ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3327/20 от 25.12.2020 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-3327/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2020 года г. Тверь

Московский районный суд гор. Твери

в составе председательствующего судьи Акбаровой Н.В.,

при секретаре Мещеряковой Е.В.,

с участием:

помощника прокурора Московского района г. Твери – Калмыковой М.К.,

представителя административного истца УМВД России по Тверской области по доверенности – Мурашко И.В.,

административного ответчика – Адяковой Ю.О.,

ее представителя - адвоката Магомедова Р.К., представившего удостоверение и ордер от 25.12.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное исковое заявление начальника УМВД России по Тверской области ФИО1 о помещении гражданки Республики Беларусь

Адяковой Ю.О., <данные изъяты>

судимой приговором Перовского районного суда г. Москвы от 03.07.2018 по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 03 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима,

в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, в отношении которого принято решение о депортации за пределы Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

административный истец – начальник УМВД России по Тверской области ФИО1 обратился в Московский районный суд г. Твери с административным исковым заявлением о помещении гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на 03 месяца для приобретения билета, позволяющего пересечь Государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы РФ.

Заявление обосновано тем, что гр. республики Беларусь Адякова Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуждена приговором Перовского районного суда г. Москвы от 03.07.2018 по п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ст. 64 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 03 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Отбывала наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области. Освобождена по отбытию наказания 25.12.2020.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 10.12.2019 пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения подлежащей освобождению из мест лишения свободы, признано нежелательным, с возложением на данное лицо обязанности - покинуть территорию Российской Федерации.

24.07.2020 года ГУ МВД России по Нижегородской области утверждено решение о депортации гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за пределы Российской Федерации.

Начальником МО МВД «Вышневолоцкий» по Тверской области принято решение о временном помещении гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на срок, не превышающий 48 часов.

У гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется национальный паспорт Республики Беларусь выданный 02.05.2014, сроком до 02.05.2024.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мурашко И.В. заявленное требование поддержала по изложенным в административном иске обстоятельствам. При этом пояснила, что на 28.12.2020 года планируется отправка в Республику Беларусь гр. Адяковой Ю.О. транспортом через Смоленскую область, на границе Республики Беларусь Адякову Ю.О. должны встретить родственники. При этом указала, что имеется Приказ начальника УМВД России по Тверской области о выделении транспорта, сотрудников, которые будут сопровождать Адякову Ю.О. до границы. Срок, указанный в иске на форс-мажорные обстоятельства. Также указала, что распоряжение Министерства Юстиции РФ о нежелательности пребывания Адяковой Ю.О. на территории РФ было обжаловано. В апелляционной инстанции 14.12.2020 решение суда первой инстанции было отменено с направлением дела на новое рассмотрение, сведений об отмене распоряжения Министерства Юстиции РФ, нет. Решение о депортации было принято ГУ МВД России по Нижегородской области, но Адякова Ю.О. была переведена в ИК-5 г. В.Волочка, поэтому решение о депортации исполняет УМВД России по Тверской области. Определением судьи Нижегородского районного суда от 15.12.2020 в удовлетворении ходатайства Адяковой Ю.О. о применении мер предварительной защиты по административному иску о признании незаконным и отмене решения о депортации отказано. 16.12.2020 вынесено определение о приостановлении производства до разрешения дела Замоскворецким районным судом г. Москвы. Никаких ограничительных мер по исполнению решения о депортации не принималось. Решение о депортации не отменено. В случае положительного решения для Адяковой Ю.О. будет незамедлительно принято решение об открытии въезда на территорию Российской Федерации. Также указала, что у Адяковой Ю.О. нет законных оснований для нахождения на территории РФ. Законом не предусмотрена передача лиц, в отношении которых принято решение о депортации их родственникам, поэтому в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» такие лица временно должны быть помещены в специальное учреждение для дальнейшего исполнения решения о депортации. При этом исполнение решение о депортации возложено на УМВД России по Тверской области, также и контроль данных лиц. Адякова Ю.О. не единственный близкий родственник ребенка, ребенок не сирота, у ребенка есть отец, бабушки, которые являются законными представителями и также могут решать вопросы по лечению ребенка.

