ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/2018 от 11.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2а-333/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2018 года г. Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Лисовской В.В.,

при секретаре Закировой А.Р.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми об оспаривании решений об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент, ДЗО) о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ, И- от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами площадью 104 кв.м., площадью 123 кв.м., площадью 121 кв.м., площадью 115 кв.м., площадью 103 кв.м., 59:01:3610220:151 площадью 111 кв.м., площадью 105 кв.м., площадью 108 кв.м., площадью 110 кв.м., расположенных по адресу: <Адрес> (<Адрес>), с землями, государственная собственность на которые не разграничена, возложении обязанности устранить допущенное нарушение права путем возложения обязанности принять решения об утверждении девяти схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и направлении этих решений с приложением схем административному истцу.

В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами площадью 104 кв.м., площадью 123 кв.м., площадью 121 кв.м., площадью 115 кв.м., площадью 103 кв.м., площадью 111 кв.м., площадью 105 кв.м., площадью 108 кв.м., площадью 110 кв.м., расположенные по адресу: <Адрес> (<Адрес>). 15.08.2017 представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, в порядке ст. 39.28 Земельного кодекса РФ обратилась в Департамент с заявлениями о перераспределении вышеуказанных земельных участков с увеличением их площадей соответственно на 83 кв.м., на 93 кв.м., на 92 кв.м., на 92 кв.м., на 91 кв.м., на 95 кв.м., на 92 кв.м., на 97 кв.м., на 91 кв.м. за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена согласно представленным заявителем схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Однако, не смотря на то, что заявителем соблюдены все требования действующего законодательства, в частности представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, ответчиком приняты оспариваемые решения об отказе в заключении соглашений о перераспределении вышеуказанных земельных участков, поскольку образование земельных участков предусматривается путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами , находящихся в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельные земельные участки без нарушения требований земельного законодательства. Административный истец считает указанные решения незаконными и нарушающими его права на перераспределение земельного участка, предусмотренные ст. 39.28 Земельного кодекса РФ (л.д. 2-9).

На основании определения Ленинского районного суда г. Перми от 07.11.2017 года в соответствии со ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (л.д. 1).

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 157).

Представитель административного истца в судебном заседании просил удовлетворить требования по доводам, изложенным в иске, а также дополнениях (пояснениях) к административному исковому заявлению, из которых следует, что согласно градостроительному регламенту для территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 в соответствии со ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143, зона садовых и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которые расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. В данной зоне не создаются объекты социальной инфраструктуры. Градостроительным регламентом данной зоны не предусмотрена возможность образования новых садовых и дачных земельных участков, в связи с чем отказ Департамента на том основании, что возможно сформировать самостоятельный (отдельный) земельный участок без нарушения норм земельного права является незаконным и нарушает право административного истца на получение в порядке перераспределения земельных участков площадью меньше минимального размера земельного участка предусмотренного в зоне Р-3. Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №204 также не предусматривается развитие территорий для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан. Утвержденной градостроительной документацией вовлечение в оборот дополнительных территорий для ведения садоводства и дачного строительства на территории города Перми не предусматривается. Невозможность формирования в зоне Р-3 самостоятельных земельных участков для последующего предоставления подтверждается апелляционным определением Верховного суда РФ от 31.08.2017 по делу №44-АПГ17-9. Также Департамент в своих отказах по предоставлению земельных участков неоднократно указывает, что в хоне Р-3 не предусмотрено формирование самостоятельных земельных участков для последующего предоставления.

Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв, согласно которому решения об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков приняты на основании на п. 1 ст. 11.2, ст. 11.7, п. 1, п. 2-5 ст. 39.28, п. 1 ст. 39.29, пп. 9 п. 9 ст. 32.29 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 1, 2, 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744. Указала, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ (л.д. 56-59).

Заинтересованное лицо – Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми - в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

В соответствии с п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Глава V.4. ЗК РФ предусматривает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся:

- в государственной или муниципальной собственности, между собой (статья 39.27 ЗК РФ);

- в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 39.28 ЗК РФ).

Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 1 указанной нормы, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Необходимо учитывать, что перечень случаев, когда возможно перераспределение указанных в статье 39.28 ЗК РФ земель, является исчерпывающим.

Указанная правовая позиция изложена в Справке по результатам обобщения практики по применению судами Пермского края норм земельного законодательства" (утв. президиумом Пермского краевого суда 30.06.2017).

Одновременно, Пермский краевой суд разъяснил, что при рассмотрении дел данной категории необходимо учитывать, что основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, применяются по отношению к образуемым и измененным земельным участкам и являются общей нормой. В то время как требования к земельным участкам, получаемым путем перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, между собой регламентированы специальной нормой Земельного кодекса - статьей 39.28.

При рассмотрении дел названной категории следует учитывать, что если перераспределение участка происходит за счет иных земель, находящихся в муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство в силу положений подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Как установлено в судебном заседании, ФИО3 принадлежат на праве собственности:

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 104+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 96-98);

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 123+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 99-101);

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 121+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 102-104);

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 115+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 105-107);

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 103+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес> (<Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 108-110);

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 111+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 111-113);

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 105+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 114-116);

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 108+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 117-119);

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводств, общей площадью 110+/-4 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>), кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.07.2017 (л.д. 120-122).

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 104 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> с свободными муниципальными землями площадью 83 кв.м. (л.д. 84).

Решением ДЗО от 11.09.2017 (л.д. 11, 85) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610220:146 площадью 104 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744, а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 123 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> с свободными муниципальными землями площадью 93 кв.м. (л.д. 82).

Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 83) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 123 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744, а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610220:147, находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 121 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> с свободными муниципальными землями площадью 92 кв.м. (л.д. 80).

Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 81) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 121 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744, а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 115 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> с свободными муниципальными землями площадью 92 кв.м. (л.д. 78).

Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 79) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 115 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 , а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 103 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> с свободными муниципальными землями площадью 91 кв.м. (л.д. 76).

Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 77) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 103 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744, а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 111 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> с свободными муниципальными землями площадью 95 кв.м. (л.д. 74).

Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 75) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 111 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744, а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 105 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> с свободными муниципальными землями площадью 92 кв.м. (л.д. 72).

Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГл.д. 23, 73) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 105 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744, а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 108 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> с свободными муниципальными землями площадью 97 кв.м. (л.д. 70).

Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25, 71) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 108 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744, а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

15.08.2017 представитель ФИО3 – ФИО4, действующая на основании доверенности, обратилась в ДЗО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 110 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, ул. СНТ Коллективный сад Васильевка с свободными муниципальными землями площадью 91 кв.м. (л.д. 65).

Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27, 67) ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 110 кв.м. Основанием для отказа является п. 2.11.9 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 12.10.2015 № 744, а именно: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.

Проанализировав предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд находит решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в перераспределении указанных выше земельных участков, принадлежащих ФИО3, обоснованными, не противоречащими закону и не нарушающими права административного истца.

К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.

В Определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1266-О разъяснено, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (статья 36, часть 3). При этом само право на приватизацию земли, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не относится к числу конституционных. Соответственно, законодатель, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

Земельный кодекс Российской Федерации, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1584-О, от 17 июля 2014 года N 1685-О, от 19 июля 2016 года N 1549-О и от 24 ноября 2016 года N 2465-О). С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28).

Оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса).

Руководствуясь изложенной выше правовой позицией суд приходит к выводу о том, что истец не указал необходимость в заключении соглашений о перераспределении земельных участков с учетом требований закона.

Из материалов дела следует, что распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 14.09.2017 №1666 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Орджоникидзевском районе г.Перми» утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с утвержденной схемой образуется земельный участок площадью 1013 кв.м. в Орджонокидзевском районе г.Перми, который расположен в территориальной зоне садовых и дачных участков (Р-3), в прочих зонах ограничений: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, категория земель – земли населенных пунктов (л.д.61-62).

