ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3323/2016 от 22.12.2016 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Невинномысский городской суд Ставропольского края

357100, Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Степная, 16 «б», тел. тел. (86554) 3-47-62

факс (86554) 6-00-81, http://nevinnomysky.stvsudrf.ru; e-mail: nevinnomysky.stv@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2А-3323/2016

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.В.

при секретаре судебного заседания Хатуовой А.С.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора г. Невинномысска Ворониной О.Н., представителей административных ответчиков администрации города Невинномысска по доверенности Лариной Н.Г. и управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности Журба Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Невинномысска Караева Т.И. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер к постановке на учет бесхозяйного пожарного резервуара, о возложении обязанности осуществить действия по постановке на учет,

Установил:

Заместитель прокурора города Невинномысска Караев Т.И. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер к постановке на учет бесхозяйного пожарного резервуара по , о возложении обязанности в срок до 01.06.2017 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного пожарного резервуара по , в обоснование которого указал, что прокуратурой города Невинномысска по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования городского округа – расположен пожарный резервуар, который является бесхозяйным, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 30.11.2016 года, то есть собственник пожарного резервуара не установлен, несмотря на то, что вышеуказанный пожарный резервуар выявлен администрацией города Невинномысска и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска в 2014 году. Вопреки требованиям действующего законодательства (ст. 225 ГК РФ) администрация города Невинномысска до настоящего времени не предприняла действий по постановке пожарного резервуара на соответствующий учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

В судебном заседании представителями административных ответчиков администрации города Невинномысска и управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности Журба Д.А. заявлено ходатайство об исключении из числа административных ответчиков управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска (далее управление ЖКХ администрации г. Невинномысска), поскольку управление ЖКХ администрации г. Невинномысска, являющееся структурным подразделением администрации города Невинномысска, в соответствии с положением об управлении не наделено полномочиями по обращению в регистрирующий орган с заявлением по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, такими полномочиями наделено другое структурное подразделение администрации г. Невинномысска – комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска.

По результатам разрешения заявленного ходатайства с учетом мнения представителя административного истца судом в судебном заседании вынесено определение об исключении из числа административных ответчиков управления ЖКХ администрации г. Невинномысска, являющегося структурным подразделением администрации г. Невинномысска, в соответствии со ст. 43 КАС РФ.

Старший помощник прокурора г. Невинномысска Воронина О.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом разрешенного ходатайства об исключении из числа административных ответчиков управления ЖКХ администрации г. Невинномысска, поддержала, просила административный иск удовлетворить по доводам, изложенным в иске, признать незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившееся в не принятии мер к постановке на учет бесхозяйного пожарного резервуара по в г. Невинномысске и обязать администрацию города Невинномысска в срок до 01 июня 2017 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного пожарного резервуара по .

Представитель административного ответчика администрации города Невинномысска Ларина Н.Г. исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 68 названного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Исходя из положений части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

К органу местного самоуправления, указанному в пункте 3 статьи 225 ГК РФ, исходя из системного толкования норм статей 34 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с иными положениями главы 6 названного Закона относится местная администрация.

По смыслу п. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.

Отсутствие права собственности на пожарный резервуар не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, и, наоборот, отсутствие собственника пожарного резервуара по влечет обязанность органа местного самоуправления в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций по постановке данного сооружения на учет в соответствующем Управлении Росреестра как бесхозяйного имущества.

При разрешении спора суд исходит из того, что отсутствие собственника указанного пожарного резервуара по нарушает права и законные интересы граждан, подвергает опасности их жизни и здоровье, поскольку при возникновении пожара нахождение пожарного резервуара в ненадлежащем техническом состоянии может явиться препятствием к проведению противопожарных мероприятий.

Таким образом, установленные действующим законодательством меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа при эксплуатации пожарного резервуара не могут быть реализованы по причине отсутствия собственника (балансодержателя) пожарного резервуара по , что не исключает возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к причинению ущерба имуществу, вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Указанный пожарный резервуар расположен в городе Невинномысске по , следовательно, бездействие администрации города Невинномысска выразившееся в не принятии мер к постановке на учет пожарного резервуара по , как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

При таких данных суд приходит к выводу об обоснованности административного иска о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер к постановке на учет бесхозяйного пожарного резервуара по и обязании административного ответчика в срок до 01.06.2017 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного пожарного резервуара по , который подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 225 ГК РФ, Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст.ст. 60-61, 62, 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Решил:

Исковые требования заместителя прокурора города Невинномысска Караева Т.И. в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившееся в не принятии мер к постановке на учет бесхозяйного пожарного резервуара по .

Обязать администрацию города Невинномысска в срок до 01 июня 2017 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного пожарного резервуара по .

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения 26.12.2016 года.

Судья В.В. Филатова