ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/2022 от 31.03.2022 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Мотивированное решение

составлено 31.03.2022

УИД 26RS0024-01-2022-000038-02

Дело № 2а-333/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невинномысск 17 марта 2022 г.

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Угроватой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой Г.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Невинномысска Ткаченко Н.А.,

с участием представителя ЗАО «Джипситим» по доверенности ФИО1 посредством видеоконференц-связи с применением технических средств Ленинского районного суда г.Тюмени Тюменской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Невинномысска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Джипситим» о признании информации об организации и рекламе азартных игр, размещенной на интернет-сайте с доменным именем и сетевым адресом: <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации и внести ее в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Невинномысска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в интересах государства и неопределенного круга лиц указав в обоснование, что по обращению ФИО9 проведена проверка на предмет распространения информации запрещенной в Российской Федерации, на которых осуществляется организация азартных игр на интернет-сайте <данные изъяты> на котором организована игра в покер в режиме онлайн.

Указывает, что на интернет-сайте предлагается загрузить программное обеспечение, позволяющее приступить к игре, и зарегистрироваться. При регистрации пользователь указывает свои данные, а также принимает условия соглашения с организатором игр, также содержит общие правила игры, возможность играть па реальные деньги, с перечислением денежных средств на игровой счет игрока для покупки фишек, представлены способы платежей для открытия персонального счета, а также указан способ получения выигрыша.

Таким образом, посредством выхода на интернет-сайт возможно осуществление игорной деятельности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Кроме того, с помощью интернет-сайта распространяется реклама азартной игры в покер, фактически предоставляя гражданам Российской Федерации свободный доступ к участию в азартных играх, что прямо запрещено законодательством Российской Федерации.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», полагает, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к азартным играм в сети Интернет и их рекламе.

В ходе проверки сделаны скриншоты - снимки рабочего стола и отпечатаны на бумаге.

С использованием организованного Роскомнадзором <данные изъяты> непосредственно при проведении проверки было установлено, что вышеуказанный интернет-сайт не блокируется.

Далее с помощью <данные изъяты> и его географическое местоположение в г. Москве.

С помощью сервиса <данные изъяты> (АО «Региональный Сетевой Информационный Центр») регистратора доменных имен и хостинг-провайдеров в России, получены сведения о том, что доменное имя зарегистрировано в Российской Федерации в соответствии с Правилами регистрации доменных имен в доменах. RU и. РФ (утв. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 05.10.2011 № 2011-18/81), на частное лицо, которое установить не представляется возможным. Также указал, что на рассматриваемом сайте имеется информация о продаже дипломов и аттестатов об образовании.

Просил признать информацию об организации и рекламе азартных игр, размещенной на интернет-сайте с доменным именем и сетевым адресом: https://www.gipsyteam.ru (93.188.40.66), запрещенной к распространению в Российской Федерации и внести ее в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Невинномысска Ткаченко Н.А. поддержал заявленные требования, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на доводах, что размещенная на сайте информация является рекламой азартных игр, которая подпадает под законодательный запрет. Ссылаясь на положения п. 2.3 Письма ФАС России от <данные изъяты> определяющей, какая информация не является рекламой, вместе с тем, обращает внимание, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и-услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Приводя в обоснование положения Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», дающей понятие азартной игры и регламентирующей запрет деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, указывает, что ЗАО «Джипситим» не является организатором азартных игр, однако, считает не соответствующими требованиям закона доводы о том, что размещенная на интернет-сайте информация является справочной об оказываемых услугах.

Со ссылкой на положения ч.2 ст. 27 п.п."б" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе, обращает внимание, что интернет-сайт www.gipsyteam.ru/ не зарегистрирован в качестве специализированного средства массовой информации и сетевого издания, которому позволено рекламировать данный вид деятельности.

Обращает внимание, что в футере интернет-сайта имеется раздел «Реклама», в котором описаны рекламные баннеры, которые изготавливают на заказ с указанием их размеров и месте размещения в структуре интернет-сайта.

При этом, вся информация размещенная в баннерах на интернет-сайте только об игровых покеррумах, в связи с этим, считает административный истец, содержит признаки нарушения подпункта б пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе".

В разделе «Покеррумы» размещается информация об условиях регистрации на интернет-сайтах, организующих онлайн-игру в покер.

При этом, переадресация на интернет-сайты, на которых организованы игра в покер не выполняется и ссылка не является активной, если ip-адрес компьютера, используемого пользователем, зарегистрирован за интернет- провайдером Российской Федерации.

Однако при использовании технологии защищенного соединения <данные изъяты> появляется активная ссылка «Зарегистрироваться», которая переадресует на интернет-сайт организатора игры в покер.

То есть при использовании технологии защищенного соединения, VPN-сервисов, пользователь заходит под ip-адресом другой страны, и он не блокируется.

Так, при проверке на домашнем компьютере, как указал старший помощник прокурора, использовалось расширение для браузера «Яндекс», которое позволяет установить защищенное соединение с интернет-сайтом.

В свою очередь владельцы VPN-сервисов должны ограничивать доступ к сайтам из реестра запрещенных. Анонимайзеры должны подключиться к Федеральной государственной информационной системе (ФГИС), содержащей перечень запрещенных интернет-ресурсов, выгружать из ФГИС список запрещенных сайтов и ограничивать к ним доступ на территории России.

При этом, возможность защищенного соединения имеется в антивирусных продуктах, например в бесплатной версии антивируса «Касперского».

Таким образом, интернет-<данные изъяты> на территории Российской Федерации, не соблюдает требования законодательства.

При этом предлагается ввести <данные изъяты> при регистрации в целях получения скидок, акций и т.д.

Поскольку в футере сайта размещены не просто отдельные ссылки на электронные ресурсы без пояснений, а в дополнение к ним размещена поясняющая текстовая информация, рекламирующая данные ресурсы, побуждающая пользователей сайта обратить на них внимание и перейти по гиперссылке, в совокупности данная информация является рекламной. Объектами рекламирования в данном случае являются покеррумы, т.е. интернет-сайты, которые предлагают онлайн-игру в покер.

Кроме того, обратил внимание, что интернет-сайт <данные изъяты> размещен на территории Российской Федерации в дата-центре ООО <данные изъяты> и его собственник обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации.

По мнению административного истца, собственник сайта должен сделать так, чтобы ссылки не были активны для всех пользователей, как зарегистрированных на территории Российской Федерации, так и пользователям с сетевыми адресами иностранных государств, поскольку сайт находится на жестком диске, размещенном физически на территории Российской Федерации.

Представитель административного ответчика ЗАО «Джипситим» по доверенности ФИО1 с административным иском не согласился, поддержал письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований.

Считает, что при имеющемся заключении УФАС по Ставропольскому краю, которому переданы надзорные функции в сфере рекламы, прокурор подменяет функции контролирующего органа, а также не соблюдает досудебный порядок урегулирования спора.

Кроме того, считает, что вопросы соблюдения законодательства о рекламе не являются основанием для внесения в Единый реестр.

Обращает внимание и соглашается с доводами прокурора, что доступ к интернет-сайту ограничивается, если ip-адрес принадлежит РФ, что соответствует нормам действующего издательства. Однако, используя запрещенные в РФ VPN сервисы, имеется возможность доступа к ссылке на регистрацию.

VPN — обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений поверх другой сети, например Интернет.

За счёт использования технологии VPN появляется возможность получить доступ ко всем запрещенным на территории РФ интернет-сайтам, так как данная технология подменяет данные о фактическом местонахождении пользователя, отражая его нахождение на территории любого другого государства.

Интернет-сайт предоставляет возможность регистрации на покерных площадках в иностранных государствах, где это разрешено законом, на территории РФ такие действия ограничены, в связи с чем сомневается в соблюдении законодательства VPN-сервисом, используемым прокуратурой.

Считает, что в ходе проверки сотрудниками прокуратуры г.Невинномысска нарушены положения инструкции по эксплуатации средств вычислительной техники, информационных систем информационных ресурсов органов прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры № 701 от 24.11.2021.

Так, согласно ч. 12.2 данной Инструкции пользователю средства вычислительной запрещается самостоятельно устанавливать и запускать на служебном ПК любое с внешних машинных носителей информации или загруженное из сети «Интернет», самовольно изменять сетевые настройки, устанавливать настройки основных параметров ОС и прикладного ПО, использовать и хранить программы, предназначенные для осуществления несанкционированного доступа, совершать действия, способные нанести информационной безопасности органов прокуратуры РФ, производить иные действия, ограничения на которые предусмотрены нормативными правовыми актами РФ, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ.

В связи с изложенным, а также учитывая уведомление Роскомнадзора от 29.12.2021 об исключении записи <данные изъяты> Единого реестра Интернет-сайта, вынесенным после подписания прокурором административного искового заявления 22.12.2021, просил в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.

Не согласился с доводами административного истца, что сайт должен быть заблокирован для иностранных пользователей, поскольку таких ограничений закон не содержит. Настаивал на том, что ЗАО «Джипситим» соблюдается законодательство Российской Федерации, что подтверждается постоянным взаимодействием с Роскомнадзором.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор России) в лице Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Руководитель управления ФИО2 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ранее направлено заключение Ставропольского УФАС России, в котором указано, что Управление обладает полномочиями по квалификации информации в качестве рекламной.

Согласно тексту административного искового заявления (<данные изъяты>) прокурора города Невинномысска следует, что в прокуратуре города Невинномысска проведена проверка по обращению ФИО3 на предмет распространения запрещенной в Российской Федерации информации осуществлении организации азартных игр на интернет <данные изъяты> на котором организована игра в покер в режиме онлайн.