Исходя из площади спорных земельных участков и их расположения на кадастровой карте территории, суд признает возможным формирование на указанной территории (Р-3) земельных участков не только в указанных размерах, но и самостоятельного земельного участка в размере, превышающем минимальный размер земельного участка для ведения садоводства (100 кв.м. и более). И доказательств опровергающих выводы суда и возражения ответчика о возможности формирования самостоятельного смежного земельного участка площадью, превышающей минимальный размер без нарушения требований п. 9 ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ и 11.9 ЗК РФ, стороной истца суду не представлено и судом не исследовалось.

Кроме того, судом установлено, что изначально административному истцу на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности земельный участок общей площадью 1000 кв.м. для садоводства и огородничества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес>», что подтверждается копией свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия: (л.д.123-127).

Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного истца, впоследствии истцом указанный земельный участок был разделен на указанные выше 9 участков, которые были поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы на праве собственности за истцом в июле 2017 года, что подтверждается указанными выше выписками из ЕГРП на земельные участки, свидетельством на право собственности на землю. Таким образом, фактически путем перераспределения земель истец намерен увеличить площадь земельного участка, находящегося в его частной собственности за счет земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, то есть с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса. Указанное свидетельствует о том, что истец желает путем перераспределения увеличить свой изначальный земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №165 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, в соответствии с которыми статьей 52.6. Градостроительные регламенты. Природно-рекреационные зоны Правил землепользования и застройки предусмотрены минимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства - 100 кв. м и максимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства - 600 кв. м. Данное решение опубликовано в "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 39, 05.06.2015 года и в соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования. Также из материалов дела следует, что ранее на основании договора №016-130 аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта (ов), не являющегося (ихся) недвижимым имуществом от 23.05.2013, заключенного между Департаментом (арендодатель) и ФИО3 (арендатор), на основании распоряжения начальника департамента от 01.04.2013 №620 арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый , площадью 1700 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: <Адрес> для целей, не связанных со строительством (под зеленые насаждения) в границах, указанных на прилагаемой к договору выписке из ГКН, и в качественном состоянии как он есть (приложение №1 к договору) (л.д.128-146). Впоследствии, на основании заявления ФИО3 от 06.07.2017 в связи с подготовкой заявления на перераспределение вышеуказанного участка, данный договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут и временный земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д.147-148). С учетом изложенного, суд считает, что указанное свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны административного истца.

При таких обстоятельствах, исходя из положений ч. 9 ст. 226, ст. 84, КАС РФ, суд признает не доказанными утверждения истца о нарушении его прав оспариваемыми решениями.

Приведенные административным истцом и его представителем доводы в обоснование заявленных требований являются не состоятельными, основаны на ошибочном толковании норм законодательства.

Постановлением Администрации г. Перми от 12.10.2015 N 744 утвержден Административный регламент предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности".

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги указаны в разделе 2.11 Административного регламента.

Так, уполномоченный орган отказывает в предоставлении муниципальной услуги в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2.11.9 Административного регламента).

При названных обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые решения приняты должностным лицом Департамента земельных отношений администрации г.Перми в пределах его полномочий, предусмотренных Положением о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденном Решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39; основанием для принятия оспариваемых решений послужило несоответствие перераспределения земель требованиям ст. 11.9, п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а также требованиям, установленным в п.п. 2.11.9 Административного регламента, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами площадью 104 кв.м., площадью 123 кв.м., площадью 121 кв.м., площадью 115 кв.м., площадью 103 кв.м., площадью 111 кв.м., площадью 105 кв.м., площадью 108 кв.м., площадью 110 кв.м., расположенных по адресу: <Адрес> (<Адрес>), с землями, государственная собственность на которые не разграничена; возложении обязанности устранить допущенное нарушение права путем возложения обязанности принять решения об утверждении 9-ти схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории и направления истцу этих решений с приложением схем - следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

ФИО3 в удовлетворении административного иска к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков, возложении обязанности устранить нарушение прав, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья <данные изъяты> В.В. Лисовская

<данные изъяты>