ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3329/17 от 26.10.2017 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-3329/2017 26 октября 2017 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО3,

заинтересованного лица ФИО4,

прокурора – ст.помощника Тосненского городского прокурора Чуба И.А.,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка о признании незаконными, отмене решений об итогах голосования, о результатах выборов,

установил:

ФИО5 обратилась в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области (далее ТИК), участковой избирательной комиссии (далее УИК) избирательного участка о признании незаконным и отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования по избирательному участку на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва, состоявшихся 10 сентября 2017 года;

признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области о результатах состоявшихся 10 сентября 2017 года выборов депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу ;

обязании территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области признать недействительными итоги голосования по избирательному округу на состоявшихся 10 сентября 2017 года выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва;

результаты выборов по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу на состоявшихся 10 сентября 2017 года выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва.

В обоснование административного иска указала, что она участвовала в качестве зарегистрированного кандидата в депутаты в прошедших 10 сентября 2017 года выборах совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу . Решение УИК об итогах голосования по избирательному участку на состоявшихся 10 сентября 2017 года выборах и решение ТИК о результатах данных выборов по вышеуказанному избирательному округу она считает незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям: при организации и осуществлении голосования на избирательном участке в нарушение подпункта «л» пункта 1, пунктов 3 и 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон ) свои полномочия осуществляли члены УИК с правом решающего голоса П.О.Н. и Т.Н.А., которые находятся в непосредственном подчинении у баллотировавшейся и в итоге избравшейся депутатом по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу кандидата Б.Т.А. В нарушение пункта 13 статьи 28 Федерального закона решение УИК об итогах голосования (оформлено протоколом об итогах голосования в соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона ) принято не большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (из восьми членов УИК протокол подписан тремя членами УИК). Таким образом, нарушен порядок голосования и установление итогов голосования на избирательном участке , что согласно подпункту «б» пункта 1.2 статьи 77 влечёт отмену решения УИК об итогах голосования.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 70 Федерального закона ТИК обязана признать недействительными результаты выборов депутатов совета депутатов четвертого созыва в целом по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу , в границы которого входит избирательный участок , в списки избирателей на котором внесено более одной четвёртой части от общего числа избирателей названного избирательного округа.

Оспариваемыми решениями нарушена законность установления итогов голосования и определения результатов выборов, нарушено равенство, гарантированное Конституцией Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 19), так как допущено незаконное избрание отдельных лиц депутатами совета депутатов четвертого созыва несмотря на наличие нарушений при составлении протокола об итогах голосования и, как следствие, при определении результатов выборов, то есть отдельные кандидаты незаконно признаны избранными депутатами. Оспариваемые решения нарушают её пассивное избирательное право (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона ), незаконно допуская одних кандидатов и не допуская её до получения мандата (л.д.4-6).

ФИО5 участвовала в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, о судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ извещена в зале суда (л.д.65).

