Дело №2а-3331/2017 01 ноября 2017 года
в г. Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации об оспаривании решения о внесении изменений в устав,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения, оформленного приказом от 14.06.2017 №203-у «О внесении изменений №1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».
В обоснование административного иска указал, что 14 июня 2017 года административным ответчиком было принято решение, оформленное приказом №203-у «О внесении изменений №1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». В соответствии с изменениями №1 к оспариваемому решению в Устав были внесены, в том числе следующие изменения: исключены абзац второй пункта 5.8, абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12, признаны утратившими силу пункты 5.20, 5.21, 5.22, 5.23; а пункт 5.19 изложен в следующей редакции: Ректор Университета назначается Минсельхозом России в установленном порядке из числа кандидатов, прошедших аттестацию, сроком до пяти лет. Кандидаты на должность Ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных источниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Кандидаты на должность Ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность Ректора Университета устанавливаются Минсельхозом России. На основании указанного Приказа 27 июня 2017 года была внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Административный истец считает оспариваемое решение незаконным, поскольку оно противоречит статьям 9.2 и 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; п.10 ст.3, ст.4 Федерального закона от 21 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положениям Устава ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», Положению об Учёном совете ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: права и интересы педагогических работников, право на соблюдение принципа коллегиального принятия решений, права на участие трудового коллектива образовательного учреждения при определении кандидата на роль руководителя.
Согласно п.2 ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. В соответствии со статьёй 14 этого же Закона, учредительными документами некоммерческих организаций являются устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения. 2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Положениями п.5.6 Устава ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» установлено, что университете формируются коллегиальные органы управления, к которым относится конференция работников и обучающихся Университета – Конференция, к полномочиям которой относятся, согласно п.5.8 Устава, в том числе и избрание Ректора Университета, а также Учёный совет, к полномочиям которого, в соответствии с п.5.12 Устава, относится в том числе рассмотрение проекта Устава Университета и вносимые в Устав изменения и/или дополнения. В соответствии с п.5.19 Устава Университета Ректор избирается на Конференции Университета с последующим утверждением учредителем Университета.
Из Устава исключены следующие положения: абзац второй пункта 5.8 – Конференция избирает членов Ученого совета Университета; абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12 Ученый совет Университета осуществляет общий контроль соблюдения работниками и обучающими Университета законодательства Российской Федерации и настоящего Устава; определяет порядок выдвижении кандидатур на должность Ректора Университета и требований к ним; заслушивает и утверждает ежегодно отчёт ректора, в том числе о поступлении и расходовании средств. Утратившие силу пункты 5.20, 5.21, 5.22, 5.23 регламентировали сроки и процедуру выборов Ректора Университета, порядок выдвижения кандидатур и требования к ним, проведения Конференции по выборам Ректора Университета. Пунктом 5.2 Устава закреплено, что Управление Университетом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом. Решением нарушен порядок внесения изменений в Устав, предусматривающий право работников на коллегиальное обсуждение и согласование вносимых поправок (л.д.4-7).
ФИО3 извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил (л.д.73).
Его представитель ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что ответчик признаёт позицию, изложенную в административном исковом заявлении, подтверждая её, но делает другой вывод. У истца есть основания обратиться в суд, поскольку в п.5.2 Устава закреплено, что управление Университетом осуществляется на основе сочетания принципа единоначалия и коллегиальности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Если посмотреть действующий Устав до изменений, в нём указано, что значит Конференция Университета и порядок внесения изменений в Устав. ФИО3 не возражает относительно возможности и правомерности внесения изменений в Устав, но настаивает на том, чтобы было соблюдён законный порядок таких изменений. Для того чтобы внести изменения в Устав, необходимо их согласовать с сотрудниками, трудовым коллективом. Минсельхоз нарушил порядок внесения изменений в Устав, установленный им же. Устав Университета и сама идея, когда он был образован, заложены таким образом, что трудовой коллектив участвует в жизни и в управлении Университетом. Это второй прецедент в Российской Федерации, когда таким образом меняются уставы: в Тимирязевском аграрном университете в Москве и Санкт-Петербургском государственном аграрном университете. В остальных университетах должность ректора является выборной. Там есть сложная процедура, в конечном итоге всё утверждается учредителем, но участие трудового коллектива было гарантировано и оно необходимо. В противном случае нужно менять устав полностью под нынешние реалии и убирать из положения устава, такие слова, как «коллегиальное управление» и всё, что непосредственно связано с трудовым коллективом университета. Если исходить из логики Министерства сельского хозяйства, то трудовой коллектив вообще не наделён никакими правами управления университета. По его мнению, изменения необходимо было согласовать с Конференцией.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указало, что в соответствии со ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями. Утверждение устава бюджетного учреждения, а также внесение в него изменений в отношении федеральных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года №539 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, согласно п.32 раздела VI которого устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Пунктом 2 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года №537, установлено, что функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение.
В соответствии с подпунктами «б», «в», «в», «г» пункта 3 названного Положения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке утверждает устав федерального бюджетного учреждения, а также вносимые в него изменения; назначает (утверждает) руководителя федерального бюджетного учреждения и прекращает его полномочия; заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального бюджетного учреждения.
Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 21 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации назначается учредителем образовательной организации.
Приказом Минсельхоза России от 15 мая 2017 года №233 (зарегистрирован в Минюсте России 31 мая 2017 года №46911) внесены изменения в порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, и руководителя указанной организации, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 октября 2013 года №389. В соответствии с данным приказом утратили силу положения, касающиеся, в том числе, порядка выдвижения кандидатур на должность ректора образовательных учреждений, деятельности ученого совета или иного совещательного органа образовательного учреждения при проведении аттестации кандидатов на должность руководителя.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2006 года №1041-р «Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (далее – Университет) отнесен к ведению Минсельхоза России (п.198 Перечня). Пунктом 1.2 Устава Университета определено, что Учреждение находится в ведении Минсельхоза России, который осуществляет в отношении него полномочия учредителя.
Таким образом, на основании приведенных норм законодательства Российской Федерации Минсельхоз России утверждает Устав Университета, вносимые в него изменения, назначает (утверждает) руководителя Университета и прекращает его полномочия. Соответственно, приказ от 14 июня 2017 года №203-у «О внесении изменений №1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» был издан Минсельхозом России в пределах компетенции, в точном соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации. При указанных обстоятельствах утверждение административного истца, что Минсельхоз России должен был согласовать изменения, вносимые в Устав, с коллегиальными органами управления Университета, - не состоятельно и не основано на правовых нормах.
В заявлении ФИО3 не указано, каким образом приказ Минсельхоза России от 14 июня 2017 года №203-у нарушает права и законные интересы административного истца. На момент издания оспариваемого приказа он в коллегиальные органы управления Университетом не входил, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Таким образом, правовые основания для удовлетворения требований ФИО3 к Минсельхозу России отсутствуют (л.д.62-65).
Участвовавшая в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи из Басманного районного суда г.Москвы представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признала, пояснила, что на момент издания приказа ФИО3 не входил в коллегиальный орган (в Конференцию, Ученый совет), соответственно права его не могут быть затронуты изданием приказа. Своим приказом Минсельхоз России перенес функции Конференции и Ученого совета по избранию Ректора. Все остальные функции как относились к Конференции и Ученому совету, так остались. Никакие принципы данным приказом не нарушены. Конференция является коллегиальным органом управления, что закреплено в п.5.6 Устава. Раньше изменения в Устав рассматривались Ученым советом на основании абзаца шестого пункта 5.12, но этот абзац исключен оспариваемым приказом. Минсельхоз России действовал в строгом соответствии с нормами законодательства, в которых определено, что Учредитель утверждает Устав и может вносить в него изменения. Представитель административного ответчика затруднился ответить на вопросы: были ли эти изменения в Устав рассмотрены органами управления Университета и кто готовил изменения в Устав.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно п.2 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537, функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Согласно п.3 Положения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке: б) утверждает устав федерального бюджетного учреждения, а также вносимые в него изменения; в) назначает (утверждает) руководителя федерального бюджетного учреждения и прекращает его полномочия; г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального бюджетного учреждения.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 1041-р, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург находится в ведении Минсельхоза России, который осуществляет в отношении него функции и полномочия учредителя.
Пунктом 5.4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, предусмотрено, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений.
Согласно п. 10.18 Положения, руководитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных организаций, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями трудовые договоры.
Судом установлено, что приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2015 года №26-у утвержден Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (л.д.66).
В пункте 1.2 Устава отражено, что Минсельхоз России осуществляет полномочия учредителя Университета. Полное официальное наименование Университета на русском языке: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», сокращенное наименование: ФГБОУ ВО СПбГАУ (л.д.13). Устав Университета, изменения и дополнения к нему утверждаются Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5.4 – л.д.18).
