ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3324/20 от 18.11.2020 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68RS0001-01-2020-005492-73

Копия

Дело №2а-3324/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2020 года)

18 ноября 2020 года г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе: судьи Толмачевой М.С., при секретаре Деревякиной М.С., с участием административного истца Коршиковой Н.В., административного ответчика – председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва Прохорова А.А., представителя заинтересованного лица - председателя избирательной комиссии <адрес> Моисеева С.А., представителя заинтересованного лица - избирательной комиссии <адрес> Малютина А.В., помощника прокурора <адрес> Клюкина Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коршиковой Натальи Витальевны об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года «Об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании Коршиковой Натальи Витальевны избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу »,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Тамбовской городской <адрес> от 23 июня 2020 года «О назначении выборов депутатов Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва на единый день голосования 13 сентября 2020 года» назначены выборы депутатов Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва на единый день голосования 13 сентября 2020 года.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 20 сентября 2020 года «О результатах выборов депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу » определено, что по результатам выборов, голосование на которых состоялось 13 сентября 2020 года Коршикова Н.В. избрана депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу .

25 сентября 2020 года окружная избирательная комиссия <адрес> посредством мессенджера «WhatsApp» известила Коршикову Н.В. о ее избрании депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , направив постановление от 20 сентября 2020 года.

В заявлении от 28 сентября 2020 года, поданном в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа , Коршикова Н.В. сообщила о том, что она принимает мандат депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , а также указала, что ограничений, предусмотренных для получения депутатского мандата и осуществления полномочий депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва, не имеет.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года отменено постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании Коршиковой Натальи Витальевны избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ».

Основанием для вынесения указанного постановления послужил тот факт, что Коршиковой Н.В. не были представлены документы, подтверждающие приостановление статуса адвоката.

Административный истец Коршикова Н.В. обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года «Об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании Коршиковой Натальи Витальевны избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ».

В обоснование требований административный истец указала, что постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года отменено постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 20 сентября 2020 года «О результатах выборов депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу » в части признания Коршиковой Н.В. избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу . Основанием для принятия вышеуказанного постановления явился тот факт, что Коршикова Н.В., являясь адвокатом, не может одновременно осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования и в связи с данным обстоятельством была обязана в пятидневный срок после ее извещения 25 сентября 2020 года об избрании депутатом представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Тамбовской городской Думы, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, а именно о приостановлении статуса адвоката.

Полагает, что постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года вынесено с нарушением положений действующего законодательства.

Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации» устанавливается порядок приостановления статуса адвоката, в соответствии со ст. 16 - статус адвоката приостанавливается по основанию – избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления, при этом, по мнению административного истца, речь идет об избрании адвоката на должность, занимаемую на постоянной основе в органе местного самоуправления, но не о том, что адвокат избран депутатом. Данная позиция подтверждается постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 года № 29-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина О.В. Обухова, в котором указано, что только для депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе установлен ряд ограничений, а именно в случае избрания адвоката депутатом представительного органа муниципального образования, при осуществлении полномочий на постоянной основе, установленный п.1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации» запрет для адвоката на замещение муниципальной должности реализуется путем приостановления его адвокатского статуса на период осуществления полномочий на постоянной основе, при этом если такие полномочия осуществляются на непостоянной основе, то приостановление статуса адвоката на период осуществления полномочий не предусмотрено.

Кроме того, указала, что в соответствии с п.5 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и Уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Также административный истец указала, что Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации» регламентирует деятельность адвокатуры, к его компетенции не относится регулирование норм избирательного права, в связи с чем ограничения, установленные указанным Федеральным законом, могут касаться исключительно адвокатской деятельности.

В судебном заседании административный истец Коршикова Н.В. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и описательной части решения, поддержала позицию, изложенную председателем адвокатской палаты <адрес> в рамках настоящего дела, дополнительного указала, что Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа местного самоуправления к числу должностных лиц местного самоуправления. Настаивала, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на осуществление полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе при совмещении с адвокатской деятельностью.

В судебном заседании 17 ноября 2020 года представитель административного истца по устному ходатайству Рыжиков С.А. административные исковые требования Коршиковой Н.В. поддержал в полном объеме, просил принять их обоснование, изложенное в представленных письменных пояснениях, настаивал, что правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 29-П подлежит обязательному применению и после внесения изменений 2 декабря 2019 года в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», поскольку иное толкование приводит к нарушению установленных Конституцией Российской Федерации принципов равноправия сторон в части депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной и непостоянной основе, права на труд, свободный выбор профессии и рода занятий, несении обязанностей перед государством по уплате налогов, так как адвокат, избранный депутатом и исполняющий свои обязанности на непостоянной основе лишается возможности заработка и сохранения заработной платы по месту работы. Настаивает, что ни один Федеральный закон не содержит прямого запрета на возможность совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе, в том числе не содержит такого запрета и п.п.1 п.1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации».

В судебное заседание 18 ноября 2020 года представитель административного истца Рыжиков С.А., надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыл, административный истец Коршикова Н.В. указала, что считает возможным продолжить рассмотрение дела без участия своего представителя, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представитель административного истца Рыжиков С.А.

В судебном заседании административный ответчик – председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва Прохоров А.А. административные исковые требования Коршиковой Н.В. не признал, просил отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений, дополнительно указал, что постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года в отношении Коршиковой Н.В. вынесено в строгом соответствии с положениями действующего законодательства.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - председатель избирательной комиссии <адрес> Моисеев С.А. административные исковые требования Коршиковой Н.В. не признал, просил отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений. Дополнительно указал, что оспариваемое постановление принято в строгом соответствии с требованиями ст. 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку из положений абз. 20 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 1 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» следует, что адвокат не вправе совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования, т.е. занимать муниципальную должность в органе местного самоуправления, независимо от того, осуществляет ли он свои полномочия депутата представительного органа муниципального образования на постоянной или непостоянной основе. Поскольку в установленный законом срок Коршиковой Н.В. не были представлены документы о приостановлении статуса адвоката или обращении в Адвокатскую палату <адрес> с соответствующим заявлением, было издано оспариваемое постановление.

Просил принять во внимание, что административный истец ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 29-П, которое было принято до внесения Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 400-ФЗ изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

До принятия ФЗ от 2 декабря 2019 года № 400-ФЗ адвокаты должны были приостанавливать свой статус только при избрании в орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе. После принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 29-П законодатель принял Федеральный закон № 400-ФЗ, который с 1 марта 2020 года устанавливает запрет адвокату осуществлять без приостановления своего статуса полномочия как депутата на постоянной основе, так и депутата на непостоянной основе.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - избирательной комиссии <адрес> Малютин А.В. административные исковые требования Коршиковой Н.В. не признал, просил отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Клюкин Ю.Ю. в заключении указал, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года в отношении Коршиковой Н.В. принято в нарушении требований действующего законодательства.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыл, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – председатель адвокатской палаты <адрес> Н.Н. Свинцова, надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя Палаты, ранее представила письменный отзыв по существу требований, в котором указала, что заявленные Коршиковой Н.В. административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 29-П подтвердило право адвокатов быть депутатами представительного органа муниципального образования на непостоянной основе. Поскольку депутат представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления не относится, требование пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 63-ФЗ не распространяется на адвокатов, избранных в качестве депутатов представительного органа местного самоуправления.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что 5 июля 2020 года Коршиковой Н.В. в избирательную комиссию <адрес> было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу избирательному объединению «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в <адрес>, в данном заявлении Коршикова Н.В. обязалась в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Тамбовской городской <адрес>, в установочных данных сообщила, что основное место работы и занимаемая должность – Коллегия адвокатов <адрес>, адвокат. (л.д.72).

Согласно ксерокопии удостоверения , выданному Управлением Министерства юстиции по <адрес> Коршикова Н.В. является адвокатом, регистрационный номер в реестре адвокатов <адрес>. (л.д.79).

Из справки председателя Коллегии адвокатов <адрес> от 23 июня 2020 года следует, что Коршикова Н.В. является членом Коллегии адвокатов <адрес> с 3 августа 2009 года по настоящее время, указанное место работы является основным. (л.д.80)

Решением Тамбовской городской <адрес> от 23 июня 2020 года «О назначении выборов депутатов Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва на единый день голосования 13 сентября 2020 года» назначены выборы депутатов Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва на единый день голосования 13 сентября 2020 года.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 20 сентября 2020 года «О результатах выборов депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу » определено, что выборы депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу признаны состоявшимися и действительными, по результатам выборов, голосование на которых состоялось 13 сентября 2020 года, Коршикова Н.В. избрана депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу . (л.д.77)

25 сентября 2020 года окружная избирательная комиссия <адрес> посредством мессенджера «WhatsApp» известила Коршикову Н.В. о ее избрании депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , направив постановление от 20 сентября 2020 года. (л.д.81) В судебном заседании административный истец подтвердила указанный факт.

28 сентября 2020 года Коршиковой Н.В. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа было представлено заявление, в котором Коршикова Н.В. сообщила о принятии мандата депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , а также указала о том, что ограничений, предусмотренных для получения депутатского мандата и осуществления полномочий депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва, не имеет. (л.д.82).

В связи с не представлением Коршиковой Н.В. в пятидневный срок в избирательную комиссию <адрес> документов, подтверждающих приостановление статуса адвоката, постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года было отменено постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании Коршиковой Натальи Витальевны избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ».

