ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3319/2022 от 11.09.2022 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-3319/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Геленджик 11 сентября 2022 г.

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Попова П.А.,

при секретаре Рыдзевской О.А.,

с участием административного ответчика Маментьевой Т.Н.,

помощника прокурора г.Геленджика Зиненко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Участковой избирательной комиссии № 09-01 г.Геленджика к Маментьева Т.Н. о немедленном удалении из помещения для голосования,

У С Т А Н О В И Л:

Участковая избирательная комиссия №09-01 г.Геленджика обратилась в суд с административным иском к Маментьевой Т.Н. об немедленном удалении из помещения для голосования.

В обоснование заявленных требований указала, что согласно представленному направлению Маментьева Т.Н. направлена наблюдателем на избирательный участок №09-01 от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». 9, 10, 11 сентября 2022 года с 8:00 часов в ходе проведения голосования в помещении для голосования избирательной комиссии №09-01 по адресу:. 4, наблюдателем Маментьевой Т.Н. систематически допускались нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выразившиеся в следующем проводила фото- и видеосъемку места, предназначенного для перемещения избирательных бюллетеней из переносных ящиков для голосования в сейф-пакеты, самих заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов, нарушая тайну волеизъявления и создавая препятствия избирателям при голосовании; препятствовала свободному волеизъявлению избирателя (создавал помехи для доступа избирателей в кабинку для голосования, снимал на камеру избирателей без их согласия, заглядывал в паспорта избирателей, записывал полученные данные на лист бумаги, нарушая законодательство о персональных данных); проводила фото- и видео сьемку на избирательном участке без уведомления председателя, заместителя председателя либо секретаря УИК; искусственно (безосновательно) создавала конфликтные и эмоционально напряженные ситуации, связанные с ходом избирательного процесса, допуская громкие провокационные высказывания о некомпетентности членов избирательной комиссии, председателя, подрывая авторитет последних в лице присутствующих избирателей; пыталась ознакомиться с персональными данными граждан-избирателей, содержащимися в списке избирателей, паспортах; постоянно перемещался по избирательному участку, закрывая обзор другим наблюдателям за местами выдачи избирательных бюллетеней, местами для тайного голосования и ящиками для голосования, несмотря на то, что помещение для голосования избирательного участка оборудовано таким образом, что все находится в поле зрения из любой точки помещения для голосования; не реагировала на устные замечания председателя, членов УИК 09-01; пыталась наклеить на сейф-пакеты и сейф свои наклейки.

Представитель административного истца – Участковой избирательной комиссии в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав административного ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить иск, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

В соответствии со статьей 7 Закона об основных гарантиях избирательных прав, голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Согласно части 11.1 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.

В соответствии с частью 12 статьи 64 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории), если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории) принимается судом по месту нахождения участковой комиссии (иной комиссии), Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.

В пункте 8.2 Методических рекомендаций по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 08 августа 2018 года N 174/1414-7 указано, что при проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03 октября 2012 года N 143/1085-6 "О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования". Лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий: проведение фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии; обязательное предварительное уведомление о проведении фото- и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Проведение фото- и (или) видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании. При проведении фото- и (или) видеосъемки работы членов УИК со списком избирателей, реестром избирателей, подавших заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей, реестре избирателей.

В силу положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработка персональных данных осуществляется с согласия на это субъекта.

В соответствии с подпунктом 42 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) наблюдатель - это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Права наблюдателей определены частью 9 статьи 30 Федерального закона и частью 11 статьи 7 Закона Краснодарского края: наблюдатель вправе знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в части 10 статьи 7 Закона Краснодарского края; наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 10 статьи 7 Закона Краснодарского края; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов; носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направившего наблюдателя в избирательную комиссию, при этом величина и толщина шрифта, которым нанесена информация о фамилии, имени и отчестве зарегистрированного кандидата или наименовании избирательного объединения не может быть больше, чем у иной информации на нагрудном знаке; обжаловать в порядке, установленном законодательством, действия (бездействие) избирательной комиссии; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях; производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Таким образом, наблюдатель вправе только визуально знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования без права изготовления и получения копий указанных документов; наблюдатель вправе осуществлять фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования только с предварительного уведомления об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии и только с места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии.

В соответствии с частью 12 статьи 7 Закона Краснодарского края наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

В нарушение действующего законодательства административный ответчик проводила фото- и видеосъемку места, предназначенного для перемещения избирательных бюллетеней из переносных ящиков для голосования в сейф-пакеты, самих заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов, нарушая тайну волеизъявления и создавая препятствия избирателям при голосовании; препятствовала свободному волеизъявлению избирателя (создавал помехи для доступа избирателей в кабинку для голосования, снимал на камеру избирателей без их согласия, заглядывал в паспорта избирателей, записывал полученные данные на лист бумаги, нарушая законодательство о персональных данных); проводила фото- и видео сьемку на избирательном участке без уведомления председателя, заместителя председателя либо секретаря УИК; искусственно (безосновательно) создавала конфликтные и эмоционально напряженные ситуации, связанные с ходом избирательного процесса, допуская громкие провокационные высказывания о некомпетентности членов избирательной комиссии, председателя, подрывая авторитет последних в лице присутствующих избирателей; пыталась ознакомиться с персональными данными граждан-избирателей, содержащимися в списке избирателей, паспортах; постоянно перемещался по избирательному участку, закрывая обзор другим наблюдателям за местами выдачи избирательных бюллетеней, местами для тайного голосования и ящиками для голосования, несмотря на то, что помещение для голосования избирательного участка оборудовано таким образом, что все находится в поле зрения из любой точки помещения для голосования; не реагировала на устные замечания председателя, членов УИК 09-01; пыталась наклеить на сейф-пакеты и сейф свои наклейки.

Факт нарушения административным ответчиком законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах подтверждается заявлениями наблюдателей ФИО5, ФИО6, актами составленными членами УИК № 09-01 г.Геленджика и наблюдателями от 09.09.2022г., от 10.09.2022г. от 11.09.2022г..

Решением Участковой избирательной комиссии №09-01 принято решение №17 от 11 сентября 2022 года об обращении в суд с административным исковым заявлением о немедленном удалении наблюдателя от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Маментьевой Т.Н., которая нарушала действующее законодательство Российской Федерации о выборах.

Руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Участковой избирательной комиссии № 09-01 г.Геленджика удовлетворить.

Немедленно удалить наблюдателя от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Маментьева Т.Н. из помещения для голосования Участковой избирательной комиссии избирательного участка №09-01, расположенного по адресу:.

Решение подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с частью 12 статьи 64 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ исполнение решения суда возлагается на Отдел МВД России по г.Геленджику.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья: