ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3339/21 от 23.12.2021 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

57RS0023-01-2021-004785-58

Дело № 2а-3339/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г.Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Паршиной Л.В.,

помощник судьи Алешина В.М.,

с участием представителя процессуального истца прокурора Капустянской Г.В.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя отряда ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело № 2а-3339/21 по иску прокурора Советского района г.Орла, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации г.Орла, заинтересованные лица – Департамент финансов Орловской области, Правительство Орловской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально административный истец прокурор Советского района г.Орла обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к администрации г.Орла о признании бездействия незаконным. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент финансов Орловской области, Правительство Орловской области. В обоснование исковых требований указано следующее.

Во исполнение задания прокуратуры Орловской области прокуратурой Советского района г.Орла проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям.

В ходе проверки было установлено, что на территории г.Орлана учёте по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в администрации г.Орла состоял 929 семей, из них – 861 многодетная; для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства – 396 семей, из них 250 – многодетных; из 1 111 многодетных семей, состоящих на учёте для получения земельных участков, 138 семей проживают на территории советского района г.Орла. В администрации г.Орла был образован 21 земельный участок, которые включены в перечень-реестр земельных участков для бесплатного предоставления и для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, указанных земельных участков недостаточно для обеспечения ими граждан, состоящих на учёте в администрации г.Орла, относящихся к категории многодетных семей.

Согласно сведениям, представленным администрацией г.Орла, в бюджете г.Орла в 2021 году для выполнения кадастровых работ заложено 316 200 руб., данная сумма объективно не соответствует количеству многодетных семей, проживающих на территории Советского района г.Орла и состоящих на учёте для предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

В настоящее время формирование земельных участков на территории г.Орла для строительства индивидуальных жилых домов осуществляется по мере выявления земельных участков, свободных от прав третьих лиц и обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой.

В связи с недостаточностью свободных земельных участков для предоставления многодетным семья администрация г.Орла обращалась в органы государственной власти Орловской области.

Администрацией Орловской области было рекомендовано принятие в собственность муниципального образования «город Орёл» из собственности Орловского района 122 земельных участков общей площадью 908 819 кв.м в Лошаковском сельском поселении.

Была осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования «город Орёл» на 122 указанных земельных участков.

Однако данные земельные участки не обеспечены инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, что препятствует включению их в перечень-реестр земельных участков для бесплатного предоставления для индивидуального жилищного строительства.

Прокуратурой района 2011.2020 года и 16.09.2021 года в адрес мэра г.Орла выносились представления об устранении выявленных нарушений закона по обеспечению земельными участками многодетных семей, однако, каких-либо мер принято не было.

В связи с этим первоначально административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г.Орла по непроведению работ по формированию, постановке на кадастровый учёт земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, проживающим на территории Советского района г.Орла, в объёме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учёте в администрации г.Орла, с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков; обязать администрацию г.Орла провести работы по формированию, постановке на кадастровый учёт таких земельных участков в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования – просил суд признать незаконным бездействие администрации г.Орла в части непринятия мер по формированию земельных участков для многодетных семей, проживающих на территории г.Орла в целом.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца прокурор Капустянская Г.В. поддержала исковые требования, с учётом их уточнения.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Орлу ФИО3 возражал относительно удовлетворения иска; указал, что выполнения заявленных административным истцом работ осуществляется за счёт субвенций местным бюджетам, которые фактически не предоставляются; в период с 23.11.2015 года администрацией г.Орла было проведено 19 жеребьёвок по выбору земельных участков для предоставления гражданам льготной категории, по результатам них предоставлено 50 земельных участков; в настоящее время администрацией г.Орла образован ещё 21 земельный участок, которые включены в перечень-реестр земельных участков для бесплатного предоставления для индивидуального жилищного строительства; проведение соответствующей жеребьёвки планируется; генеральным планом г.Орла и Правилами землепользования и застройки г.Орла утверждена зона застройки индивидуальными жилыми домами, расширение данной зоны не планируется; администрацией г.Орла на постоянной основе проводятся мероприятия по выявлению неиспользуемых земельных участков для их образования и включения в перечень-реестр земельных участков для предоставления лицам льготной категории; указанные административным истцом 122 земельных участка из собственности Орловского района (территория Лошаковского сельского поселения) не включены в соответствующий перечень-реестр в связи с отсутствие инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой; 15.03.2021 года на имя заместителя Губернатора области были направлены дорожные карты по обеспечению указанных земельных участков соответствующей инфраструктурой, до настоящего времени ответ не получен; по тем же основаниям, а также в связи со спецификой рядом расположенных объектов (загородная учебная база юридического института, включающая в себя учебный автодром и стрелковый тир) не может быть включён в перечень-реестр земельный участок, находящийся на Наугорском шоссе, принятый в муниципальную собственность); в соответствии с п.6 ст.39.5 Земельного Кодекса РФ администрация г.Орла неоднократно направляла в Орловский городской совет народных депутатов предложения о внесении изменений в региональное законодательство в части предоставления иных мер социальной поддержки многодетным семьям взамен предоставления земельных участков, на текущий момент каких-либо изменений в региональное законодательство не внесено. В связи с этим представитель административного истца полагал, что отсутствует виновное бездействие администрации г.Орла в необеспечении многодетных семей земельными участками, просил в удовлетворении иска отказать.

Опрошенные в ходе судебного разбирательства представителя третьих лиц Департамент финансов Орловской области, Правительства Орловской области поддерживал позицию административного ответчика по основаниям, им изложенным.

Представителем Департамента государственного имущества представлен письменный отзыв на иск, в котором также изложена аналогичная позиция.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Прокуратурой Советского района г.Орла была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке. которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу части 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с такого учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Орловской области от 10.11.2015 № 1872-03 «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» земельные участки земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального, жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Орловской области от 10.11.2015 № 1872-3, предоставление гражданам (семьям), указанным в части настоящей статьи, Земельных участков осуществляется по месту их жительства на территории сельского поселения (городского поселения) Орловской области, городского округа Орловской области, если иное не предусмотрено настоящим Законом, при условии постоянного проживания данных граждан (хотя бы одного из членов семьи) на территории Орловской области не менее трех лет.

В силу ч. 3 ст. 2 Закона Орловской области от 10.11.2015 № 1872-03 для индивидуального жилищного строительства в случаях, предусмотренных в подпунктах «а», «б» - «е» пункта 2 части 1 настоящей статьи, гражданам (семьям) проживающим на территории города Орла, города Ливны, города Мценска Орловской области, земельные участки из земель, находящихся в собственности области, могут предоставляться на территории Орловского района, Ливенского района, Мценского района Орловской области соответственно.

Согласно ч. 3.1 ст. 2 Закона Орловской области от 10.11.2015 №1872-0З для индивидуального жилищного строительства в случае, предусмотренном в подпункте «а. 1» пункта 2 части 1 настоящей статьи, земельные участки из |земель, находящихся в собственности области, могут предоставляться с согласия |гражданина на территории Орловской области вне зависимости от места жительства гражданина, если в Перечнях-реестрах земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан на территории Орловской области, отсутствуют земельные застки из земель, находящихся в собственности области, муниципальной збственности, либо из земель, государственная собственность на которые не вфаничена, расположенные на территории соответствующего сельского зселения (городского поселения) Орловской области, городского округа рловской области по месту жительства гражданина, а также из земель, аходящихся в муниципальной собственности муниципального образования рловской области, расположенных на территории иного муниципального зразования Орловской области, в случае, предусмотренном частью 3.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 2 Закона Орловской области от 10.11.2015 № 872-03 орган местного самоуправления муниципального образования Орловской области (городского округа, городского поселения, муниципального района), на чете в котором состоят граждане (семьи) в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, с согласия гражданина (семьи) может предоставлять таким гражданам (семьям) земельные участки из земель, находящихся в собственности такого муниципального образования, но расположенных на территории иного муниципального образования Орловской области.

В ходе проверки установлено, что на территории г. Орла, в настоящее время, на учете по бесплатному предоставлению в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в администрации г. Орла стоит граждан (семей) 929, из них 861 многодетная семья.

Для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства всего - 396, из их - 250 многодетных семей.

Всего на учёте для получения земельного участка в администрации г.Орла стоят 1 111 многодетных семей.

