ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/20 от 06.07.2020 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело №2а-333/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

06 июля 2020 года г.Касли

Каслинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Ахлюстиной Е.М.,

при секретаре Заколяпиной Н.С.,

с участием помощника Каслинского городского прокурора Балчуговой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каслинского городского прокурора Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной,

У С Т А Н О В И Л:

Каслинский городской прокурор Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области о признании информации, распространяемой посредствам сети «Интернет», запрещенной мотивируя свое требование тем, что в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением Федерального закона №124-ФЗ от 31 мая 2002 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 124-ФЗ), Федерального закона Российской Федерации №149-ФЗ от 18 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ), Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии со ст.4 Закона №124-ФЗ целями государственной политики в интересах детей являются: содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. При проведении мониторинга сети Интернет на сайте социальной сети «Вконтакте» выявлена страница «АУЕ» по <адрес>, содержащая информацию, мотивирующую к применению насилия, неподчинению законам, создающая положительный имидж преступников и отрицательный - сотрудников правоохранительных органов, демонстрация оружия. Информация оправдывающая противоправное поведение, направлена на распространение в молодежной субкультуре, ориентирована на внедрение в повседневную жизнь тиля общения и «законов» криминального мира (АУЕ - арестантское уркаганское единство, арестантский уклад един). Также страница содержит нецензурные, оскорбительные слова и выражения, имеет открытый для всех пользователей социальной сети вид и содержит большой круг лиц подписчиков, фотографий, ссылки на другие Интернет ресурсы, что побуждает неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, совершать преступления и правонарушения, вовлекает в криминальную субкультуру. Согласно п.1 ст.10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п.5 ст.15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 Закона №149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно телекоммуникационной сетью. В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет». Согласно ч.6 ст.10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статья 9 Закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.1 ст.4 Закона №124-ФЗ целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Статьей 14 Закона №124-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, представляющей собой опасность общественным интересам. Кроме того, статьей 319 УК РФ установлена уголовная ответственность за оскорбление сотрудников правоохранительных органов. Согласно ч.1 ст.15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Учитывая изложенное, просил признать информацию, распространяемую посредствам сети «Интернет» и размещенную на интернет - страницах, запрещенной.

В судебном заседании помощник Каслинского городского прокурора Челябинской области Балчугова Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, предоставили пояснения.

Согласно ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Ио защите информации» информацией признается сведения (сообщения, данные) независимо от формы и представления. Информационно- телекоммуникационная сеть предназначена для передачи по линии связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п.1 ст.10 вышеуказанного закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» запрещается в частности, распространение информации. За распространение, которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Каслинской городской прокуратурой в рамках надзора за исполнением Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ), Федерального закона 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 1 49-ФЗ) осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии со ст. 4 Закона № 124-ФЗ целями государственной политики в интересах детей являются: содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

При проведении мониторинга сети Интернет на сайте социальной сети «Вконтакте» выявлена страница «АУЕ» по URL-адресу: <адрес>, содержащая информацию, мотивирующую к применению насилия, неподчинению законам, создающая положительный имидж преступников и отрицательный - сотрудников правоохранительных органов, демонстрация оружия. Информация оправдывающая противоправное поведение, направлена на распространение в молодежной субкультуре, ориентирована на внедрение в повседневную жизнь тиля общения и «законов» криминального мира (АУЕ - арестантское уркаганское единство, арестантский уклад един). Также страница содержит нецензурные, оскорбительные слова и выражения, имеет открытый для всех пользователей социальной сети вид и содержит большой круг лиц подписчиков, фотографий, ссылки на другие Интернет ресурсы, что побуждает неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, совершать преступления и правонарушения, вовлекает в криминальную субкультуру.

Статьей 319 УК РФ установлена уголовная ответственность за оскорбление сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к совершению такого уголовно наказуемого деяния как оскорбление сотрудников правоохранительных органов с использованием информационного - телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации и требует ограничения доступа.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником Каслинского городского прокурора Челябинской области Кордовой А.П., следует, что при проведении мониторинга сети «Интернет» на сайте социальной сети «Вконтакте» выявлена страница «АУЕ» по <адрес> являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Данные факторы негативно влияют на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие детей.

Согласно письменным объяснениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена проверка доступности страницы сайта в сети «Интернет» <адрес> и по результатам проверки установлено, что электронный адрес находятся в свободном доступе. Записи о внесении его в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отсутствуют.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети « Интернет» содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается Единая автоматизированная информационная система «Единый реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети « Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее реестр), в который включаются:

-доменные имена (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из положений п. 2, ч. 5 ст. 15. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что основанием для включения в реестр запрещенной информации является вступившее в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, поскольку информация, размещенная на сайте с адресом: <адрес> противоречат целям и задачам действующего законодательства, заявление Каслинского городского прокурора Челябинской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.265.3 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Учитывая положения ч.2 ст.265.3 Кодекса административного судопроизводства РФ признать ненадлежащим ответчиком по делу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Каслинского городского прокурора Челябинской области, поданного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной, - удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-странице с <адрес> информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд.

Председательствующий судья: