ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/2022 от 11.10.2022 Чухломского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-333/2022

УИД 44RS0019-01-2022-000527-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чухлома 11 октября 2022 года

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Юхман Л.С.,

с участием помощника прокурора Чухломского района Костромской области Дзугова Р.З.,

представителей административного ответчика: Лебедева А.В. и Смирнова И.С.,

при помощнике судьи Фахрутдиновой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чухломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о торговой деятельности,

установил:

Прокурор Чухломского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о торговой деятельности.

Административные исковые требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Чухломского района в деятельности администрации городского поселения города Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области проведена проверка исполнения законодательства о торговой деятельности и законодательства о защите прав предпринимательской деятельности в администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области.

Установлено, что на территории городского поселения еженедельно по средам на земельном участке площадью 1585 кв. м. по адресу: Костромская область г. Чухлома ул. М. Горького, организовывается универсальная ярмарка через нестационарные торговые объекты.

Администрацией городского поселения, как организатором розничной торговли, допускаются нарушения требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Закон) и принятых в исполнении его подзаконных нормативных актов.

Целями Закона согласно ст. 1 являются обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов.

Органы местного самоуправления в силу ч. 2 ст. 6 Закона в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Частями 1, 3, 5 статьей 10 Закона, регламентировано, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 11 Закона, организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров на ярмарке. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров.

Администрацией Костромской области принято постановление от 22.12.2010 года № 422-а «О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, а также требованиях к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Костромской области», которым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, ежегодно, до 20 декабря разрабатывать и утверждать план организации ярмарок и продажи товаров на них на предстоящий календарный год, а также размещать на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" указанные план и вносимые в него изменения в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения.

Пунктом 3 Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Костромской области (далее Порядок), установлено, что места для продажи товаров на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам в соответствии с порядком предоставления мест для продажи товаров, который определяется организатором ярмарки.

В соответствии с п.п. 3.1.,6,8 Порядка также регламентировано, что ярмарки организуются в соответствии с планом организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на текущий год. Для проведения ярмарки организатором отводится место, расположенное на землях и (или) земельных участках (части земельных участков) с твердым покрытием, соответствующее санитарным и противопожарным требованиям. Решение о проведении ярмарки оформляется правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Костромской области в соответствии с его компетенцией при ее размещении на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также, если организатором ярмарки, является соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Костромской области. В правовом акте в том числе указываются вид, место, срок проведения ярмарки.

При этом организатор ярмарки, согласно ч. 10 Порядка в том числе:

разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;

опубликовывает в средствах массовой информации и размещает план мероприятий по организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

обеспечивает размещение в доступном для обозрения месте информации с указанием наименования организатора, места его нахождения, контактного телефона, режима работы ярмарки.

Кроме прочего п. 2 Требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Костромской области, определено, что места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке должны быть оснащены информационными табличками с указанием сведений:

для юридических лиц - наименование организации и ее местонахождение;

для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

- для граждан (в том числе граждан - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством) - фамилия, имя, отчество.

В нарушении нормативно установленных требований, администрацией городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области ежегодно, до 20 декабря, не разрабатывается и не утверждается план организации ярмарок и продажи товаров на предстоящих календарных год. Решение о проведении ярмарки нормативно-правовым актом не оформлено.

Администрацией города не разработана, не утверждена и не опубликована в установленном порядке схема размещения нестационарных торговых объектов на территории ярмарки.

Не разработан, не утвержден и не опубликован в СМИ и на официальном сайте администрации план мероприятий по организации ярмарки, с указанием режима работы ярмарки, порядка организации ярмарки, порядка предоставления мест для продажи товаров на ярмарке.

Сами места для торговли, в установленном порядке не отводятся и соответственно они не оснащены информационными табличками с указанием сведений о продавцах.

В доступном для обозрения месте информация о ярмарке, с указанием наименовании организатора, места нахождения, контактного телефона, режима работы, также не размещена.

По результатам проведенной проверки 25.07.2022 года главе городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района внесено представление. Указанное представление рассмотрено 25.08.2022 года и признано обоснованным, однако до настоящего момента нарушения законодательства, связанные с отводом в установленном порядке мест для торговли на ярмарке и оснащением их информационными табличками с указанием сведений о продавцах, размещением в доступном для обозрения месте информации о ярмарке с указанием наименования организатора, места нахождения, контактного телефона, режима работы, не устранены.

В соответствии с ч. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просил суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, а также обязать администрацию городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 01.06.2023 года в месте проведения ярмарки по адресу: Костромская область, г. Чухлома, ул. М. Горького, д. 5 и прилегающем земельном участке площадью 1616+/- 14 кв. метров:

1) отвести в установленном порядке места для торговли и оснастить их информационными табличками с указанием сведений о продавцах;

2) разместить в доступном для обозрения месте информацию о ярмарке, с указанием наименовании организатора, места нахождения, контактного телефона, режима работы.

В судебном заседании помощник прокурора Чухломского района Костромской области Дзугов Р.З. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители административного ответчика – глава городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области Лебедев А.В. и заместитель главы администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области Смирнов И.С. административные исковые требования прокурора признали полном объеме, о чем представили письменное заявление.

Согласно ч.ч.3,5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В силу положений ч.1 ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3 ст. 157 КАС РФ).

Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц.

С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемых обязанностей – до 1.06.2023 года, считая данный срок разумным и достаточным.

Часть 9 статьи 227 КАС РФ предусматривает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина взысканию с администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Чухломского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований законодательства о торговой деятельности.

Обязать администрацию городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 01.06.2023 года в месте проведения ярмарки по адресу: Костромская область, г. Чухлома, ул. М. Горького, д. 5 и прилегающем земельном участке площадью 1616+/- 14 кв. метров:

1) отвести в установленном порядке места для торговли и оснастить их информационными табличками с указанием сведений о продавцах;

2) разместить в доступном для обозрения месте информацию о ярмарке, с указанием наименовании организатора, места нахождения, контактного телефона, режима работы.

Администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области сообщить об исполнении решения суда в Чухломский районный суд и прокурору Чухломского района до 01.07.2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Юхман Л.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.10.2022 года.