В судебном заседании её представитель ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что члены комиссии с правом решающего голоса Т.Н.А. и П.О.Н. осуществляли деятельность с начала работы комиссии, при досрочном голосовании с 6 по 9 сентября, а также непосредственно в день голосования. Они отдавали распоряжения членам комиссии, как работать; общались с избирателями, которые к ним обращались, давали им разъяснения; получали избирательные бюллетени и подписывали их; имели доступ к избирательной документации; открывали избирательный участок; хотя не имели на это никакого права. Административный истец считает, что всё это влияет на ход работы комиссии, на подсчёт голосов и на установление итогов выборов. Как только были зарегистрированы кандидаты, было понятно, что данные члены участковой избирательной комиссии находятся в непосредственном подчинении потенциальных избранников, однако, они продолжили работать. Позволили провести им досрочное голосование и открыть избирательный участок. Т.Н.А. и П.О.Н. были отстранены только в день голосования от работы в избирательной комиссии. Кроме того, в суд представлен протокол, который подписан, якобы, пятью членами комиссии, у административного истца имеется копия протокола участковой избирательной комиссии с тремя подписями членов участковой избирательной комиссии: Т.Л.М., Б и Заскалько. На видеозаписи запечатлен момент, когда Б.А.Н. с С уходят с избирательного участка. Она прощается и уходит, а председатель участковой избирательной комиссии говорит, что ему достаточно подписи своей и еще двух членов комиссии в протоколе. Подпись Б.А.Н. также не могла там стоять, поскольку она на момент окончания подсчёта на избирательном участке не находилась. Поэтому, в какое время и при каких обстоятельствах данная подпись была поставлена и ею ли она была поставлена - неизвестно. Более того, итоговое заседание участковой избирательной комиссии по результатам подсчёта голосов не проводилось. Там образом был нарушен порядок подсчёта голосов и установление итогов, что влечёт за собой отмену данного решения, поскольку в соответствии со п.13 ст.28 Закона такое решение принимается большинством от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области ФИО2 административный иск не признала, пояснила, что предположения административного истца о том, что члены участковой комиссии, полномочия которых были приостановлены на день голосования, работали в это день, давали какие-то указания, и это каким-то образом могло повлиять на результаты голосования, не доказаны. Доказательств того, что они именно в дни досрочного голосования находились на избирательном участке и каким-то образом могли повлиять на результаты голосования, - нет. Говорить о том, что они давали указания, влияли на волю избирателей - нельзя. Территориальная избирательная комиссия Тосненского муниципального района признает, что в итоговом протоколе подпись С отсутствует, соответственно этот протокол в силу закона признаётся недействительным. Истцом не представлено доказательств нарушений при проведении итогов голосования на избирательном участке 10 сентября 2017 года, которые не позволили бы установить волю избирателей. Подписание протокола четырьмя членами избирательной комиссии не влияет на итоги голосования по избирательному участку и в целом на итоги голосования по избирательному округу . Она просит отказать в удовлетворении заявленных требований и вынести решение о проведении повторного подсчёта голосов на выборах 10 сентября на избирательном участке , возложив эту обязанность на ТИК Тосненского муниципального района.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО3 административный иск не признал, пояснил, что он, П.О.Н. и Т.Н.А. получили в ТИК избирательные бюллетени, привезли на избирательный участок, положили в сейф. 10 сентября 2017 года в 7 часов при наблюдателях были распечатаны конверты с бюллетенями досрочного голосования и опущены в запечатанную урну. В 8 часов разложили книги, и пошло голосование. Потом он узнал, что становится председателем участковой избирательной комиссии. П.О.Н. примерно полтора часа передавала ему дела и рассказывала, что он должен сделать. В 10 часов – 10 часов 30 минут П.О.Н. ушла вместе с Т.Н.А.. Осталось пять членов избирательной комиссии. Открытым голосованием исполняющей обязанности секретаря выбрали Б.Л.Г. Избирательные бюллетени заверяли все члены избирательной комиссии. Когда голосование окончилось, открыли урну. Кроме пяти членов избирательной комиссии, осталось примерно 10-12 человек: члены комиссии с правом совещательного голоса, кандидаты в депутаты. Развесили полотно с фамилиями кандидатов, показывали бюллетень, вслух произносили каждый голос и его отмечали. Заполнили увеличенную форму протокола, проверили со всеми присутствующими итоговые цифры. После этого он сделал итоговый протокол, который озвучил, чтобы присутствующие сравнили цифры с увеличенной формой. При подписании протокола присутствовали члены участковой избирательной комиссии, кроме С, подпись за неё поставил он. Избирательные документы вместе с заявлениями избирателей и конвертами были сданы им в ТИК.

Заинтересованное лицо ФИО4 пояснил, что он считает, что отсутствие одной подписи в протоколе не влияет на волеизъявление граждан.

Избранные депутатами по избирательному округу ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебные заседания не явились.

Участвующий в деле прокурор Чуб И.А. дал следующее заключение: Установлены основания для признания недействительным протокола об итогах голосования и назначения повторного подсчета голосов избирателей. С учётом того, что в настоящее время не истёк срок полномочий участковой избирательной комиссии, полагает, что возможно на неё возложить эту обязанность. В судебном заседании не представлены доказательства того, что в ходе голосования были допущены нарушения, не позволяющие в настоящее время установить действительную волю избирателей.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица, заключение прокурора, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Согласно п."б" ч.1.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

Подпунктом «е» пункта 2 этой же статьи предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 77 указанного выше Федерального закона, суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в областном законе от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области"

Судом установлено, что решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 20 июня 2017 года №241 назначены выборы депутатов совета депутатов четвертого созыва на 10 сентября 2017 года. Выборы проводятся по трем многомандатным (пятимандатным) избирательным округам, образованных на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.9).

Решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа от 28.07.2017 N 30/235 административный истец ФИО5 зарегистрирована кандидатом в депутаты совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу (л.д.17).

В Тельмановском пятимандатном избирательном округе для проведения голосования образованы два избирательных участка и .

Решением Территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от 06 марта 2013 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка в количестве 6 членов комиссии с правом решающего голоса и назначен её состав (л.д.18).

В дальнейшем Территориальной избирательной комиссией Тосненского муниципального района Ленинградской области приняты решения о досрочном освобождении от исполнения полномочий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса и назначении из резерва составов участковых комиссий членами этой комиссии.

Во время избирательной компании 2017 года членами участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса являлись следующие граждане: ФИО5, С.Е.М. на основании решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), Б.Л.Г., Т.Л.М. на основании решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21); ФИО3, П.О.Н., Т.Н.А. на основании решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26); Б.А.Н. на основании решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29); С.Е.И. на основании решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).

ФИО5 была досрочно освобождена от исполнения полномочий члена участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса на основании решения ТИК от 08.09.2017 (л.д.30).

Решением ТИК от 10.09.2017 в 8 часов 30 минут полномочия председателя участковой избирательной комиссии П.О.Н. были приостановлены, временное исполнение обязанностей председателя этой комиссии возложены на ФИО3 (л.д.32).

Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено исполнение полномочий секретаря участковой избирательной комиссии Т.Н.А., полномочия секретаря этой комиссии возложены на Б.Л.Г. (л.д.63).

Основанием приостановления полномочий председателя и секретаря УИК послужил факт работы П.О.Н. и Т.Н.А. учителями в МКОУ «Войскоровская основная общеобразовательная школа», директором которого является ФИО6, зарегистрированный кандидат в депутаты по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу , что подтверждается ответом комитета образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 11.10.2017 на запрос суда (л.д.59).

Исходя из объяснения представителя ТИК, протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку , показаний свидетелей, в ходе досрочного голосования на этом избирательном участке проголосовало 120 избирателей, в работе избирательной комиссии в дни, предшествующие дню выборов, принимали участие председатель участковой избирательной комиссии П.О.Н. и секретарь этой комиссии Т.Н.А., которые заверяли своими подписями избирательные бюллетени, выдавали их избирателям, принимали от них заявления о досрочном голосовании, а по окончанию голосования вынимали из урны бюллетени, запечатывали в конверты.

10 сентября 2017 года в помещениях МКОУ «Войскоровская основная общеобразовательная школа» в поселке Войскорово Тосненского района Ленинградской области, в котором был организован избирательный участок , проводились выборы депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области. После приостановления полномочий П.О.Н. и Т.Н.А., которые покинули избирательный участок примерно в 10 часов 30 минут; члены участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО3, Б.Л.Г., Т.Л.М., Б.А.Н. и С.Е.И. открытым голосованием избрали секретаря данной комиссии Б.Л.Н., регистрировали избирателей, выдавали им бюллетени для голосования, а по окончании времени для голосования в 20 часов в присутствии наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидатов в депутаты вскрыли урну с избирательными бюллетенями и без применения технических средств производили подсчёт голосов, поданных избирателями за двадцать зарегистрированных кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень. По окончании подсчёта голосов его результаты были отражены в увеличенной форме протокола и возражений со стороны членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей не вызвали.