Административный ответчик Адякова Ю.О., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований УМВД России по Тверской области о помещении ее в центр временного содержания. При этом пояснила, что хронических заболеваний, инвалидности не имеет. Родилась в <данные изъяты> и является гражданкой республики Беларусь. Пояснила, что обжаловала распоряжение Министерства Юстиции РФ, решение о депортации. Решения не отменены, но рассматриваются. Указала, что проживала в РФ, в колонии родила ребенка, <данные изъяты>, необходимо лечение в больнице. В РФ имеет близких родственников граждан РФ – мать, брата, гражданского мужа. Имеет регистрацию в Республики Беларусь, где проживает ее отец, с которым отношения не поддерживает. Также указала, что в 2014 году подавала документы на российское гражданство, ей был выдан временный паспорт на один год, но не получилось полностью собрать документы, данный срок истек, она выезжала в Беларусь и снова получала паспорт гражданки Республики Беларусь. Просила не помещать ее в специальное учреждение, т.к. хотела побыть с близкими, с сыном. По первому требованию готова явиться в суд, в органы.

Представитель адвокат Магомедов Р.К. просил в удовлетворении требований о помещении Адяковой Ю.О. в центр временного содержания отказать. Пояснил, что Адякова Ю.О. полностью отбыла срок наказания по приговору. Срок для помещения в учреждение 3 месяца необоснован. В суд не представлено доказательств, что решение о депортации будет исполнено 28.12.2020, следовательно, неизвестно, сколько будет находиться Адякова Ю.О. в данном учреждении. Адякова Ю.О. длительное время проживает на территории РФ, имеет близких родственников граждан РФ, в том числе малолетнего ребенка, <данные изъяты> нуждается в общении с матерью. В суде представлены документы, что Адяковой Ю.О. будет предоставлено жилье, она положительно характеризуется по месту жительства, по месту прежней работы, имеет многочисленные грамоты, благодарности, она обучалась в школе и получила профессиональное образование на территории РФ, работала, она не представляет никакой угрозы для общества. Распоряжение Министерства Юстиции РФ, а также решение о депортации обжалованы. Также указал, что на территории Республики Беларусь Адякова Ю.О. не имеет жилья, с отцом она не общается, все ее родственники проживают на территории РФ. Будут даны гарантии о месте нахождения Адяковой Ю.О. у родственников, ее местонахождение будет известно. При этом, в случае удовлетворения исковых требований, просил об уменьшении срока помещения в специальном учреждении.

Прокурор в судебном заседании полагала, что исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению для необходимости исполнения решения о депортации.

Заслушав представителя административного истца УМВД России по Тверской области, административного ответчика, представителя, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Согласно пункту 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В силу пункта 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

В соответствии с ч. 1 ст. 267 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение сорока восьми часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и предоставлению государственных услуг в сфере миграции, или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя, принятому в соответствии с федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Адякова Ю.О. является гражданкой Республики Беларусь, на территории РФ не имеет регистрации.

Гр. Республики Беларусь Адякова Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуждена приговором Перовского районного суда г. Москвы от 03.07.2018 по п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ст. 64 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 03 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Отбывала наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области. Освобождена по отбытию наказания 25.12.2020.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 10.12.2019 пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения подлежащей освобождению из мест лишения свободы, признано нежелательным, с возложением на данное лицо обязанности - покинуть территорию Российской Федерации.

24.07.2020 года ГУ МВД России по Нижегородской области утверждено решение о депортации гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за пределы Российской Федерации.

Начальником МО МВД «Вышневолоцкий» по Тверской области принято решение о временном помещении гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на срок, не превышающий 48 часов.

У гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется национальный паспорт Республики Беларусь выданный 02.05.2014, сроком до 02.05.2024.

В суде установлено, что Адяковой Ю.О. обжаловано распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 10.12.2019 о нежелательности пребывания на территории РФ, а также решение о депортации ГУ МВД России по Нижегородской области за пределы Российской Федерации от 24.07.2020.

При этом установлено, что решения в установленном законом порядке не отменены, то есть на дату рассмотрения данного искового заявления указанные решения имеют юридическую силу.

Учитывая указанные выше положения закона, в том числе п. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которого, иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации, наличие в отношении Адяковой Ю.О. решения о депортации за пределы Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Таким образом, Адякова Ю.О. не имеет гражданства Российской Федерации, ранее также его не имела. Как пояснила Адякова Ю.О. в суде гражданство Российской Федерации не смогла получить, в связи с чем выезжала на территорию Республики Беларусь, где ей в 2014 году выдали паспорт гражданки Республики Беларусь, что подтверждено в суде копией паспорта. Ее проживание, пребывание в Российской Федерации в установленном законом порядке признано нежелательным и вынесено решение о депортации. При таких обстоятельствах Адякова Ю.О. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.

Из представленных документов следует, что каких-либо препятствий к размещению гражданки республики Беларусь Адяковой Ю.О. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе по состоянию здоровья, не имеется.

Суд принимает во внимание, что близкие родственники – малолетний ребенок, 2019 года рождения, мать, брат Адяковой Ю.О., а также отец ребенка являются гражданами РФ и проживают на территории РФ. Суд учитывает состояние здоровья ребенка, что было подтверждено в суде медицинскими документами, при этом обращает внимание, что ребенок проживает с родственниками Адяковой Ю.О., которые занимаются его содержанием, воспитанием. Суд учитывает положительные характеристики, грамоты Адяковой Ю.О.

Суд учитывает пояснения представителя административного истца в суде, согласно которых исполнение решение о депортации возложено на УМВД России по Тверской области и контроль местонахождения лица, в отношении которого принято решение о депортации, также возложено на УМВД. При этом как установлено в суде близкие родственники проживают в Московской области.

Кроме того, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27), провозглашает защиту государством семьи (ч.1 ст.38). При этом данные права в силу ч.3 ст.55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ (конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Признавая обоснованным требование УМВД России по Тверской области о помещении гражданки республики Беларусь Адяковой Ю.О., в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области, суд исходит из следующего.

Гр. Республики Беларусь Адякова Ю.О. на миграционном учете в УМВД России по Тверской области не состоит, гражданства РФ не имеет, является гражданкой Республики Беларусь, где имеет регистрацию, ее родственники проживают в Московской области, что исключает возможность надлежащего контроля со стороны УМВД России по Тверской области ее фактического места нахождения и послужит препятствием в дальнейшем для исполнения решения о ее депортации.

Таким образом, с учетом указанных правовых норм, суд не находит обстоятельств, в достаточной степени гарантирующих наличие достоверной информации о месте нахождения гр. Республики Беларусь Адяковой Ю.О. в случае возникновения такой необходимости, в связи с чем приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Вместе с тем, суд считает, что с учетом установленных обстоятельств, отсутствие затруднений по установлению личности Адяковой Ю.О., пояснений представителя административного истца о запланированном исполнении решения о депортации на 28.12.2020, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в части срока помещения гр. Республики Беларусь Адяковой Ю.О., в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 268, 269 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление начальника УМВД России по Тверской области ФИО1 о помещении гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области – удовлетворить частично.

Поместить гражданку Республики Беларусь Адякову Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Б.Перемерки, д. 40, сроком на 02 (два) месяца.

Срок помещения исчислять с момента реального помещения гражданки Республики Беларусь Адяковой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Б.Перемерки, д. 40, а именно с 25.12.2020 по 24.02.2021 включительно.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение десяти дней со дня принятия.

Мотивированное решение изготовлено 25.12.2020.

Председательствующий Н.В.Акбарова

Дело № 2а-3327/2020