ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/2021 от 02.12.2021 Зуевского районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

43RS0013-01-2021-000731-05

№ 2а-333/2021

02 декабря 2021 года г. Зуевка

Зуевский районный суд Кировской области в составе

председательствующего Ляминой М.В.,

при секретаре судебного заседания Назаровой И.А.,

с участием старшего помощника прокурора Зуевского района Кировской области Микрюковой Ю.К.,

административного ответчика Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Зуевского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Ш. о прекращении права на управление маломерным судном,

установил:

прокурор Зуевского района Кировской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к Ш. о прекращении права управления маломерным судном.

В обоснование административного иска указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности установлено наличие противопоказаний у Ш. к управлению маломерными судами. Исходя из положений ч. 2 ст. 1, ст. 1065, ст. 1079 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены в частности в интересах иных лиц. Использование источника повышенной опасности (маломерных судов) квалифицируется как деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих. Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению маломерным судном безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности окружающих, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области управления маломерными судами. В сфере управления индивидуальными маломерными судами годность по состоянию здоровья судоводителей определяется в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний, препятствующих допуску к управлению индивидуальными маломерными судами, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР «О порядке медицинского освидетельствования судоводителей индивидуальных маломерных судов» от 26.05.1986 № 724. В качестве таких противопоказаний указаны психические заболевания, все виды и формы: хронический алкоголизм, алкогольные психозы, наркомании и др. Документально подтверждено, что у Ш., имеющего удостоверение на право управления маломерным судном, установлен диагноз <данные изъяты>. Управление транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к этому, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, их прав и законных интересов. Просит прекратить действие права на управление маломерным судном Ш. и признать недействительным водительское удостоверение на право управления маломерным судном , выданное Кирово-Чепецким инспекторским участком Центра ГИМС МЧС России по Кировской области 02.06.2014 со сроком действия до 02.06.2024.

В судебном заседании старший помощник прокурора Зуевского района Микрюкова Ю.К. на удовлетворении заявленных требований настаивала, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердила.

Административный ответчик Ш. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что в нарушение закона была разглашена врачебная <данные изъяты>, какого-либо преступления он не совершал, указал, что маломерное судно им продано в июле 2021 года, в связи с чем он никакой опасности для окружающих не представляет, в состоянии <данные изъяты> при управлении маломерным судном он не был задержан. Отметил, что к наркологу он пришел добровольно, в связи с чем полагает, что также добровольно может и сняться с учета в связи со стойкой ремиссией, так как <данные изъяты> не употребляет уже с сентября 2021 года.

Представители заинтересованных лиц: ГУ МЧС России по Кировской области», КОГБУЗ «Зуевская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, поддержали заявленные прокурором требования, полагая их соответствующими действующему законодательству, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, принимая во внимание возражения ответчика, мнение представителей заинтересованных лиц, полагавших необходимым административные исковые требования удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 (далее - Положение), осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации и обеспечение безопасности людей на водных объектах отнесено к компетенции Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, входящей в систему МЧС России (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868).

Территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России входят в систему Государственной инспекции по маломерным судам и руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением (п.п. 2, 4 указанного Положения).

В силу пункта 7 статьи 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.

Постановлением Правительства Кировской области от 13.02.2007 № 84/57 утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кировской области (далее – Правила № 84/57), которые устанавливают единый порядок пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок на реках, водохранилищах, других водоемах в Кировской области.

Данные Правила разработаны на основе Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487 (далее – Правила № 487).

Помимо указанных выше Правил регулирование пользованием маломерными судами на водных объектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 769 «О порядке утверждения Правил охраны жизни людей на водных объектах», Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными приказом МЧС России от 27.05.2014 № 262 (далее – Правила № 262).

В соответствии с пунктом 16 Правил № 487, пунктом 2.1 Правил № 84/57 при пользовании водными объектами для плавания на маломерных судах судоводители маломерных судов обязаны обеспечить безаварийное плавание судов, безопасность людей на водных объектах и охрану окружающей природной среды.

Документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях, является удостоверение на право управления маломерным судном, которое действительно в течение 10 лет со дня его выдачи (пункты 1.5, 7.3 Правил № 262).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил № 487 установлен запрет при плавании на маломерных судах лицам, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном.

Кроме того, существуют ограничения в управлении маломерными судами для судоводителей по состоянию здоровья в связи с опасностью такого вида деятельности.

В сфере управления индивидуальными маломерными судами годность по состоянию здоровья судоводителей определяется в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний, препятствующих допуску к управлению индивидуальными маломерными судами, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР «О порядке медицинского освидетельствования судоводителей индивидуальных маломерных судов» от 26.05.1986 № 724. В качестве таких противопоказаний указаны психические заболевания, все виды и формы: хронический алкоголизм, алкогольные психозы, наркомании и др.

Из анализа указанных норм права следует, что управление маломерным судном - это деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. В связи с опасностью данного вида деятельности возможность ее осуществления напрямую поставлена в зависимость от состояния здоровья судоводителя, который должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять маломерным судном. Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению маломерным судном, безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности окружающих, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области управления маломерными судами.

Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Исходя из положений статьи 1079 Гражданского кодекса РФ использование маломерных судов - источника повышенной опасности следует квалифицировать как деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих.

При этом, как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» по смыслу статьи 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Учитывая, что названная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне.

Часть 1 статьи 39 КАС РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов дела Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании протокола заседания аттестационной комиссии от 28.05.2014 № ЗКЧ выдано удостоверение на право управления маломерным судном . Дата выдачи удостоверения 02.06.2014. Разрешенные районы плавания – ВВП, ВП, разрешенные типы судов – мотолодка. Срок действия удостоверения на право управления маломерным судном составляет 10 лет (информация Центра ГИМС г. Киров от 19.10.2021 № 2888-17-9-5, от 26.11.2021 № 3298-17-9-5).

Согласно справке КОБУЗ «Зуевская ЦРБ» от 30.08.2021 Ш. состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога с 12.04.2021 с диагнозом <данные изъяты> в течение трех лет.

Указанный диагноз подтверждается заключением врачебной комиссии КОГБУЗ «Зуевская ЦРБ» от 12.04.2021 № 74 в составе председателя, заместителя главного врача по АПР, врача психиатра-нарколога. Ш. взят на диспансерное наблюдение на три года с диспансерными явками: 1-й год один раз в месяц, 2-й год – один раз в шесть недель, 3-й год – один раз три месяца. Ему разъяснено, что установленный диагноз имеет социально-правовые ограничения, в частности запрет на управление транспортом всех категорий в течение трех (пяти) лет при полном отказе от <данные изъяты>, при полном соблюдении режима диспансерного наблюдения.

В день постановки на учет пациент дал письменное согласие на предложенный план лечения, в чем собственноручно расписался.

Из иных медицинских документов, имеющихся в материалах дела, в том числе из истории заболевания, следует, что признаки <данные изъяты> у Ш. проявляются в течение трех лет, бывают <данные изъяты>. 06.03.2021 был оставлен в стационар с явлениями <данные изъяты>. Будучи под диспансерным наблюдением Ш. ежемесячно посещает врача психиатра-нарколога. Установлено последнее употребление <данные изъяты> - в сентябре. Так, 06.09.2021 на приеме у врача нарколога пациент высказывал жалобы на <данные изъяты>, находился на стационарном лечении в КОНД с 06.09.2021 по 11.09.2021. Последняя явка – 22.11.2021, диагноз <данные изъяты> не снят.

Перечнем медицинских противопоказаний, препятствующих допуску к управлению индивидуальными маломерными судами, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР «О порядке медицинского освидетельствования судоводителей индивидуальных маломерных судов» от 26.05.1986 № 724 предусмотрено, что после <данные изъяты> лечения с хорошим результатом при отсутствии <данные изъяты> водители маломерных судов и кандидаты в водители могут признаваться годными по заключению медицинской комиссии наркологического учреждения после трех лет стойкой ремиссии и наличия положительной характеристики с места работы. В связи с чем довод ответчика о возможности сняться добровольно с диспансерного учета по истечении двух месяцев неупотребления <данные изъяты> безоснователен.

Судом отклоняются доводы ответчика о разглашении медицинским учреждением врачебной <данные изъяты>, поскольку информация из медучреждения предоставлена прокурору в ходе осуществления надзорной деятельности в соответствии со ст.ст 1, 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований, поскольку Ш., имеющий удостоверение на право управления маломерным судном, страдает заболеванием, являющимся противопоказанием к управлению маломерными судами по Перечню , что подтверждается имеющимися в деле медицинскими документами, и не опровергнуто ответчиком вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ. Доказательств отсутствия у административного ответчика противопоказаний к управлению маломерным судном, снятие диагноза на день вынесения решения, неправомерной постановки на диспансерное наблюдение, а также о снятии с диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией, суду не представлено, продажа ответчиком маломерного судна для разрешения данного административного иска правового значения не имеет.

При наличии медицинских противопоказаний продолжение действия права управления маломерным судном противоречит основным принципам законодательства о безопасности деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности, а потому такая деятельность подлежит прекращению, поскольку не отвечает требованиям безаварийного плавания судов и безопасности людей на водных объектах, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и представляет угрозу причинения вреда в будущем.

Прекращение права управления маломерным судном влечет недействительность выданного гражданину водительского удостоверения.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с учетом удовлетворения исковых требований со Ш. согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования «Зуевский муниципальный район».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Прекратить действие права на управление маломерным судном Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>.

Признать недействительным водительское удостоверение на право управления маломерным судном АВ821483, выданное Ш. Виктору Александровичу Кирово-Чепецким инспекторским участком Центра ГИМС МЧС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Зуевский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Зуевский районный суд.

Судья М.В.Лямина

Решение13.12.2021