Дело № 2а-3335/23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Сочи 19 июня 2023 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Павлычеве О.В., с участием прокурора Ильиной О.О., представителя административного ответчика администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи по доверенности Кифниди Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах Ференц Ю. И. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании бездействия, выразившегося в неисполнении возложенной обязанности по проведению комплекса противооползневых мероприятий, включающего в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов №№ <адрес>, незаконным и возложении обязанности произвести в срок не позднее марта 2023 года комплекс противооползневых мероприятий, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов №№ <адрес>,
установил:
прокурор Центрального района города Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи в интересах Ференц Ю. И. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании бездействия, выразившегося в неисполнении возложенной обязанности по проведению комплекса противооползневых мероприятий, включающего в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов №№ <адрес>, незаконным и возложении обязанности произвести в срок не позднее марта 2023 года комплекс противооползневых мероприятий, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов №№ <адрес>.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка обращения Ференц Ю.И. о нарушении законодательства о защите населения и территории от чрезвычайной ситуации в районе дома № <адрес> и по иным вопросам, и установлено, что в районе домов <адрес> отсутствует организованная система отвода сточных поверхностных и грунтовых вод, в результате чего произошло смещение грунтовых масс склона, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному в <адрес>, в связи с чем, в адрес главы г. Сочи 05.11.2019 внесено представление.
15.01.2020 в прокуратуру района поступил ответ на указанный акт реагирования, в соответствии с которым департаментом городского хозяйства администрации г. Сочи в адрес департамента строительства администрации г. Сочи направлено письмо о возможности включения в муниципальную программу «Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи» комплекса противооползневых мероприятий, включающих в себя проектирование, строительство организованной системы водоотведения поверхностных грунтовых вод в районе домов №№ <адрес>.
Прокурором установлено, что МКУ г. Сочи «Управление капительного строительства» подготовлен расчет на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома <адрес>» на сумму 4 282,9 тысяч рублей».
Указанное мероприятие включено в основное мероприятие «Проведение мероприятий на территории города Сочи, направленных на укрепление существующих и возведение новых подпорных сооружений (обследование объектов)» муниципальной программы г. Сочи «Развитие инфраструктуры города Сочи», утвержденной постановлением администрации г. Сочи от 06.12.2021 № 2777.
В соответствии с решением Городского Собрания Сочи г. Сочи от 23.12.2021 № 145 «О бюджете города Сочи на.2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» лимиты бюджетных ассигнований доведены до главных распорядителей средств бюджета г. Сочи.
В бюджете г. Сочи на рассматриваемый период не предусмотрены расходные обязательства г. Сочи на реализацию мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома № 41 переулка Амбулаторный, Центрального внутригородского района города Сочи».
В связи с чем, постановлением администрации г. Сочи от 28.12.2021 № 3273 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 06.12.2021 № 2777 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие инфраструктуры города Сочи» вышеуказанное мероприятие из муниципальной программы «Развитие инфраструктуры города Сочи» исключено.
Далее, МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» подготовлен расчет на выполнение проектно- изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома № <адрес>» на сумму 4 468,0 тысяч рублей.
Департаментом строительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 02.06.2022 направлено обращение на имя главы г. Сочи о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета города Сочи в 2022 году на реализацию мероприятия «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома № <адрес>» (выполнение проектно-изыскательских работ).
В выделении дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета г. Сочи отказано.
На основании изложенного прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, выразившееся в неисполнении возложенной обязанности по проведению комплекса противооползневых мероприятий, включающего в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов <адрес>, незаконным, обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи произвести комплекс противооползневых мероприятий, в срок не позднее марта 2023 года, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов <адрес>.
В судебном заседании участвующий в судебном заседании прокурор Ильина О.О. на удовлетворении административных исковых требований прокурора настаивала по изложенным в иске основаниям.
Административный истец Ференц Ю.И. в судебное заседание не явился, в направленной в суд телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации города Сочи по доверенности Кифниди Н. Р. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований прокурора возражала по изложенным в письменных возражениях на административный иск основаниям.
Возражения на административный иск прокурора мотивированы тем, что администрация города Сочи считает данное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Муниципальным казенным учреждением города Сочи «Управление капитального строительства» подготовлен расчет на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома <адрес>» на сумму 4 282,9 тысяч рублей». Указанное мероприятие включено в основное мероприятие «Проведение мероприятий ни территории города Сочи, направленных на укрепление существующих и возведение новых подпорных сооружений (обследование объектов)" муниципальной программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Развитие инфраструктуры города Сочи», утвержденной постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 06.12.2021 № 2777. В соответствии с решением Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 23.12.2021 № 145 «О бюджете города Сочи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» лимиты бюджетных ассигнований доведены до главных распорядителей средств бюджета муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. В бюджете города Сочи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов не были предусмотрены расходные обязательства муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на реализацию мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома <адрес>». На основании вышеизложенного постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Краснодарского края от 28.12.2021 № 3273 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 06.12.2021 № 2777 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие инфраструктуры города Сочи» вышеуказанное мероприятие из муниципальной программы «Развитие инфраструктуры города Сочи» было исключено. Муниципальным казенным учреждением города Сочи «Управление капитального строительства» подготовлен расчет на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома <адрес>» на сумму 4 282,9 тысяч рублей». Департаментом строительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 02.06.2022 направлено обращение на имя Главы города Сочи о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета города Сочи в 2022 году на реализацию мероприятия «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома <адрес>» (выполнение проектно-изыскательских работ). В выделении дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета города Сочи было отказано. Департаментом строительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края повторно направлено обращение на имя Главы города Сочи о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета города Сочи в 2022 году на реализацию мероприятия «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома <адрес>» (выполнение проектно-изыскательских работ).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, ке исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании изложенного считает, что администрация города Сочи не уклонялась от совершения действий и предприняла все возможные меры для проведения комплекса противооползневых мероприятий, включающего в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов <адрес>. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, 30.06.2022 года в прокуратуру Центрального района г. Сочи обратился Ференц Ю.И. с письменным заявлением, в котором указал, что ввиду отсутствия организованной системы отвода сточных поверхностных и грунтовых вод для предотвращения смещения грунтовых масс склона на земельный участок с кадастровым номером № с <адрес> во время сильных дождей сточные воды и грунтовые воды топят и разрушают его дом. По его обращениям прокурором Центрального района г. Сочи 05.11.2019 года было внесено Представление главе города, однако результатов нет. На основании изложенного просит прокурора обязать соответствующие органы выполнить работы по организации организованной системы отвода сточных поверхностных и грунтовых вод для предотвращения смещения грунтовых масс склона на земельный участок с кадастровым номером № №, выполнить работы по вывозу смещенных грунтовых масс с земельного участка с кадастровым номером № № в полном объеме, укрепить оползневой участок для дальнейшего недопущения схода грунтовых масс на его земельный участок.
05.11.2019 года прокурором Центрального района г. Сочи на имя Главы города Сочи было внесено Представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, законодательства о водоотведении, в котором прокурор предложил принять незамедлительные меры к устранению указанных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению их впредь, по результатам рассмотрения разработать комплекс мер, направленных на устранение и недопущение впредь нарушений вышеуказанного законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Представление прокурора обосновано тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в районе домов №№ <адрес> отсутствует организованная система отвода сточных поверхностных и грунтовых вод, в результате чего произошло смещение грунтовых масс склона, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №, расположенном в СНТ «Альянс» в г. Сочи. В связи с изложенным, имеется необходимость произвести комплекс противооползневых мероприятий, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на указанном участке.
В обоснование своих требований прокурор сослался на Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 964-пр, которым утвержден Свод правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления".
Так, пунктами 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 Свода правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-1 технических, коммуникационных объектов, зон отдыха и других территориальных систем и отдельных сооружений. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения.
Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от "затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных.
Как следует из материалов дела, в том числе, из письменных возражений представителя административного ответчика, до настоящего времени комплекс противооползневых мероприятий, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на вышеуказанном земельном участке не выполнен.
15.01.2020 года в прокуратуру района поступил ответ на указанный акт реагирования, из которого следует, что департаментом городского хозяйства администрации г. Сочи в адрес департамента строительства администрации г. Сочи было направлено письмо о возможности включения в муниципальную программу «Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи» комплекса противооползневых мероприятий, включающих в себя проектирование, строительство организованной системы водоотведения поверхностных грунтовых вод в районе домов <адрес>. МКУ г. Сочи «Управление капительного строительства» подготовлен расчет на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома № <адрес>» на сумму 4 282,9 тысяч рублей». Указанное мероприятие включено в основное мероприятие «Проведение мероприятий ни территории города Сочи, направленных на укрепление существующих и возведение новых подпорных сооружений (обследование объектов)» муниципальной программы г. Сочи «Развитие инфраструктуры города Сочи», утвержденной постановлением администрации г. Сочи от 06.12.2021 № 2777 (далее - муниципальная программа «Развитие инфраструктуры города Сочи». В соответствии с решением Городского Собрания Сочи г. Сочи от 23.12.2021 № 145 «О бюджете города Сочи на.2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» лимиты бюджетных ассигнований доведены до главных распорядителей средств бюджета г. Сочи. В бюджете г. Сочи на рассматриваемый период не предусмотрены расходные обязательства г. Сочи на реализацию мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома № <адрес>». В связи с чем, постановлением администрации г. Сочи от 28.12.2021 № 3273 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 06.12.2021 № 2777 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие инфраструктуры города Сочи» вышеуказанное мероприятие из муниципальной программы «Развитие инфраструктуры города Сочи» исключено. Далее, МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» подготовлен расчет на выполнение проектно- изыскательских работ по объекту «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома № <адрес>» на сумму 4 468,0 тысяч рублей Департаментом строительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 02.06.2022 направлено обращение на имя главы г. Сочи о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета города Сочи в 2022 году на реализацию мероприятия «Противооползневые мероприятия в районе жилого дома № <адрес>» (выполнение проектно-изыскательских работ). В выделении дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета г. Сочи отказано.
Таким образом, в нарушение п.п. 3,5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131, ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органами местного самоуправления не предприняты меры, направленные на проведение комплекса противооползневых мероприятий, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на рассматриваемом участке, что создает угрозу жизни и здоровью, влечет возможность причинения вреда в будущем.
Принимая во внимание, что согласно п.4 ст. 14, п.4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоотведения отнесена к вопросам местного значения, суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца Ференц Ю.И.
Так, в силу положения ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
В соответствии со ст.ст. 16, 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416) к полномочиям органов местного самоуправления поселения по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоотведения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случаи невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании ст. 2 Закона № 416 под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждёнными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168 (далее - Правила технической эксплуатации систем водоснабжения).
В силу п. 3.1.1 Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации, основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного требования закона суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи произвести комплекс противооползневых мероприятий, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов №№ <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пп.9 и пп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, понесенные судом судебные издержки следует отнести на счет средств бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
административные исковые требования прокурора Центрального района города Сочи в интересах Ференц Ю. И. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании бездействия, выразившегося в неисполнении возложенной обязанности по проведению комплекса противооползневых мероприятий, включающего в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов №№ <адрес>, незаконным и возложении обязанности произвести в срок не позднее марта 2023 года комплекс противооползневых мероприятий, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод на земельном участке в районе домов №№ <адрес> удовлетворить полностью.
Признать незаконным и нарушающим права Ференц Ю. И. бездействие администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, выразившееся в неисполнении возложенной обязанности по проведению комплекса противооползневых мероприятий, включающего в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод, на земельном участке в районе домов №№ <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи произвести комплекс противооползневых мероприятий, включающий в себя организацию системы водоотведения поверхностных и грунтовых вод, на земельном участке в районе домов №№ <адрес>.
Установить срок исполнения решения суда 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мотивированное решение составлено 03 июля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Е.М. Вергунова