ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/20 от 25.06.2020 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания – Токаревой Е.В., с участием административного истца ФИО3, представителя командира войсковой части ФИО4, помощника командира войсковой части по финансово-экономической работе – главного бухгалтера объединенной бухгалтерии ФИО5, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой <данные изъяты> ФИО3 ФИО1 об оспаривании действий командира и помощника командира войсковой части по финансово-экономической работе – главного бухгалтера объединенной бухгалтерии, связанных с выплатой денежной компенсации за наем жилья не в полном объеме,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконными действия помощника командира по финансово-экономической работе (далее – помощник по ФЭР), связанные с выплатой денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не в полном объеме;

- обязать помощника по ФЭР выплачивать денежную компенсацию за наем жилья в размере <данные изъяты> руб. в месяц, а также провести перерасчет денежной компенсации за наем жилья и выплатить ее в размере, установленной для г. Москвы с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время;

- взыскать с помощника по ФЭР в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании административный истец настаивал на заявленных требованиях, считая их законными и обоснованными, пояснив, что в силу установленного порядка, выплата денежной компенсации за наем жилья (далее – компенсация) должна осуществляться из размера, определенного для <адрес> в размере <данные изъяты> руб., то есть, по месту прохождения им военной службы, а не по месту осуществления фактического найма жилья. Таким образом, учитывая, что войсковая часть дислоцируется в г. <адрес>, то выплата ему компенсации в размере <данные изъяты> руб. (ежемесячно) является незаконной. В обоснование пропуска срока, установленного ст. 219 КАС РФ пояснил, что выплата денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ года ему была произведена единовременно, в ДД.ММ.ГГГГ года. Выплата денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ года в меньшем размера была обусловлена, по его мнению, отсутствием лимитов денежных средств на конец года. В <данные изъяты> года им получена компенсация за наем жилого помещения в размере <данные изъяты> руб., однако в дальнейшем, ему пояснили, что ее выплата за указанный месяц произведена ошибочно, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ года им в добровольном порядке в кассу воинской части возвращены денежные средства в размере <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ он обратился на имя командира войсковой части с рапортом, в котором просил произвести перерасчет выплаты денежной компенсации за наем жилья, исходя из <данные изъяты> рублей, по которому принято положительное решение, однако помощник командира по ФЭР отказался производить перерасчет, со ссылкой на отсутствие законных оснований для этого, о чем ему было доведено в конце ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель командира войсковой части в судебном заседании требования административного искового заявления Куркина не признал, считая их не законными и не обоснованными. На вопросы суда пояснил, что после поступления в ДД.ММ.ГГГГ года от ФИО3 рапорта по вопросу выплаты компенсации исходя из размера, установленного для <адрес> (<данные изъяты>.) он давал по нему правовое заключение, в котором указал на обоснованность доводов военнослужащего, изложенных в рапорте. Правовым заключением выразил согласие и командир воинской части, о чем свидетельствует его резолюция на рапорте ФИО3.

Помощник командира по ФЭР в судебном заседании требования административного искового заявления Куркина не признал, ссылаясь на обстоятельство того, что выплата компенсации должна производиться исходя из места осуществления поднайма, а не места прохождения военнослужащим военной службы.

Заслушав объяснения административного истца, административных ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

На основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ года № ФИО3 зачислен в списки личного состава части, с постановкой на все виды довольствия.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ года № административный истец с ДД.ММ.ГГГГ года назначен на должность старшего помощника начальника группы правового обеспечения (дознавателем) названной воинской части.

Как усматривается из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части от года, ФИО3 включен в список на предоставление служебных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ года административный истец обратился в адрес командира войсковой части с рапортом, в котором просил выплатить ему компенсацию за наем жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.

Обстоятельство осуществления ФИО3 найма жилого помещения по указанному адресу подтверждается договором найма от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно п. 3.1. которого, ежемесячная плата за его наем составляет <данные изъяты>

Из справки за подписью помощника по ФЭР усматривается, что ФИО3, выплата денежной компенсации за наем жилья производится исходя из размера <данные изъяты> руб. ежемесячно. При этом компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ года произведена ДД.ММ.ГГГГ. Далее, ее выплата производилась ежемесячно.

Указанные обстоятельства подтверждаются и представленной административным истцом банковской выпиской по счету. При этом, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 выплата компенсации произведена исходя из размера <данные изъяты>. Поскольку, по мнению финансового органа, ФИО3 права на получение компенсации в названном размере не имеет, военнослужащим в кассу воинской части, в добровольном порядке, возвращены денежные средства в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №

ДД.ММ.ГГГГ года административный истец обратился на имя командира войсковой части с рапортом, в котором выражал несогласие с выплатой компенсации в размере <данные изъяты> руб. и просил названное должностное лицо дать указание помощнику по ФЭР по производству перерасчета названной компенсации, исходя из размера, определенного для <адрес>. Командиром войсковой части на рапорте поставлена резолюция «пом. По ФЭР выплачивать в соответствии с законодательством в установленные сроки».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Частью 3 указанной статьи установлено, что в случае отсутствия служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, жилых помещений маневренного фонда или общежитий воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» от 31 декабря 2004 года № 909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

При этом п. 2(1) того же Постановления установлено, что денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

- в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей;

- в других городах и районных центрах - 3600 рублей;

- в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов если совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проживают 3 и более членов семьи.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации и членам их семей, утвержденного названным Постановлением, денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Пунктом 6 Инструкции о мерах по реализации во внутренних войсках МВД России и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 установлено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае необеспечения их жилыми помещениями с соответствии с законодательством Российской Федерации через финансовые органы по месту прохождения военной службы по раздаточной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.

Анализируя вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что размер денежной компенсации за наем жилого помещения зависит от места дислокации воинской части, в которую прибыл военнослужащий для дальнейшего прохождения военной службы, а не от фактического места нахождения нанимаемого им жилого помещения. Выплата указанной компенсации в соответствующем размере производится военнослужащему через финансовые органы по месту прохождения военной службы по раздаточной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.

Таким образом, поскольку ФИО3 проходит военную службу в <адрес> и состоит в списке на предоставление служебных жилых помещений также в г. <адрес> он имеет право на получение денежной компенсации за наём жилого помещения в размере, установленном для г. <адрес>

В связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности действий помощника по ФЭР, связанных с выплатой ФИО3 денежной компенсации за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, исходя из размера <данные изъяты> руб. (ежемесячно).

В рамках восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым обязать помощника командира войсковой части по ФЭР произвести доплату ФИО3 денежной компенсации за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время в соответствии с размером, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу в <адрес>

Указанная позиция суда первой инстанции совпадает с позицией, изложенной в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ года №

Приходя к выводу о возложении на административного ответчика обязанности по доплате ФИО3 денежной компенсации за наем жилья, исходя из размера <данные изъяты> руб. по настоящее время, суд учитывает, что административным истцом в рамках реализации своего права на получение компенсации после ДД.ММ.ГГГГ года (срок на который был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ года) им представлен новый договор найма, заключенный ДД.ММ.ГГГГ год, по которому ФИО3 продолжается выплата компенсации в размере <данные изъяты> руб., о чем пояснил помощник по ФЭР в ходе судебного заседания.

Давая оценку обстоятельству пропуска ФИО3 срока, установленного ст. 219 КАС РФ на обжалование действий ответчиков, связанных с выплатой компенсации за наем жилья не в полном объеме, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд обязан выяснить соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Суд полагает установленным, что административным истцом срок, установленный ст. 219 КАС РФ не пропущен. Приходя к указанному, судом учитываются обстоятельства: единовременной выплаты денежной компенсации за период с мая по ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ года, получение денежной компенсации за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., то есть в размере, установленном для г. Москвы, его обращение в ДД.ММ.ГГГГ года с рапортом на имя командира войсковой части и принятое по нему названным должностным лицом положительное решение. В свою очередь, об отказе в перерасчете ранее выплаченной компенсации административному истцу стало известно в конце ДД.ММ.ГГГГ года в ходе личной беседы с помощником командира по ФЭР, что не отрицалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

Приходя к указанным выводам, суд учитывает, что в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации было постановлено объявить нерабочими днями период с 30 марта и до 08 мая 2020 года.

В свою очередь, не подлежит удовлетворению требование ФИО3 в части возложения на административного ответчика обязанности по выплате ему денежной компенсации за наем жилья исходя из размера ДД.ММ.ГГГГ. в будущем, поскольку, по смыслу главы 22 КАС РФ, предметом судебного контроля не могут являться действия, совершенные в будущем.

Поскольку требования административного искового заявления ФИО3 подлежат удовлетворению частично, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ в его пользу подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб. с войсковой части 5126, где помощник командира по ФЭР осуществляет свои полномочия, а не с названного должностного лица.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 ФИО2 – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия помощника командира войсковой части по финансово-экономической работе – главного бухгалтера объединенной бухгалтерии, связанные с выплатой ФИО3 денежной компенсации за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время не в полном размере.

Обязать помощника командира войсковой части по финансово-экономической работе – главного бухгалтера объединенной бухгалтерии произвести доплату ФИО3 денежной компенсации за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время в соответствии с размером, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу в <адрес>

Взыскать с войсковой части в пользу ФИО3 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.

Указать административному ответчику о необходимости сообщения об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальных требований ФИО3 – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подписи

Оригинал решения находится

в административном деле № 2а-333/2020