Дело №2а-331/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2017 года
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Охотиной С.А.,
при секретаре Чарушиной О.Н.,
с участием административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фона Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области к ФИО2 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов с физического лица,
УСТАНОВИЛ:
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области, действующее через представителя начальника управления ФИО1, обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО2, в котором просят взыскать с ответчика в бюджет ПФР недоимку по страховым взносам за *** год в размере *** рублей *** копеек и пени в размере *** рубля *** копеек, то есть в общем размере *** рубль *** копеек.
В обоснование административного иска указано, что ФИО2 с *** по *** был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. *** прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Управление выявило у плательщика страховых взносов, не производящего выплаты физическим лицам по состоянию на *** за расчетный период за *** год задолженность по страховым взносам в сумме *** рублей *** копеек, то есть в размере в соответствии с ч.11 ст. 14 Закона « 212-ФЗ в связи с не предоставлением ФИО2 налоговой отчетности в установленные в законе сроки. Поскольку ФИО2 не исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, Управлением была составлена справка №*** о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов и направлено требование от ***, в том числе начислены пени в указанном в требовании размере. В связи с неисполнением административным ответчиком в установленный срок требования административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который *** был отменен по заявлению должника. Вместе с с тем, каких-либо выплат в адрес административного истца от ФИО2 не поступило, требование не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка. Представитель административного истца в административном исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие; и в ответе на запрос от *** также указали, что полагают заявленные требования обоснованными, выставленное требование законным, поскольку в установленный в законе срок налоговая декларация о доходах административным ответчиком за ***года сдана не была; сдача налоговой декларации по пояснениям истца последовала ***, то есть после направления требования и вынесения судебного приказа. Участие представителя административного истца обязательным не признавалось, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленных требований. Указал, что налоговая декларация за отчетный период *** года была сдана им в МИФНС №*** в установленный срок, однако, какого-либо документа, подтверждающего ее сдачу ему не выдали, в связи с чем он не может подтвердить данный факт. Кроме того *** им вновь была сдана налоговая декларация за отчетный период *** года, что подтверждается копией налоговой декларации с отметкой сотрудника МИФНС №*** по СО. В связи с чем, полагает, что начисление страховых взносов в заявленном в иске размере в соответствии с ч.11 ст. 14 ФЗ РФ № 212 является необоснованным; признает требования частично в размере *** рубля, чему представил расчет. Подтвердил, что им в установленный в законе срок, и по настоящее время недоимка по страховым взносам, в том числе и в указанной им части, не уплачена.
Огласив административное исковое заявление, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
На момент возникновения спорных правоотношений, в том числе учитывая факт подачи данного административного иска до 01 января 2017 года (***), вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). В связи с чем, при рассмотрении данного дела подлежат применению положения Закона N212-ФЗ. Иного из положений Федерального закона от 03.07.2016 N243-ФЗ не следует, в частности положениями ст. 4 данного закона подтверждено, что в отношении страховых взносов за периоды, истекшие до наступления 2017 года, проводить проверки и выявлять наличие недоимки продолжают органы ПФР.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
Как следует из части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Положениями статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (часть 1).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п.3 ч.2 ст.12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5554 рубля в месяц.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 26 процентов.
Частью 4.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу части 8 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В случае прекращения предпринимательской деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в налоговый орган сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда России принадлежит налоговым органам.
В силу положений статей 216, 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года) налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Из анализа совокупности правовых норм, регулирующих порядок определения размера подлежащих уплате страховых взносов, следует, что исчисление размера страховых взносов производится в зависимости от исполнения плательщиком обязанности по предоставлению сведений о доходах за расчетный период. Фиксированный размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемый в порядке, предусмотренном частями 1.1., 1.4. Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 года, применяется в случае предоставления в налоговый орган плательщиком страховых взносов налоговой отчетности. В случае же отсутствия сведений о доходах, размер страховых взносов определяется в порядке, установленном частью 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии со ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Вместе с тем, исходя из положений ст. 62 КАС РФ обязанность доказать основания возражений лежит на административном ответчике.
Суду представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ***, согласно которой ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ***, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ***; с *** был зарегистрирован в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в качестве страхователя.
Из материалов административного дела следует, что ФИО2 не произвел расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за *** год и не уплатил их в течение *** дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности; а также не представил в налоговый орган налоговую отчетность.
Данные обстоятельства административным ответчиком не оспорены, в частности не представлено доказательств, свидетельствующих о сдаче ФИО2 налоговой отчетности в *** году, а также в ****году и до даты направления соответствующего требования об уплате выявленной недоимки.
Довод административного ответчика о сдаче налоговой декларации в установленный срок не подтверждается какими-либо материалами дела, является, по мнению суда, голословным, а также опровергается представленными ответами МИФНС № *** по СО.
В связи с неосуществлением административным ответчиком (страхователем) расчета страхового взноса и его уплаты, а также отсутствием сведений на дату выявлении недоимки (составлении справки от ***) о сдаче налоговой отчетности за *** года, Управлением ПФР в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области была выявлена недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за *** год на ***, о чем составлена справка №*** (л.д.17). Недоимка ФИО2 по страховым взносам за *** год на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России составила *** рублей *** копеек.
В соответствии с данной справкой административным истцом *** выставлено в адрес административного ответчика требование № *** об уплате недоимки в срок до *** (л.д.18). Согласно данному требованию также в соответствии с положениями ст.25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ начислены пени в размере *** рубля ***копеек; всего требование выставлено на общую сумму *** рубль *** копеек.
Факт направления административному ответчику указанного требования подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и реестром сайта почты России о получении данного требования административным ответчиком *** (л.д.20,21). Таким образом, о наличии задолженности по уплате страховых взносов именно в указанной в иске сумме ФИО2 был извещен ***. Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, возражений суду не представлено.
Вместе с тем, до настоящего времени требование не исполнено административным ответчиком. Как следует из представленных Управлением сведений, задолженность на момент предъявления административного иска не погашена, в настоящее судебное заседание сторонами также не представлено доказательств частичной или полной уплаты недоимки.
Административным истцом представлен расчет пени (л.д.19) и расчет задолженности по страховым взносам в соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (л.д.26). Данные расчеты фактически ответчиком не оспорены, являются математически правильными и основаны на обстоятельствах дела и вышеприведенных требований закона. Расчет представленный административным ответчиком суд полагает необоснованным, исходя из следующего.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов и предоставления налоговой отчетности, в установленный в законе срок, ответчиком не выполнена, сведений о размере доходов от предпринимательской деятельности в установленный срок им представлено не было, то фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию обоснованно определен на основании части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
В частности обоснованность применения при начислении суммы страховых взносов именно п.11 ст. 14 ФЗ РФ № 212-ФЗ подтверждена и представленными суду документами, в частности скрин-шотом страницы сайта (л.д.23) полученного в соответствии с передачей информации по защищенным каналам связи; сведениями МИФНС № *** по СО о том, что до *** сведений о сдаче налоговой декларации ФИО2 не имелось; данные обстоятельства не оспорены и ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по предоставлению в налоговые органы сведений о финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации, как орган контроля, в случае неполучения от налоговых органов соответствующей информации лишено возможности определить величину фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя и исчислить подлежащие уплате страховые взносы.
Поскольку ни на момент направления требования, ни в установленный в требовании срок, а также и до момента вынесения судебного приказа по заявлению административного истца – *** (л.д.16), сведения о доходах ФИО2 представлены не были, ему правомерно в повышенном размере начислены к уплате страховые взносы.
В силу закона предоставление отчетности в налоговый орган с нарушением установленного законом срока и после направления требования об оплате, то есть после начала процедуры взыскания, не влечет для административного истца обязанность по перерасчету размера страховых взносов. От административного иска истец не отказался, следовательно, он подлежит рассмотрению по существу.
Факт сдачи налоговой декларации за *** год со стороны ФИО2 судом не может быть расценен как надлежащее исполнение возложенных на него законном обязанностей; а в совокупности с представленными доказательствами расценивается как злоупотреблении им своими правами, поскольку из определения об отмене судебного приказа следует, что именно ***, то есть в день подачи налоговой декларации, ФИО2 был получен судебный приказ; и после *** заявлено об отмене судебного приказа в связи с предоставление отчетности за *** год в установленные в законе срок. Данный факт, как указано выше, не нашел подтверждения.
Иных доводов в обоснование возражений со стороны административного ответчика не указано.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Административным истцом соблюден предусмотренный законом срок предъявления иска о взыскании недоимки, с учетом первоначального обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и последующей отменой данного судебного приказа определением от ***.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере *** рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, *** года рождения, проживающего по адресу:, город ***, улица ***, дом ***, квартира ***, в бюджет Пенсионного фонда России недоимку по страховым взносам за *** год в размере *** рублей *** копеек и пени в размере *** рубля *** копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей *** копейки.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья –
Мотивированный текст решения изготовлен 20 марта 2017 года.
Судья: С.А.Охотина