Дело 2а-333/2019
43RS0021-01-2019-000416-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Малмыж 14 августа 2019 года
Малмыжский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Камашева В.А., при секретаре Алалыкиной Е.Н. с участием прокурора Малмыжского района Гайфутдинова Ф.Г., административного истца ФИО1, представителя административного ответчика - председателя избирательной комиссии МО Калининского сельского поселения Малмыжского района - ФИО2, заинтересованных лиц: представителя политической партии «ЛДПР» по доверенности- ФИО3; председателя территориальной избирательной комиссии Малмыжского района - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района об отмене постановления ИК МО Калининское сельское поселение Малмыжского района от 07.08.2019 г. № 10 об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на должность главы муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района Кировской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района об отмене постановления ИК МО Калининское сельское поселение Малмыжского района от 07.08.2019 г. № 10 об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на должность главы муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района Кировской области.
В обоснование иска указано, что от 07.08.2019 г. постановлением № 10 избирательной комиссии муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района ему отказали в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района Кировской области.
В соответствии с выпиской из протокола конференции Кировского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России от 06.07.2019 года, он был выдвинут кандидатом на должность главы муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района Кировской области.
Во исполнение требований федерального законодательства КРО ЛДПР, путем внутреннего почтового отправления, направило уведомление о проведении внеочередной конференции КРО ЛДПР 02.07.2019г., то есть за 4 дня до проведения самой конференции, прошедшей 06.07.2019 года в городе Кирове.
Более того, КРО ЛДПР, в целях исполнения федерального законодательства, на электронную почту, указанную на сайте администрации Малмыжского района Кировской области, для Калининского сельского поселения http://malmvzh43.ru/poseleniia/kalininskoe-selskoe-poseleiiie, priem@malmvzh43.ru 02.07.2019 г. было также продублировано Уведомление о проведении конференции. Указанный адрес электронной почты размещен внизу вышеуказанного сайта, а значит, является актуальным.
Считает, что им, как кандидатом на должность главы Калининского сельского поселения Малмыжского района Кировской области и КРО ЛДПР были выполнены все необходимые требования законодательства для его выдвижения и регистрации. На иные несоответствия в документах, предоставленных им на выдвижение и регистрацию в Избирательную комиссию муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района, ему указано не было.
Просит отменить Постановление избирательной комиссии муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района от 07.08.2019 г. № 10. Обязать зарегистрировать его в качестве кандидата.
Административный истец ФИО1, представитель Всероссийской политической партии «ЛДПР» Кировского регионального отделения «ЛДПР» по доверенности - ФИО3 в судебном заседании просили иск удовлетворить по основаниям, указанным в нем. Указали, что считают направление «Уведомления» на электронную почту районной администрации надлежащим извещением. Указали, что иных препятствий в регистрации кандидата в ИК МО Калининское сельское поселение не имеется. О том, что электронный адрес, указанный на сайте районной администрации не актуален, они не знали, на сайте таких сведений нет. Учитывая, что по электронной почте «Уведомление» «ушло», считают обязанность по направлению уведомления исполненной.
Представитель административного ответчика, председатель избирательной комиссии МО Калининского сельского поселения Малмыжского района - ФИО2, председатель территориальной избирательной комиссии Малмыжского района - ФИО4 просили суд отказать в удовлетворении иска. Здесь же одновременно признали, что заседания ИК МО Калининское сельское поселения, о решение вопроса о его регистрации, не проводили, протокол заседания не вели, ФИО1 не извещали о времени и месте заседания ИК МО. Указали, что отказали в регистрации кандидата, в связи с неуведомлением политической партией КРО ЛДПР избирательной комиссии МО Калининское сельского поселения о выдвижении кандидата в указанные в законе сроки. Пояснили, что ни ИК МО Калининское сельское поселения, ни ТИК Малмыжского района не имеют своих электронных адресов, официальных сайтов, все документы поступают на электронную почту администрации района, либо администрацию сельского поселения, а также по почте в те же адреса. Подтвердили, что электронный адрес, указанный в административном иске, официальном сайте Малмыжского района, не актуален и не работает. Изменения на сайте районной администрации были внесены лишь 12.08.2019 года. Заявили, что имеются другие адреса на которые можно было направить « Уведомление», в том числе почтовые, могли позвонить по телефону.
Прокурор Малмыжского района Гайфутдинов Ф.Г. в своем заключении указал на незаконность принятого решения и наличие оснований для удовлетворения жалобы. При этом указал на грубые нарушения избирательного законодательства при принятии оспариваемого решения. Отсутствие достоверной, актуальной контактной информации на сайте районной администрации для лиц участвующих (желающих участвовать) в выборах. Просил суд, вынести частное определение в адрес ТИК Малмыжского района, не обеспечившей полноценный доступ граждан к выборным процедурам, за отсутствие контроля при принятии решений нижестоящими избирательными комиссиями.
Суд, заслушав участников, исследовав письменные материала дела, соглашаясь с заключением прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
В силу ст. 3 КАС Российской Федерации, целью административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, ст. 4 КАС РФ, устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Судом, разъяснено сторонам, что обязанность доказывания возлагается на административный орган, чьи действия ( решения) оспариваются.( ст.62 КАС РФ)
В соответствии с ч.ч.1 и 10 ст. 239 КАС РФ Избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме, в том числе об отказе в регистрации кандидата. Здесь в суд может обратиться сам кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Решением Калининской сельской Думы 18 июля 2019 года за №33 были назначены досрочные выборы главы Калининского сельского поселения Малмыжского района Кировской области на 9 сентября 2019 года. Решение о назначении выборов 21.06.2019 г. опубликовано на официальном сайте администрации Малмыжского района и в информационном бюллетене.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Малмыжского района Кировской области №16/1 от 08.06.2018 г. сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 654 и назначен состав членов комиссии данного избирательного участка с правом решающего голоса в количестве 11 человек. На основании постановления Избирательной комиссии Кировской области от 14.06.2013г. № 82/530 полномочия избирательной комиссии муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района Кировской области (далее-ИКМО) возложены на участковую избирательную комиссию №654. Постановлением территориальной избирательной комиссии Малмыжского района Кировской области № 34/3 от 21.06.2019.
Данные, обстоятельства не оспаривались сторонами, признаются судом установленными.
В Малмыжском районе местного отделения Политической партии ЛДПР - Либерально- демократической партии России не имеется.
06 июля 2019 года на 64-ой внеочередной конференции от Кировского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально демократической партии России (КРО ЛДПР) ФИО1, был выдвинут в качестве кандидата на должность главы Калининского сельского поселения Малмыжского района Кировской области.
Данные обстоятельства не оспаривались в суде сторонами. Нашли свое подтверждение в представленных документах.
Таким образом, судом не установлено нарушение требований законодательства к порядку выдвижения кандидата избирательным объединением, политической партией КРО ЛДПР, т.е. положения ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы административного истца подтверждаются:
- выпиской из протокола конференции Кировского регионального отделения политической партии ЛДПР России от 06.07.2019 года.
-свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 10 мая 2018 года.
-заявлением ФИО1 о согласии баллотироваться кандидатом на муниципальных выборах.
- справкой выданной Кировским региональным отделением политической партии ЛДПР России о том, что ФИО1 является членом данной партии.
В избирательную комиссию МО Калининское сельское поселение ФИО1 были представлены 22.07.2019 необходимые документы для выдвижения и регистрации. Перечень документов и дата их принятия указаны в «Подтверждении получения документов для уведомления о выдвижении избирательным объединением» от 22.07.2019 года. Данные документы были представлены и в суд, исследованы судом, в рамках рассмотрения настоящего дела.
7 августа 2019 года избирательной комиссией МО Калининское сельское поселение было проведено заседание по регистрации кандидатов на должность главы Калининского сельского поселения, о чем ФИО1 не был извещен.
Данные обстоятельства подтверждаются как его показаниями, так и показаниями председателя ИК МО Калининское сельское поселение ФИО2, отсутствием документального подтверждения такого извещения.
Судом установлено, что заседание комиссии 07.08.2019г. не было проведено в установленном законом порядке, председатель ИК МО Калининское сельское поселение ФИО2, известив членов комиссии по мессенджеру «Ватсап», единолично, не ведя протокола, не проведя голосования, вынесла оспариваемое Постановление, текст которого взяла с сайты МО Котельнический район, адаптировав то к ситуации с ФИО1, позднее копию вручила административному истцу.
Данные обстоятельства подтверждаются как ее личными пояснениями в суде, так и представленной в суд справкой, подписанной председателем и секретарем ИК МО Калининское сельское поселение.
Судом установлено, что ИК МО Калининское сельское поселение были грубо нарушены нормы, регламентирующие порядок и процедуру принятия оспариваемого решения, в том числе требования ст. ст. 28 и 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.32 Конституции РФ, ст.ст. 4, 8, 11 Закона Кировской области от 03.11.2005 N 375-ЗО (ред. от 21.12.2018) "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдумов в Кировской области", заседание комиссии не назначалось, заинтересованные лица и члены комиссии не приглашались, голосование не проводилось, протокол не велся, решение вынесено председателем ИК МО Калининское сельское поселение ФИО2 единолично.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и подлежащим отмене.
Обсуждая доводы административного ответчика указанные в оспариваемом постановлении и в возражениях на административный иск, указанные как основание для отказа в регистрации административного истца кандидатом на выборы, суд пришел к следующим выводам:
Как следует из оспариваемого постановления, письма (возражения) административного ответчика основанием для отказа кандидату в регистрации явилось отсутствие своевременного «Уведомления» Кировским региональным отделением политической партии ЛДПР, т.е. партия не выполнила требование Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», не уведомила избирательную комиссию муниципального образования Калининского сельского посления в срок не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия по выдвижению кандидата.
В обоснование указали на то, что извещение о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов, назначенного на 6 июля 2019 года, поступило в избирательную комиссию муниципального образования 8 июля 2019 года, что подтверждается оттиском печати на почтовом конверте. Указанное «Уведомление» по электронной почте не поступало.
Данные доводы, подтверждают сведениями, содержащимися на конверте почтового отправления, в копии журнала исходящей корреспонденции, отчете об отслеживание почтовой корреспонденции, из которых следует, что почтовое отправление с «Уведомлением» поступило в Малмыжскую районную администрацию 08.07.2019 года, а в ИК МО Калининское с\п только 07.08.2019 г. т.е. за сроками установленными законом.
Однако, как следует из пояснений председателя ИК МО ФИО2, свидетеля ФИО5, работающей системным администратором Малмыжской районной администрации, адрес электронный почты priem@malmvzh43.ru находившийся до 12.08.2019 г на официальном сайте Малмыжской районной администрации не был актуальным. Изменения данного адреса, на официальный сайт Малмыжской районной администрации, внесены лишь 12.08.2019 года. Адреса же электронной почты, официального сайта МО Калининское сельское поселение нет. Имеющиеся в сети интернет сайты, таковыми не являются. На официальном сайте администрации Малмыжского района указаний на то, куда необходимо направлять документы лицам, участвующим в выборах, нет. В настоящее время сведения на сайте администрации района обновлены, адрес priem@malmvzh43.ru аннулирован, указан новый адрес admmalm@kirovreg.ru является единственным официальным адресом электронной почты для сельских поселений, избирательных участков района.
Другой адрес, указанный в административном иске является ссылкой на сайт Малмыжской районной администрации http://malmvzh43.ru/poseleniia/kalininskoe-selskoe-poseleiiie, не является адресом электронной почты.
В соответствие с требованиями «в» п. 24 ст. 38, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. в ч.1 ст. 27 Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О политических партиях"- политическая партия обязана извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Форма извещения законодателем не определена. Таким образом, форма «Уведомления» определяется самой политической партией.
Как следует из представленных документов политическая партия ЛДПР, Кировское региональное отделение, выбрала два способа извещения. Почтовым отправлением направленным 02.07.2019 года в адрес ИК МО Калининское сельское поселение, полученное ИК МО Калининское сельское поселение лишь 07.08.2019 года из администрации Калининского сельского поселения, куда оно поступило ещё 08.07.2019 года, а так же на электронный почтовый адрес, находящийся на официальном сайте Малмыжской районной администрации.
Данные обстоятельства участниками в суде не оспаривались, признаются судом установленными.
Кроме того в нарушение п.3.1.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" утв. Постановление ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 (ред. от 18.05.2016) ИК МО Калининское сельское поселение случае несвоевременного поступления «Уведомления» от избирательного объединения (партиий) обязано было, но не известило об этом территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, до настоящего времени.
Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании председатель ИК МО Калининское сельское поселение ФИО2.
Таким образом, суд считает, что представители политической партии КРО ЛДПР были введены в заблуждение сведениями насчет актуальности адреса электронной почты priem@malmvzh43.ru, указанного на официальном сайте администрации Малмыжского района, поэтому считает «Уведомление» состоявшимся. Добросовестно заблуждались насчет получения ИК МО Калининское сельское поселение, требуемого по закону « Уведомления».
Кроме того, суд находит заслуживающим внимания доводы административного истца о том, что если бы ему своевременно в июле 2019 года сообщили об отсутствии «Уведомления», он вполне мог представить недостающие документы и баллотироваться как независимый кандидат. При этом суд учитывает требования избирательного закона, Конституции РФ о праве граждан выбираться и быть выбранным, участвовать в выборах, обязанности органов власти и управления способствовать гражданам в осуществлении их конституционных прав.
Учитывая пояснения председателя ИК МО ФИО2 указавшей, что других препятствий в регистрации кандидатом, кроме несвоевременного «Уведомления» у ФИО1 нет, а так же с учетом исследованных в суде документов, представленные ФИО1 для регистрации кандидатом на должность главы Калининского муниципального района, суд считает достаточным основанием для регистрации ФИО1 кандидатом на должность главы муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района Кировской области. Иных препятствий для его регистрации в качестве кандидата, судом не установлено, в суде сторонами не заявлено.
Учитывая вышеизложенное, суд находит необходимым удовлетворить требования административного истца.
Иные доводы административного ответчика о ненадлежащем уведомление ИК МО Калининское сельское поселение КРО ЛДПР о проведение выдвижения кандидата ( могли позвонить по телефону), суд признает несостоятельными, не являющимися основанием для отказа от иска.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 177, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд:
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к избирательной комиссии муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района об отмене постановления ИК МО Калининское сельское поселение Малмыжского района от 07.08.2019 г. № 10 об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на должность главы муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района Кировской области – удовлетворить.
Данное решение является основанием для регистрации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, гражданина России кандидатом на должность главы муниципального образования Калининское сельское поселение Малмыжского района Кировской области.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение пяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Малмыжский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2019 года.
Судья В.А. Камашев