Согласно п.5.1 Устава Университет обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Под автономией Университета понимается его самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом. Управление Университетом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом (п.5.2). Пункт 5.5 определяет, что единоличным исполнительным органом Университета является Ректор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Университета. В Университете формируются коллегиальные органы управления, к которым относится конференция работников и обучающихся Университета (далее Конференция), Ученый совет, Попечительский совет и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания советов, структура, состав, полномочия, порядок принятия им решений и другие вопросы деятельности советов определяются положениями, утверждаемым Ученым советом Университета (п.5.6 – л.д.18).
Согласно пункту 5.8 Устава Конференция избирает Ректора Университета; избирает членов Ученого совета Университета, избирает представителей коллектива Университета в комиссию по трудовым спорам; принимает коллективный договор; рассматривает иные вопросы, отнесенные нормативными правовыми актами, настоящим Уставом к её компетенции (л.д.18). Пункт 5.12 Устава устанавливает полномочия Ученого совета Университета, в частности, рассматривает проект Устава Университета, а также вносимые в Устав изменения и (или) дополнения; определяет сроки и процедуры проведения выборов Ректора Университета; определяет порядок выдвижения кандидатур на должность Ректора Университета и требований к ним (л.д.19).
В соответствии с пунктом 5.19 Устава Ректор Университета избирается Конференцией Университета с последующим утверждением учредителем Университета. Кандидаты на должность ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций. Кандидаты на должность ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность ректора Университета устанавливаются учредителем Университета. Пункты 5.20, 5.21, 5.22, 5.23 Устава регламентируют сроки и процедуру выборов Ректора Университета на Конференции, порядок выдвижения кандидатур и требования к ним (л.д.20).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 июня 2017 года №203-у в Устав Университета внесены изменения №1; которыми исключены абзац второй пункта 5.8, абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12, признаны утратившими силу пункты 5.20, 5.21, 5.22, 5.23. Пункт 5.19 изложен в новой редакции: Ректор Университета назначается Минсельхозом России в установленном порядке из числа кандидатов, прошедших аттестацию, сроком до 5 лет. Кандидаты на должность Ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Кандидаты на должность ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность Ректора Университета устанавливаются Минсельхозом России. Кандидаты на должность Ректора Университета, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных учреждений, но обладающие достаточным и практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии Минсельхоза России назначаются на должность Ректора так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (л.д.67-70).
Исключенные абзацы и утратившие силу пункты касались выборов Ректора Университета и рассмотрения проекта Устава, внесения в него изменений и дополнений, отныне Ректор не избирается Конференцией, а назначается Минсельхозом России; Ученый совет Университета лишается права рассматривать проект Устава Университета, а также вносимые в Устав изменения (или) дополнения. Указания в административном исковом заявлении на содержание исключенных абзацев пунктов 5.8 и 5.12 не верно: Конференция сохраняет право избирать членов Ученого совета Университета; Ученый совет университета сохраняет права осуществлять общий контроль соблюдения работниками и обучающимися Университета законодательства Российской Федерации и настоящего Устава; заслушивать и утверждать ежегодно отчет Ректора, в том числе о поступлении и расходовании средств (л.д.19).
Из трудовой книжки ФИО3 следует, что 22 октября 2010 года по настоящее время он работает в ФГБОУ ВО СПбГАУ, с 25 ноября 2016 года работа в должности заведующего кафедрой экономики и организации в агропромышленном комплексе является основной (л.д.75-80). Учитывая, что ФИО3 может участвовать делегатом Конференции Университета, которая до издания оспариваемого приказа избирала Ректора Университета, а теперь лишена такого права, суд приходит к выводу о том, что он наделен правом подачи административного иска.
Суд не находит указанных административным истцом противоречий изменений в Устав положениям статьей 9.2 и 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; п.10 ст.3, ст.4 Федерального закона от 21 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Обязательность исполнения требований учредительных документов некоммерческой организации для самой некоммерческой организации и её учредителей (участников) не исключает права учредителя на внесение изменений в учредительные документы, что следует из пунктов 1.1, абзацев 2 и 3 п.4 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений; изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений.
В отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений соответствующим актом является Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539. Названным Порядком предусмотрено, что устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя (пункт 32 раздела VI). В данном случае полномочия учредителя осуществляет Минсельхоз России, ему как единственному уполномоченному лицу принадлежит право вносить изменения и дополнения в Устав Университета. Конференция, Ученый совет Университета не осуществляют функции учредителя Университета, следовательно, данным органам управления не принадлежит право вносить изменения и дополнения в Устав. Следовательно, вносимое приказом от 14 июня 2017 года №203-у изменение в Устав в полной мере соответствует положениям Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Для работников и обучающихся в Университете создаются условия для ознакомления с Уставом, предложениями о внесении в него изменений и (или) дополнений, а также условия для свободного обсуждения этих предложений (абзац 2 пункта 1.24 – л.д.16). Таким образом, любой работник Университета или обучающийся вправе обратиться в Минсельхоз России с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в Устав; экспонировать данное предложение для обсуждения в Университете и его органах. Предложение Минсельхозом России будет рассмотрено, заявителю будет дан ответ, и возможно, Министерством будет внесено изменение в Устав.
Предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования – демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, находит отражение в пунктах 5.1, 5.6, 5.8, 5.12 Устава (л.д.18-19). Коллегиальность в Управлении Университетом не отменяется. Коллегиальными органами управления являются Конференция, Ученый совет, студенческие советы, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Ученый совет Университета, в частности обладает следующими полномочиями: заслушивает и утверждает ежегодно отчёт Ректора, в том числе о поступлении и расходовании средств; рассматривает основные вопросы экономического и социального развития университета; рассматривает вопросы об использовании средств федерального бюджета и основные направления распределения внебюджетных финансовых средств; принимает порядок оказания платных образовательных услуг; принимает решения по вопросам организации учебного процесса; избирает деканов факультетов, заведующими кафедрами в порядке, установленном Уставом; проводит конкурс среди претендентов на должности профессоров, доцентов. Таким образом, Ученый совет обладает не только совещательными полномочиями, но и полномочиями по изданию локальных правовых актов, распорядительными полномочиями. Принцип коллегиальности сочетается с принципом единоначалия, который находит воплощение в деятельности ректора Университета (пункты 5.2 и 5.5 Устава – л.д.19). Согласно пункту 5.30 Ректор принимает решения по всем вопросам деятельности Университета, кроме отнесенных к компетенции Конференции и Ученого совета Университета (л.д.20). Данные положения Устава соответствуют нормам статьи 26 Федерального закона от 21 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Отношения между Университетом и Учредителем регулируются законодательством Российской Федерации и Уставом (пункт 5.3).
В нормах статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в частности, определены цели правового регулирования отношений в сфере образования, которыми являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
В части 3 статьи 4 данного Федерального закона закреплены основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
- определение правового положения участников отношений в сфере образования;
- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Административный истец не указал: каким образом изменения в Устав Университета нарушают правовые нормы данной статьи. Тогда как в проиллюстрированных судом положениях Устава находят отражение правовое положение участников отношений в сфере образования: педагогических работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Таким образом, Закон предусматривает возможность избрания руководителя образовательной организации конференцией работников и обучающихся с последующим утверждением учредителем образовательной организации, так и назначение учредителем образовательной организации. До внесения изменений в Устав действовало избрание Ректора Конференцией с последующим утверждением его Учредителем Университета, оспариваемым приказом предусмотрено назначение Ректора Минсельхозом России. Поскольку Закон допускает обе возможности и ни одна из них не имеет преимущества перед другой, то суд приходит к выводу о том, что учредитель организации был вправе изменить порядок наделения полномочиями Ректора.
В силу ч.4 ст.4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Анализируя вышеуказанные нормативные акты в свете ч.4 ст.4 названного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что внесение изменений в Устав Университета, назначение Ректора является прерогативой учредителя - Минсельхоза России, поэтому не нарушают прав педагогических работников Университета, в том числе и ФИО3 Рассмотрение Ученым советом Университета проекта Устава Университета, а также вносимых в него изменений и дополнений было лишено правового смысла, не соответствовало задачам данного органа, поэтому и было исключено из его компетенции. С мнением представителя административного истца о том, что отсутствие такого рассмотрения вносимых оспариваемым приказом изменений в Устав, свидетельствует о нарушении порядка внесения изменений в Устав, суд не может согласиться, поскольку Ученый совет не был наделен правом отклонять предлагаемые учредителем изменения, а раз он не обладал таким правом, то и порядок внесения изменения в Устав не был нарушен. Имеющие большую юридическую силу названные федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации не содержат указания на то, что изменения в устав организации вносятся в соответствии с порядком, установленным в уставе, а наделяют правом вносить такие изменения исключительно учредителя (лицо, осуществляющее полномочия учредителя) без какого-либо согласования с учреждением.
Суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС Российской Федерации приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что оспариваемые действия совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу административного истца, его расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со ст.111 КАС Российской Федерации возмещению с ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО3 отказать полностью в удовлетворении административного иска к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения, оформленного приказом от 14.06.2017 №203-у «О внесении изменений №1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».
ФИО3 отказать в возмещении расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (06 ноября 2017 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись