ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/2022 от 04.08.2022 Староюрьевского районного суда (Тамбовская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года с. Староюрьево

Староюрьевский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Митрофановой О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Староюрьевского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, по неопределению мест накопления ртутьсодержащих ламп на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области и возложении обязанности,

установил:

Прокурор Староюрьевского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по неопределению мест накопления ртутьсодержащих ламп на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области и возложении обязанности.

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Староюрьевского района в соответствии с поручением прокуратуры Тамбовской области проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами I и II классов опасности было установлено, что на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области не определены места накопления ртутьсодержащих ламп.

В целях понуждения администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области к устранению выявленных нарушений, прокурором района 24.09.2021 г. на имя главы Вишневского сельсовета внесено соответствующее представление, однако нарушения законодательства в сфере обращения с ТКО по итогам рассмотрения представления прокурора района не устранены, что свидетельствует о бездействии администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, нарушающем интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и санитарной защиты территории, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Полагая, что административным ответчиком нарушены положения ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 12 ст. 12 Закона Тамбовской области от 27.02.2017 г. № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области», Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2314, просит признать незаконным бездействие администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, выразившееся в неопределении мест накопления ртутьсодержащих ламп на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области и возложить на администрацию Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области обязанность в срок до 31.12.2022 г. определить место накопления ртутьсодержащих ламп на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области.

Определением суда от 29.07.2022 г. настоящее административное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с ч.1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 КАС РФ.

Положения ч. 1 ст. 39 КАС РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями ст. 42Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из положений ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Из положений п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 12 ст. 12 закона Тамбовской области от 27.02.2017 г. № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2314 (далее - Правила) установлено, что органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 указанных Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Согласно п. 2 Правил под отработанными ртутьсодержащими лампами понимаются ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные); под местом накопления отработанных ртутьсодержащих ламп понимается место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями ртутьсодержащих ламп в целях последующей их передачи оператору для транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения.

В пунктах 6-8 Правил установлено, что накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп. Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп. В случае загрязнения помещения, где расположено место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, парами и (или) остатками ртути лицом, организовавшим места накопления, должно быть обеспечено проведение работ по обезвреживанию отходов отработанных (в том числе поврежденных) ртутьсодержащих ламп с привлечением оператора на основании договора об оказании услуг по обращению с отходами.

Таким образом, обязанность по определению мест сбора ртутьсодержащих ламп на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области возложена законодательством на администрацию Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области.

В целях понуждения администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства прокуратурой Староюрьевского района Тамбовской области 24.09.2021 г. на имя главы Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области внесено представление по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части организации на территории сельсовета мест накопления ртутьсодержащих ламп у населения.

В результате проведенной прокуратурой Староюрьевского района Тамбовской области проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами Iи II классов опасности установлено, что на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, не смотря на внесенное ранее прокуратурой района представление, не определены места накопления ртутьсодержащих лапм, что подтверждается сообщением администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области от 09.06.2022 г.

Непринятие администрацией сельсовета мер по определению мест сборартутьсодержащих ламп, нарушает запреты, установленные федеральным законодательством в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, в связи с чем, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В связи с тем, что администрацией сельсовета места накопления ртутьсодержащих ламп не определены, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Установленный для обращения в суд трехмесячный срок, предусмотренный ч. 11 ст. 219 КАС РФ не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Староюрьевского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, по неопределению мест накопления ртутьсодержащих ламп на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, выразившееся в неопределении мест накопления ртутьсодержащих ламп на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области.

Обязать администрацию Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области определить место накопления ртутьсодержащих ламп на территории Вишневского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области в срок до 31.12.2022 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Староюрьевский районный суд Тамбовской области в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья - О.А. Митрофанова