организации за счет средств бюджета.

ООО «Энерго Алтай» свои обязанности по оказанию коммунальных услуг по горячему водоснабжению и тепловой энергии потребителям города Бийска выполняет в полном объеме. Однако, в нарушение Постановления Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614, а также соглашения от 31 января 2018 года № 208/01-2018, МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска» для предоставления гражданам социальной помощи бюджетные средства не перечисляет, поскольку их перечисление поставлено в зависимость от полного погашения задолженности гражданином.

Оспариваемое постановление в указанной части противоречит ст. 153, ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права ООО «Энерго Алтай», которое несет убытки в виде неполученных доходов, а МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска» получает неосновательное обогащение.

Просило признать недействующим Постановление Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению» полностью, как не соответствующее законодательству Российской Федерации, с момента принятии я судом решения.

Административный истец- представитель ООО «Энерго Алтай» по доверенности Кульпина Н.В., в судебном заседании административные исковые требования поддержала, суду дала аналогичные пояснения.

Представитель административного ответчика- Администрации города Бийска, и заинтересованного лица- МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска», по доверенности Воробьева И.В. административные исковые требования ООО «Энерго Алтай» не признала, суду пояснила, что Постановлением Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению» утверждено Положение об оказании социальной помощи в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемых гражданам ООО «Теплоэнергогаз», а далее, с учетом внесенных изменений в указанное постановление, другими теплоснабжающими организациями, которым уполномоченным органом государственной власти Алтайского края на данные услуги установлен экономически обоснованный тариф.

С учетом положений ч. 5 ст. 20, ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации города Бийска от 23 декабря 2015 года № 2726 утверждена муниципальная программа «Дополнительные меры социальной поддержки населения и оказание адресной социальной помощи отдельным категориям граждан в городе Бийске на 2016-2020 годы». В перечень мероприятий муниципальной программы входит оказание социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемых гражданам теплоснабжающей организацией. Исполнителем программы определено МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска».

Пунктом 1.2 Положения под понятиями «льгота по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению», «социальная помощь» понимается социальная помощь, предоставляемая гражданину в связи с начислением ему платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в размере 100 процентов экономически обоснованного тарифа, установленного уполномоченным органом государственной власти Алтайского края для соответствующей теплоснабжающей организации.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Положения размер предоставляемой гражданам социальной помощи рассчитывает теплоснабжающая организация и отражает его в «реестре социальной помощи». Размер социальной помощи гражданам определяется как разница между стоимостью коммунальных услуг теплоснабжающей организации по отоплению и горячему водоснабжению, рассчитанной исходя из экономически обоснованного тарифа в соответствии с действующим законодательством, и стоимостью коммунальных услуг ОАО «Бийскэнерго» по отоплению и горячему водоснабжению (за соответствующий период).

По мнению административного истца п. 3.3 Положения о том, что социальная помощь не предоставляется гражданам, имеющим задолженность по оплате доли стоимости оказанных коммунальных услуг, подлежащей оплате гражданином – потребителем услуг, до полного погашения задолженности за соответствующие расчетные периоды, нарушает его интересы в виде получения доходов. Данные доводы являются необоснованными, так как содержание оспариваемой нормы отвечает принципу определенности и не предполагает его неоднозначного толкования правоприменителем, не противоречит положениям ст.ст. 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Порядок принятия оспариваемого нормативного правого акта, касающийся не только полномочий Администрации города Бийска, но и установленной процедуры принятия, формы (вида), в которой названный орган был вправе принимать нормативные правовые акты, а также предусмотренных правил введения в действие, не нарушен.

Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица- МКУ «Финансовое управление Администрации города Бийска», по доверенности Кулакова Л.В. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО «Энерго Алтай» по основаниям, изложенным представителем Администрации города Бийска Воробьевой И.В.

Выслушав пояснения представителя административного истца Кульпиной Н.В., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Воробьевой И.В., представителя заинтересованного лица Кулаковой Л.В., изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора города Бийска Луниной Н.В., суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты права.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.ч. 7 - 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

В силу ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и п. 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. При этом существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

При рассмотрении дела по существу подлежит выяснению порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта должно быть установлено, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (п. 17 и п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

В судебном заседании установлено, что постановление Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению» является нормативным правовым актом, поскольку отвечает вышеуказанным признакам нормативности, а именно: содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование правоотношений в области социальной поддержки граждан, а также порядка осуществления расходов на реализацию мер социальной поддержки.

Постановлением Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению» (в ред. Постановлений Администрации города Бийска от 10 сентября 2012 года № 2415, от 17 декабря 2012 года № 3427, от 22 марта 2013 года № 921, от 29 октября 2013 года № 3384, от 27 марта 2014 года № 918, от 20 февраля 2017 года № 240, от 29 декабря 2017 года № 3118) утверждено Положение об оказании социальной помощи гражданам в виде предоставления льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

В соответствии с п. 1.1 Положение об оказании социальной помощи гражданам в виде предоставления льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению устанавливает порядок оказания социальной помощи в виде предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, от источников теплоснабжения, согласно приложению.

Социальная помощь предоставляется в отношении коммунальных услуг, предоставляемых гражданам по 31 декабря 2019 года.

В силу п. 1.2. Положения под понятиями «льгота по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению», «социальная помощь» понимается социальная помощь, предоставляемая гражданину в связи с начислением ему платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в размере 100 процентов экономически обоснованного тарифа, установленного уполномоченным органом государственной власти Алтайского края для соответствующей теплоснабжающей организации.

Социальная помощь, согласно п. 2.1 Положения, предоставляется гражданам в безналичной форме путем оплаты за счет средств бюджета города доли от стоимости оказанных коммунальных услуг.

Размер предоставляемой гражданам социальной помощи рассчитывает теплоснабжающая организация и отражает его в «реестре социальной помощи» (п. 3.1 Положения).

Согласно п. 3.2 Положения размер социальной помощи гражданам определяется как разница между стоимостью коммунальных услуг теплоснабжающей организации по отоплению и горячему водоснабжению, рассчитанной исходя из экономически обоснованного тарифа в соответствии с действующим законодательством, и стоимостью коммунальных услуг ОАО «Бийскэнерго» по отоплению и горячему водоснабжению (за соответствующий период).

В соответствии с п. 3.3 Положения социальная помощь не предоставляется гражданам, имеющим задолженность по оплате доли стоимости оказанных коммунальных услуг, подлежащей оплате гражданином - потребителем услуг, до полного погашения задолженности за соответствующие расчетные периоды. При полном погашении гражданином задолженности по оплате доли стоимости коммунальных услуг социальная помощь за соответствующие периоды предоставляется с осуществлением соответствующего перерасчета в месяце, следующем за месяцем погашения задолженности.

Приложением к постановлению Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 является Перечень источников теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования города Бийск, в котором, среди прочих, предусмотрена котельная № 6, располагающаяся по адресу: г.Бийск, ул. Пушкина, 200.

На основании постановления Администрации города Бийска от 26 октября 2017 года № 2748 ООО «Энерго Алтай» определено единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение в зоне деятельности источника тепловой энергии: газовой котельной, мощностью 38,6 МВт, по ул. Александра Пушкина, 200.

В свою очередь, ООО «Энерго Алтай» газовую котельную по адресу: г.Бийск, ул. Пушкина, 200, получило в пользование на основании договора аренды от 5 июня 2017 года, заключенного с АО «Росгазификация», и акта приема-передачи недвижимого имущества от 13 июня 2017 года.

31 января 2018 года между МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска», ООО «Энерго Алтай» и МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» было заключено соглашение об осуществлении взаимодействия при оказании социальной помощи гражданам. Предметом данного соглашение является взаимодействие Сторон при исполнении постановления Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 (с учетом изменений от 29 декабря 2017 года № 3118) «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению» (п. 1.1). В свою очередь, предприятие оказывает гражданам коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, в связи с оказанием которых гражданам предоставляется социальная помощь (п. 1.2); Расчетный центр осуществляет: начисление гражданам платы за услуги Предприятия, ведение лицевых счетов граждан, ведение базы платежей, произведенных гражданами за услуги Предприятия с отражением таких платежей в лицевых счетах граждан, расчет размера социальной помощи, формируемой, исходя из начисленной с учетом перерасчетов (как уменьшающих, так и увеличивающих суммы начисленные), произведенных в месяце, за который формируется реестр социальной помощи, а также при отсутствии задолженности у гражданина, образовавшейся на 11 число каждого месяца, следующего за отчетным, с января 2018 года, формирование реестра социальной помощи, рассчитанной в порядке, оговоренном настоящим пунктом (п. 1.3); Управление перечисляет Предприятию средства, поступившие из бюджета города для предоставления гражданам социальной помощи по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, оказанных Предприятием.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Энерго Алтай» является субъектом отношений, регулируемых постановлением Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению».

Обращаясь с административным иском в суд о признании недействующим указанного постановления Администрации города Бийска, ООО «Энерго Алтай» ссылается на нарушение его прав по оплате в полном объеме предоставленных им коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению населению города Бийска от источника теплоснабжения, находящегося по ул. Пушкина, 200 (котельная № 6). В обоснование заявленных требований приводит доводы о том, что поставленное в зависимость от полного погашения задолженности гражданином перечисление социальной помощи теплоснабжающей организации приводит к причинению убытков.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местной администрацией муниципального образования утверждаются муниципальные программы.

Постановлением Администрации города Бийска от 23 декабря 2015 года № 2726 утверждена муниципальная программа «Дополнительные меры социальной поддержки населения и оказание адресной социальной помощи отдельным категориям граждан в городе Бийске на 2016-2020 годы». В перечень мероприятий муниципальной программы входит оказание социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемых гражданам ООО «Теплоэнергогаз». Исполнителем программы определено МКУ «Управление по работе с населением Администрации города Бийска».

В соответствии со ст. 63 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Алтайского края, настоящим Уставом, нормативными решениями Думы города, издает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края, а также распоряжения Администрации города по вопросам организации работы Администрации города.

Из сказанного следует, что принятие постановления от 6 апреля 2011 года № 614 относится к компетенции Администрации города Бийска.

Ст. 64 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в день их принятия, если иной срок не установлен самим правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Днем принятия муниципальных правовых актов считается дата их регистрации и присвоения им соответствующих порядковых номеров. Регистрация и присвоение порядковых номеров муниципальным правовым актам производится в день их подписания (ч. 1).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.

Нормативные решения Думы города о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. 2).

Источником официального опубликования муниципальных правовых актов является «Муниципальный вестник» (ч. 3).

По делу установлено, что постановление Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению» опубликовано в «Муниципальном вестнике» от 13 апреля 2011 года № 14.

Соответствующие постановления Администрации города Бийска, которыми были внесены изменения в оспариваемое постановление, были опубликованы: постановление от 10 сентября 2012 года № 2415 в «Муниципальном вестнике» от 19 сентября 2012 года № 36; постановление от 17 декабря 2012 года в «муниципальном вестнике» от 26 декабря 2012 года № 50; постановление от 22 марта 2013 года № 921 в «Муниципальном вестнике» от 27 марта 2013 года 11; постановление от 29 октября 2013 года в «Муниципальном вестнике» от 6 ноября 2013 года № 42; постановление от 27 марта 2014 года № 918 в «Муниципальном вестнике» от 2 апреля 2014 года № 11; постановление от 20 февраля 2017 года № 240 в «Муниципальном вестнике» от 22 февраля 2017 года № 1.

Из сказанного следует, что форма (вид), в которой Глава города Бийска вправе принимать нормативные правовые акты, и предусмотренные правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правило его опубликования, при издании постановления Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 соблюдены.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; 7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Из приведенных норм следует, что обязанность своевременно: ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, и полностью вносить плату за коммунальные услуги установлена для граждан и организаций.

Статьи 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не определяют порядок предоставления социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг, не регулируют правоотношения, связанные с расходными обязательствами муниципальных образований, направленных на указанные цели. Соответственно, не устанавливают обязанность для муниципального образования производить оплату социальной помощи за счет средств бюджета города ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Буквальное толкование оспариваемого постановления (п. 3.3) позволяет сделать однозначный вывод, что орган местного самоуправления определил возможность предоставления социальной помощи гражданам, у которых отсутствует задолженность по оплате доли стоимости оказанных коммунальных услуг, подлежащей оплате гражданином-потребителем услуг. Социальная помощь не предоставляется до полного погашения задолженности за соответствующий расчетный период, а при полном погашении гражданином задолженности по оплате доли стоимости коммунальных услуг социальная помощь предоставляется с осуществлением соответствующего перерасчета в месяце, следующем за месяцем погашения задолженности. Соответственно, средства, полученные из бюджета города на социальную помощь, будут перечисляться теплоснабжающей организации при полной оплате гражданином коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения, что не противоречит ст.ст. 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Обосновывая заявленные требования, административный истец ссылается на положения ч. 2 ст. 15, ст. 1069 и ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, анализ содержания приведенных норм и постановления Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению» позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое постановление не регулирует отношения, связанные с причинением убытков и порядком их возмещения, соответственно, оно не противоречит ч. 2 ст. 15, ст. 1069 и ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановление Администрации города Бийска от 6 апреля 2011 года № 614 «Об оказании социальной помощи гражданам в виде льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению» принято компетентным органом в пределах своих полномочий, с соблюдением процедуры, опубликовано и введено в действие в установленном порядке, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следовательно, оспариваемое постановление не влечет нарушение права административного истца.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Суд на основании анализа указанных обстоятельств, представленных в дело доказательств, с применением приведенных норм материального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим и удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Энерго Алтай» в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н.Курносова