Избирательные бюллетени были упакованы, книги выдачи бюллетеней были проверены, члены участковой избирательной комиссии совершили другие необходимые действия. После чего исполняющий обязанности председателя участковой избирательной комиссии ФИО3 удалился в другое помещение, оборудованное компьютером, принтером, для изготовления протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку . По изготовлению экземпляров протокола его подписали ФИО3, Б.Л.Н. и Т.Л.М. Исполняющий обязанности председателя этой комиссии расписался также за С.Е.И.

Достоверно не установлено, расписалась ли в этом протоколе Б.А.Н., либо за неё расписался другой человек, однако данное обстоятельство не принципиально, поскольку в соответствии с пунктом 27 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проставление в протоколе об итогах голосования подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. Признание представителем административного ответчика ФИО3 факта проставления им подписи в протоколе за С.Е.И. принято судом, поскольку подтверждается показаниями С.Е.И.., пояснившей то, что подпись в протоколе выполнена не ею.

В соответствии с указанной нормой Закона суд признает недействительным протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку .

Такой протокол послужил основанием для составления территориальной избирательной комиссией Тосненского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии протокола о результатах выборов депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу и принятию на основе его решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны действительными выборы депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу ; ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО4 признаны избранными депутатами совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 (л.д.35-37).

Согласно пункту 1 статьи 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Процедура подсчета голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена статьями 68 и 69 указанного Федерального закона.

Следовательно, результаты выборов определяются только на основании протоколов об итогах голосования, составленных с соблюдением установленной законом процедуры. А учитывая, что на Тельмановском пятимандатном избирательном округе образованы всего два избирательных участка и с числом избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, - 1561 человек и 1673 человек соответственно, согласно представленным протоколам участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку и протоколу территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района о результатах выборов по вышеуказанному избирательному округу (л.д.33-36); - признание недействительным протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку в силу подпункта "б" пункта 9 статьи 70 Федерального закона N 67 влечет недействительность результатов выборов депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва в данном избирательном округе.

Исходя из полномочий, представленных суду ст.77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", установив указанное выше нарушение Федерального закона N 67 при установлении итогов голосования на избирательном участке – суд отменяет решение участковой избирательной комиссии, оформленное протоколом, и решение территориальной избирательной комиссии об установлении общих результатов выборов депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу ;

обязывает участковую избирательную комиссию избирательного участка произвести повторный подсчет голосов избирателей по выборам депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по данному избирательному участку в трехнедельный срок с момента вступления в силу решения суда;

обязывает территориальную избирательную комиссию Тосненского муниципального района произвести повторный подсчет голосов избирателей по выборам депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

Повторный подсчет голосов избирателей на данном избирательном участке является обязательным в силу прямого указания Закона. Объяснение представителя административного ответчика ФИО3, показания свидетелей о том, что результат подсчета голосов, отданных за каждого из кандидатов в депутаты, не вызвал возражений ни у кого из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, так и у присутствующих членов комиссии с правом совещательного голоса; был отражен в увеличенной форме протокола, а затем в точности перенесён в протокол участковой избирательной комиссии; - не могут заменить собой протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, оформленного надлежащим образом, то есть подписанный большинством членов участковой избирательной комиссии. Большинство определяется от числа членов участковой избирательной комиссии, то есть в это число входят и члены комиссии, чьи полномочия были приостановлены, так и С.Е.М., который участия в работе избирательной комиссии не принимал.

Поскольку Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наделяет суд полномочиями отменять решения избирательных комиссий (статья 77), то признание незаконными указанных решений является излишним, поэтому соответствующие требования административного истца в виду ненадлежащего способа защиты права удовлетворены быть не могут.

В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда" отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. Поэтому суд, решая вопрос об отмене итогов голосования результатов выборов, в силу ст.ст.3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принимавших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов.

То обстоятельство, что в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка N 910 по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу входили учителя МКОУ «Войскоровская основная общеобразовательная школа» П.О.Н., Т.Н.А., а одним из кандидатов в депутаты по этому округу была ФИО6 - директор этой школы; - не может быть основанием к удовлетворению требований ФИО5, поскольку данных о том, что указанные члены участковой избирательной комиссии повлияли на результаты голосования, суду не представлено.

Из показаний свидетеля В.Р.А. следует, что он присутствовал на избирательном участке при досрочном голосовании. Каждый день было два человека: в какой-то день председатель – сотрудник школы и секретарь избирательной комиссии, в другой день председатель и другой член избирательной комиссии. Люди должны были назвать причину, по которой они пришли на досрочное голосование. Если причина не соответствовала закону, то председатель предлагал переписать заявление и указать причину, которая подходила бы. Со стороны председателя агитации не было (л.д.84).

Отсутствие агитации за кандидатов со стороны П.О.Н. подтвердили допрошённые в качестве свидетелей С.Е.И., Б.Л.Г.

Согласно показаниям свидетеля Я.Н.А., он является членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, присутствовал при досрочном голосовании в четверг или в пятницу. На избирательном участке находились председатель, секретарь – работники образовательного учреждения, в котором происходило голосование. Голосование проходило без нарушений, агитационных действий не было. Все было правильно, по закону. В день голосования он стоял у урны, следил, чтобы не было вброса. Считал бюллетени, бросаемые в урну. По его подсчёту бюллетеней было опущено в урну на один меньше, но, возможно, одна семья сложила два бюллетеня в один, и он посчитал их за один. При подведении итогов сначала неиспользованные бюллетени гасились, а потом считались проголосовавшие, недействительные бюллетени отсеивались.

Суд приходит к выводу о том, что имевшие место нарушения избирательного законодательства на избирательном участке выразившиеся в подчиненности двух членов участковой избирательной комиссии одному из кандидатов депутаты, не могли повлиять на результаты голосования на этом участке и на результатах выборов. Заявление представителя административного истца о влиянии данных членов комиссии на ход голосования является декларативным, в обоснование которого он не приводит никаких фактов. Представленные им свидетели С.Е.И., В.Р.А., Я.Н.А. говорят об отсутствии нарушений при голосовании.

Не может быть удовлетворено предложение представителя административного истца признать недействительными бюллетени по причине их заверения председателем и секретарем участковой избирательной комиссии П.О.Н., Т.Н.А., поскольку их полномочия были приостановлены, а не прекращены. Как только территориальной избирательной комиссии стало известно о непосредственном подчинении членов участковой избирательной комиссии кандидату в депутаты, она приостановила полномочия председателя комиссии, полномочия секретаря были приостановлены самой участковой комиссией.

Не могут быть удовлетворены требования административного истца об обязании территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района признать недействительными итоги голосования по избирательному участку и результаты выборов по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу , поскольку для адекватного отражения волеизъявления избирателей необходим и достаточен повторный подсчёт голосов, на основе которого избирательные комиссии примут относящиеся к их компетенции решения.

Так как решение суда состоялось в пользу административного истца, его расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 111 КАС Российской Федерации подлежат возмещению с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО5 удовлетворить частично.

Отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка , оформленное протоколом об итогах голосования 10 сентября 2017 года по избирательному участку на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва;

отменить решение территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа , от 11 сентября 2017 года , которым признаны действительными выборы депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу ; ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО4 признаны избранными депутатами совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу .

Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка в течение трех недель со дня вступления решения суда в законную силу провести повторный подсчет голосов избирателей, проголосовавших 10 сентября 2017 года на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва на избирательном участке .

Обязать территориальную избирательную комиссию Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести повторный подсчет голосов избирателей, проголосовавших 10 сентября 2017 года в Тельмановском пятимандатном избирательном округе .

Административным ответчикам сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд и ФИО5 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

ФИО5 отказать в удовлетворении требований о признании незаконными вышеуказанных решений участковой избирательной комиссии избирательного участка и территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа ;

об обязании территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области признать недействительными итоги голосования по избирательному участку на состоявшихся 10 сентября 2017 года выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва;

результаты выборов по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу на состоявшихся 10 сентября 2017 года выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва.

Взыскать с территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области в пользу ФИО5 300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (31 октября 2017 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.

Судья: подпись