ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3325/19 от 16.04.2019 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2а-3325/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2019 года г.Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абузаровой Э.Р.,

при секретаре Уразметовой И.Н.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС по Ленинскому району г.Перми обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, указав в обоснование административных исковых требований на то, что ФИО1 являясь собственником транспортного средства – судно госномер ..., не оплатил недоимку по транспортному налогу за < дата >, в размере 5 270 руб., в связи с чем ему были начислены пени в размере 100,75 руб.

ИФНС по Ленинскому району г.Перми просит суд взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за < дата > год в размере 5 270 руб., пени за период с < дата >. по < дата >. в размере 100,75 руб.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в просительной части административного иска содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии представителя ИФНС по Ленинскому району г.Перми.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, пояснил, что теплоход продан в < дата > году, уплачена госпошлина за снятие судна с регистрационного учета.

Представитель заинтересованного лица Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление.

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

На основании п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п.6 ст.69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из представленных в материалы дела копий налоговых уведомлений, а также требований об уплате налога, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания транспортного налога налоговым органом была соблюдена.

Учитывая положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд установил, что срок для обращении в суд налоговым органом не пропущен (с административным исковым заявлением налоговый орган обратился < дата >. в суд в течение 6 месяцев с момента вынесения 18< дата > мировым судьей судебного участка №9 по Советскому району г.Уфы Республики Башкортостан определения об отмене судебного приказа ...а-... от < дата >.).

В соответствии с п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как следует из п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК Российской Федерации), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

При этом, ст.362 НК РФ предусмотрено, что исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Судом установлено, что ФИО1 в 2016 году имел в собственности транспортное средство: разъездной теплоход госномер К-01-1856 («К-1856»).

Свидетельство о праве собственности на судно ...») серии РТ-II ... от < дата >. выдано ФИО1 Государственной речной судоходной инспекцией по Камскому БУГН на ВВТ.

Указанное судно – теплоход относится в силу ст.358 НК РФ к транспортным средствам и является объектом налогообложения.

Налоговым уведомлением ... от < дата >. произведен расчет налога за данное транспортное средство за 12 мес. 2016г. в размере 5 270 руб., указанный налог подлежал уплате до < дата >.

Требованием ... от < дата >. срок исполнения и уплаты недоимки по транспортному налогу установлен до < дата >.

Сведений об исполнении требований и уплате образовавшей недоимки ответчиком не представлены.

Доводы административного ответчика ФИО1 об отчуждении в < дата > году транспортного средства подлежат отклонению в связи со следующим.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

В соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) судно подлежит государственной регистрации Государственном судовом реестре.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 3 КВВТ определено, что судно – это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Исходя из ч.1,2 ст.17 КВВТ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.

Судом установлено, что на момент оформления права собственности транспортное средство – теплоход ... не являлся маломерным судном и был зарегистрирован в Государственном судовом реестре - Государственной речной судоходной инспекцией по Камскому БУГН на ВВТ.

Администрацией бассейна внутренних водных путей, имеющего право снятия транспортного средства (теплохода) с учета для Камского бассейна является ФБУ «Администрация Камводпуть». При этом, Камский филиал Российского Речного Регистра является органом, осуществляющим классифицированный учет судов и не подтверждает государственную регистрацию судна, а также возникновение, изменение или прекращение прав собственности и иных законных прав на судно (письмо №КФ... от < дата >. Камского филиала Российского Речного Регистра ФИО1)

Согласно отзыву Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» следует, что в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 14.11.2011 №ИЛ-126-р, зарегистрированном в Минюсте России 30.12.2011, регистрационный № 22830, Регистр является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов подлежащих государственной регистрации (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях) и плавучих объектов. Нормативное регулирование классификации и освидетельствование судов и плавучих объектов осуществляется в соответствии со статьёй 35 Федерального закона от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (далее - КВВТ), приказом Минтранса России от 25.09.2012 № 355, зарегистрированном в Минюсте России 25.10.2012, регистрационный № 25725, пунктом 1 и 12 Устава, «Положением о классификации и об освидетельствовании судов», утвержденным приказом Минтранса России 14.04.2016 № 102, зарегистрированном в Минюсте России 07.07.2016, регистрационный № 42778.

Пункт 3 Положения устанавливает, что целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, правилам освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилам технического наблюдения за постройкой судов, правилам технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилам предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилам классификации и постройки судов, утверждаемых Регистром в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

Регистр, в соответствии с учредительными документами, осуществляет классификацию предъявляемых ему к освидетельствованию судов и плавучих объектов судовладельцами, которые могут быть как собственниками, так и арендаторами или фрахтователями (статья 3 КВВТ «Судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании»), с присвоением им класса и выдачей соответствующих документов Регистра.

В соответствии с нормами статей 15, 16, 17 КВВТ и учредительными документами Регистра, регистрация судов, ведение официального Государственного судового реестра Российской Федерации и подтверждение прав собственности и иных законных прав на суда и иные плавучие сооружения на Регистр не возложено.

Классификационный учет, осуществляемый Регистром, связан с внутренним учетом объектов классификации и не подтверждает государственную регистрацию судов и плавучих объектов, а также возникновение, изменение или прекращение прав собственности и иных законных прав.

В соответствии с данными базы судов, классифицированных Регистром ФИО2.. на классификационном учете Регистра не состоит.

Представленный суду Судовой билет серии «Д» ... на имя ФИО3 в соответствии с п.7 ст.14 КВВТ выдан на маломерное судно ... и не подтверждает переход права собственности на теплоход К-..., принадлежащий ФИО1

Сведений о том, что ФИО1 с < дата > года, с момента заключения договора купли-продажи судна от < дата >. с ФИО3 обращался в ФБУ «Администрация Камводпуть» для снятия транспортного средства с регистрационного учета не имеется.

Выставление ФИО1 счета на оплату для снятия К-... с учета от ФГУ «Российский Речной Регистр» Камский филиал РРР не является основанием считать состоявшимся переход права собственности на данное судно, поскольку Администрацией бассейна внутренних водных путей данное транспортное средство с учета не снято и в Государственном судовом реестре числиться за ФИО1

В связи с указанными обстоятельствами, налогоплательщиком транспортного налога за теплоход К-... в < дата > году обоснованно признан ФИО1

На основании п.3 ст.75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

За неуплату транспортного налога ФИО1 начислены пени в размере 100,75 руб. за период с < дата >. по < дата >.

Представленный административным истцом расчет суммы задолженности и пеней судом проверен и сомнений в его обоснованности не вызывает.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, приходит к выводу об удовлетворении требований ИФНС по Ленинскому району г.Перми к ФИО1 о взыскания недоимки по транспортному налогу за 2016г. в размере 5 270 руб., пени по транспортному налогу в размере 100,75 руб.

В силу ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета, с учетом положений пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ составляет 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми недоимку по транспортному налогу за < дата > год в размере 5 270 руб., пени по транспортному налогу за период с 2< дата >. по < дата >. в размере 100,75 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца дней путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья Э.Р. Абузарова