Дело № 2а-333/2020 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2020 года село Чурапча
Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Матвеева Г.Г. единолично,
при секретаре Платоновой Л.Г.,
с участием административного истца помощника прокурора Чурапчинского района РС(Я) ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чурапчинского района Черкашина И.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ, и возложении обязанности принять положение и провести оценку,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Чурапчинского района Черкашин И.Г. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ, и возложении обязанности на ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять положение о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, провести оценку эффективности реализации муниципальных программ. В обоснование административного иска указывается, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Чурапчинского улуса (района) РС(Я) бюджетного законодательства при реализации муниципальных целевых программ, по результатам которой установлено, что на территории МО «Хатылынский наслег» реализуются муниципальные программы: «Развитие сельского хозяйства на 2017-2020 годы», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры на 2017-2021 годы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории наслега на 2016-2020 годы», «Использование и охрана земель на 2018-2020 годы», «Развитие предпринимательства на 2018-2020 годы», «Профилактика терроризма и экстремизма, минимизация и ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма на 2018-2020 годы», «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на 2019-2021 годы», «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2019-2021 годы», «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на 2019-2020 годы», муниципальным образованием в нарушение ч.3 ст. 179 БК РФ оценка эффективности реализации программ не проводится, порядок проведения оценки не установлен, муниципальным образованием в нарушение ст. 158 БК РФ бюджетные полномочия по обеспечению результативности использования бюджетных средств, направленных на достижение предусмотренных муниципальными программами целей надлежащим образом не исполняются, нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) внесено представление. Однако, выявленные нарушения не устранены, положение о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ не принято, оценка не проведена. По мнению заместителя прокурора не проведение оценки эффективности реализации муниципальной программы нарушает права проживающих на территории муниципального образования на эффективное расходование бюджетных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Чурапчинского района РС(Я) ФИО1 поддержал административное исковое заявление по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просит его удовлетворить, при этом пояснил, что порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ не утвержден, механизм проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ не определены, представленная оценка эффективности муниципальных программ за 2019 год проведена не по методике без утверждения порядка.
В судебное заседание представители административного ответчика Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я), будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, при этом от главы Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, согласно которому иск признают.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, на территории МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) реализуются муниципальные программы: «Развитие сельского хозяйства на 2017-2020 годы», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры на 2017-2021 годы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории наслега на 2016-2020 годы», «Использование и охрана земель на 2018-2020 годы», «Развитие предпринимательства на 2018-2020 годы», «Профилактика терроризма и экстремизма, минимизация и ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма на 2018-2020 годы», «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на 2019-2021 годы», «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2019-2021 годы», «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на 2019-2020 годы».
В соответствии со ст. 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах: полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; эффективности использования бюджетных средств; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Ч.3 ст. 179 БК РФ предусмотрено, что по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.
При этом, ч. 3 ст. 179 БК РФ предусмотрено, что по результатам оценки эффективности реализации муниципальных программ местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение ее реализации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чурапчинского района РС(Я) проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Чурапчинского улуса (района) РС(Я) бюджетного законодательства при реализации муниципальных целевых программ.
В ходе проверки установлено, что Администрацией МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) в нарушение ч.3 ст. 179 БК РФ оценка эффективности реализации программ не проводится, порядок проведения оценки не установлен.
Прокуратурой района <ДАТА> в адрес главы Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности всех лиц, виновных в допущенных нарушениях.
По результатам рассмотрения представления прокурора <ДАТА> поступил ответ от Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я), согласно которому представлена оценка эффективности исполнения муниципальных программ МО «Хатылынский наслег» на 2019 год, при этом упоминаний об утверждении порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ не имеется.
Однако, как следует из материалов дела, нарушения законодательства фактически не устранены, порядок проведения, определяющий механизм проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ, не утвержден, фактически оценка эффективности муниципальных программ не проведена.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком, признаны главой МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) ФИО2, согласно ходатайству, предоставленному в суд.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу о том, что положение о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ не утверждено, оценка эффективности реализации муниципальных программ Администрацией МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) не проведена, согласен с доводами прокурора о том, что бездействие ответчика нарушает права проживающих на территории муниципального образования на эффективное расходование бюджетных средств, в связи с чем административный иск заместителя прокурора Чурапчинского района Черкашина И.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ, и возложении обязанности принять положение и провести оценку, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, суд, возлагая на административного ответчика обязанность совершить действия по устранению нарушений бюджетного законодательства, принимая во внимание объем предполагаемых действий, необходимых для устранения нарушений, полагает, что предложенный прокурором срок в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда достаточен для исполнения решения суда.
Доказательств невозможности исполнить решение в установленный срок по причинам, от административного ответчика не зависящим, суду не представлено, что не лишает заинтересованное лицо ставить перед судом вопрос об отсрочке на стадии исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление заместителя прокурора Чурапчинского района Черкашина И.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ, и возложении обязанности принять положение и провести оценку, – удовлетворить полностью.
Бездействие Администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я), выразившееся в непринятии мер по утверждению положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и проведению оценки эффективности реализации муниципальных программ,– признать незаконным.
Обязать Администрацию МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять положение о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, провести оценку эффективности реализации муниципальных программ.
Необходимость опубликования настоящего решения суда в официальном печатном издании отсутствует. Судебные расходы по делу отсутствуют.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> Г.Г. Матвеев
<данные изъяты>
Решение изготовлено в окончательной форме 08 октября 2020 года.