В администрации г. Орла образован 21 земельный участок, которые включены в перечень-реестр земельных участков для бесплатного предоставления для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, указанных земельных участков недостаточно для обеспечения ими граждан, состоящих на учтёт в администрации г.Орла, относящихся к категории многодетных семей и имеющих право на предоставление земельных участков.

Согласно сведениям, предоставленным администрацией г.Орла, в бюджете. Орла в 2021 году, для выполнения кадастровых работ заложено 316 300 рублей, данная сумма объективно не соответствует количеству многодетных семей, проживающих на территории Советского района г. Орла и состоящим на учете для предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

В настоящее время формирование земельных участков на территории юрода Орла для строительства индивидуальных домов осуществляется по мере выявления земельных участков свободных от прав третьих лиц и обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой. В связи с тем, что очередь значительно больше, чем имеющиеся земельные участки, администрация города г.Орла обращалась в органы государственной власти Орловской области.

Администрацией Орловской области было рекомендовано принятие в собственность муниципального образования «Город Орёл» из собственности Орловского района 122 земельных участка общей площадью 908 819 кв.м, в Лошаковском сельском поселении.

Проведена государственная регистрация права собственности муниципального образования «Город Орёл» на 122 земельных участка, переданных из собственности муниципального образования Орловский район Орловской области.

Данные участки не обеспечены инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, что препятствует их включению в перечень-реестр земельных участков для бесплатного предоставления для индивидуального жилищного строительства.

Прокуратурой района 20.11.2020 и 16.09.2021 в адрес мэра г.Орла выносились представления об устранении выявленных нарушений закона по обеспечению землями многодетных семей, однако каких - либо мер по Армированию необходимого количества земельных участков для обеспечения СМИ многодетных семей Советского района г. Орла, не принято.

В обоснование отсутствия виновного бездействия по выполнению вышеуказанных требований администрацией г.Орла суду представлены следующие письменные обращения: письмо врио главы Орловского района Орловской области от 03.11.2021 года по вопросу о планировании финансирования в 2022, 2023 годах работ по организации улично-дорожной сети и прокладку инженерных коммуникаций на территории земельного участка, расположенного в Лошаковском сельском поселении, с проектируемым количеством 325 земельных участков под ИЖС, ответ суду не представлен; письмо в Правительство Орловской области от 07.10.2021 года с предложением о внесении изменений в региональное законодательство в части замены выделения земельных участков данной льготной категории лиц на денежную компенсацию, ответ суду не представлен; письма аналогичного содержания в Комитет по аграрной политике, природопользованию и экологии от 24.11.2020 года и от 21.09.2021 года, ответы суду не представлены; письмо Губернатору области от 15.03.2021 года о разработке дорожной карты по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков на территории Лошаковского сельского поселения.

Проанализировав все указанные документы, суд приходит к выводу, что указанные действия административного ответчика не свидетельствуют о реализацией администрацией г.Орла в полной мере её полномочий – прав и обязанностей, установленных ст.4 Закона Орловской области № 1872-ОЗ, которой установлен перечень мероприятий, а также сроки их выполнения в связи с обеспечением лиц льготной категории земельными участками.

В связи с этим суд приходит к выводу, что администрацией г.Орла должным образом не реализуются положения действующего законодательства применимо к данным правоотношениям, должностные лица администрации г.Орла не исполняют обязанности по обеспечению многодетных семей земельными участками.

В связи с этим суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Заявленный административным истцом срок выполнения заявленных работ – пять месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу – является разумным, доказательств обратного суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г.Орла, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации г.Орла, заинтересованные лица – Департамент финансов Орловской области, Правительство Орловской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, о признании незаконным бездействия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Орла по непроведению работ по формированию, постановке на кадастровый учёт земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, проживающим на территории г.Орла, в объёме, обеспечивающим потребности граждан, состоящих на учёте в администрации г.Орла, с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков.

Обязать администрацию г.Орла провести работы по формированию, постановке на кадастровый учёт земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, проживающим на территории г.Орла, в объёме, обеспечивающим потребности граждан, состоящих на учёте в администрации г.Орла, с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков – в течение пяти месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Председательствующий Т.А. Михеева

Мотивированное решение изготовлено 28.03.2022 года.