Оценивая доводы стороны административного истца о незаконности указанного постановления и отсутствии прямого запрета в действующем законодательстве на осуществление адвокатом деятельности при избрании его депутатом представительного органа муниципального образования на непостоянной основе, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

В з абз.16 и 20 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.2 ст.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" дано определение «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы», при этом согласно положениям указанных Федеральных законов депутат представительного органа муниципального образования признается лицом, замещающим муниципальную должность.

Как усматривается из абз. 20 ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст. 34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как усматривается из абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 № 63-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 400-ФЗ и действующей с 1 марта 2020 года) статус адвоката приостанавливается в случае избрания (назначения) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Таким образом, из системного толкования выше указанных положений действующего законодательства следует, что адвокат не вправе совмещать адвокатскую деятельность с одновременным осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования, независимо от того осуществляет ли он полномочия депутата на постоянной или непостоянной основе.

На основании п. 6 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Согласно п. 6.1 ст. 70 указанного Федерального закона в случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.

Таким образом, суд приходит к выводу, что окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва при вынесении постановления от 4 октября 2020 года «Об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании Коршиковой Натальи Витальевны избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу » требования действующего законодательства были соблюдены в полном объеме, в связи с непредставлением Коршиковой Н.В. в пятидневный срок документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата или документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, было вынесено оспариваемое постановление, основания для признания которого незаконным и отмене отсутствуют.

При этом, доводы стороны административного истца об отсутствии прямого запрета в действующем законодательстве на осуществление адвокатом деятельности при избрании его депутатом представительного органа муниципального образования на непостоянной основе основаны на неправильном толковании норм материального права.

Оценивая ссылки административного истца и его представителя на положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 29-П и их взаимосвязи с положениями во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» суд приходит к следующим выводам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 июля 2019 года № 29-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», законоположения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рассматриваемые во взаимосвязи с п. 1 ст. 2 и п.п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», определено, что в случае избрания адвоката депутатом представительного органа муниципального образования, если соответствующие полномочия осуществляются на постоянной основе, установленный п. 1 ст. 2 данного Федерального закона запрет для адвоката на замещение муниципальной должности реализуется путем приостановления его адвокатского статуса на период осуществления полномочий на постоянной основе, а если такие полномочия осуществляются на непостоянной основе, то приостановления статуса адвоката на период осуществления полномочий не предусмотрено. Таким образом, действующее законодательное регулирование позволяет утверждать, что законодатель не предусматривает каких-либо правовых последствий замещения муниципальной должности адвокатом для его адвокатского статуса в случае, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Выше указанная правовая позиция была выражена в отношении положений п.п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» до принятия Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 400-ФЗ и изложения его в новой редакции.

Действительно, в прежней редакции п.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» обязывал адвоката приостанавливать статус адвоката только в случае избрания в орган власти на период работы на постоянной основе.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 1 марта 2020 года установлено основание приостановления статуса адвоката - в случае избрания, назначения адвоката на должность в соответствующий орган публичной власти, вне зависимости от осуществления полномочий на постоянной или непостоянной основе.

Таким образом, с 1 марта 2020 года Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с учетом изменений, вынесенных Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 400-ФЗ четко установлена невозможность осуществления адвокатом деятельности при избрании его депутатом представительного органа муниципального образования вне зависимости на какой основе - постоянной или непостоянной, он осуществляет свои полномочия депутата.

Кроме того, при вынесении настоящего решения судом принимается во внимание и разъяснения Комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ по этике и стандартам об избрании (назначении) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления № 01/20, утвержденные Советом Федеральной Палаты адвокатов РФ от 29 апреля 2020 года и опубликованные на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети "Интернет" – https://fparf.ru.

Согласно указанным разъяснениям, которые вступали в силу и стали обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов, Комиссией Федеральной палаты адвокатов РФ по этике и стандартам установлено, что действующая редакция статьи 16 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предполагает приостановление статуса адвоката не только в случае избрания адвоката в соответствующий орган публичной власти на период работы на постоянной основе, как это было установлено ранее, а исходит из необходимости приостановления статуса адвоката как в случае избрания, так и в случае назначения адвоката на должность в соответствующий орган публичной власти. Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 400-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", которым установлено действующее регулирование института приостановления статуса адвоката, вступил в силу 1 марта 2020 года. Приведенные изменения применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Соответственно, обязанность приостанавливать статус адвоката распространяется на адвокатов, избранных (назначенных) на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления, начиная с 1 марта 2020 года.

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ в размере 300 рублей следует отнести на счет административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 224 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Коршиковой Натальи Витальевны об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от 4 октября 2020 года «Об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании Коршиковой Натальи Витальевны избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу » - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья подпись М.С. Толмачева

Копия верна.

Судья М.С. Толмачева