В качестве подтверждения обстоятельств, изложенных в обращении, Заявитель приложил 6 скриншотов, свидетельствующих, по его мнению, о следующих обстоятельствах:

Таким образом с целью исполнения Определения Невинномысского городского суда по судебному делу №2а-333/2022 от 21.01.2022 Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю проанализировало на предмет наличия в спорной информации признаков рекламы именно 6 скриншотов приложенных Заявителем к своему заявлению.

Все указанные скриншоты являются распечаткой интернет - страниц <данные изъяты>

Таким образом, вся спорная информация размещена на сайте оказывающего данные услуги, все указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте услуг, правилах пользования также непосредственно о лице, оказывающем услуги и т.п.

Исходя из правовой позиции ФАС России, изложенной в информационном письме ФАС России от 25 сентября 2019 г. <данные изъяты> следует, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются. Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются. Учитывая изложенное, информация, распространенная на сайте с доменным именем и сетевым адресом: <данные изъяты> не является рекламой.

Таким образом, указанная в Определении Невинномысского городского суда по делу №2а-333/2022 от 21.01.2022 спорная информация не подпадает под действие Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе».

В дополнительно направленном в суд отзыве на возражения прокурора указано, что согласно смыслу письменных пояснений прокуратуры г, Невинномысска следует, что информация, размещенная на интернет - <данные изъяты> не зарегистрированного в качестве специализированного средства массовой информации и сетевого издания, нарушает требования подпункта "б" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе". По мнению прокуратуры г. Невинномысска, данная правовая позиция подтверждается позицией ФАС России, выраженной в пункте 3 информационного письма ФАС России от 25 сентября 2019 г. <данные изъяты>

Данный довод УФАС считает несостоятельным по следующим: основаниям.

В пункте 3 информационного письма ФАС России от 25 сентября 2019 г. <данные изъяты> речь идет именно о рекламе основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и/или средств индивидуализации организаторов азартных игр. В рассматриваемом же случае, вся спорная информация размещена на сайте лица, оказывающего данные услуги, все указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте услуг, правилах пользования или приобретения данных услуг, а также непосредственно о лице, оказывающем услуги и т.п.

Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в пункте 2.3 информационного письма ФАС России <данные изъяты>, следует, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются. Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая изложенное, информация, распространенная на сайте с доменным именем и сетевым адресом<данные изъяты> не является рекламой.

Относительно довода административного истца о том, что в футере интернет <данные изъяты> имеется раздел «Реклама», в котором описаны рекламные баннеры, которые изготавливаются на заказ, при этом, вея информация, размещенная в указанных баннерах, только об игровых покеррумах, указали следующее.

В соответствии с представленными доказательствами прокуратуры г. Невинномысска (принтскрин от 09.02.2022г. 20:57), следует, что в содержании данного принтскрина присутствует только информация о возможности изготовления и размещения рекламы на сайте <данные изъяты> Между тем, информация о третьих лицах, а также о размещении информации, рекламного характера отсутствует. Следовательно, сделать выводы о наличии признаков нарушения подпункта "б" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе” не представляется возможным.

Учитывая изложенное, информация, распространенная на сайте с доменным именем и сетевым адресом: <данные изъяты>, не является рекламой.

Таким образом, указанная в Определении Невинномысского городского суда по судебному делу <данные изъяты> спорная информация не подпадает под действие Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе».

Представитель заинтересованного лица – Федеральной налоговой службы в суд не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, учитывая наличие доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150 КАС РФ.

Выслушав старшего помощника прокурора г.Невинномысска Ткаченко Н.А., представителя ЗАО «Джипситим», изучив материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке и приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу ч.1 ст.10 указанного Федерального закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В судебном заседании установлено, прокуратурой г.Невинномысска проведена проверка на предмет распространения информации в нарушение положений Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», на интернет-сайте по адресу <данные изъяты>

Полагая что владельцем информационного ресурса нарушено приведенное законодательство, в частности, на сайте имеется возможность принятия участия в азартной игре, а также размещена информация азартных игр в нарушение Закона о рекламе, прокурор г.Невинномысска обратился в суд.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Таким образом, если проведение турниров по покеру основано на соответствующем соглашении о выигрыше, указанная деятельность признается азартной игрой и, следовательно, может осуществляться исключительно в игорных зонах. (Письмо Минфина России от 21.10.2020 N 03-05-04-05/9158).

В ходе проверки сделаны скриншоты - снимки рабочего стола и отпечатаны на бумаге. С использованием организованного Роскомнадзором сайта <данные изъяты> непосредственно при проведении проверки было установлено, что вышеуказанный интернет-сайт не блокируется.

Далее с помощью интернет-<данные изъяты>/ определены <данные изъяты> географическое местоположение в г. Москве.

С помощью <данные изъяты> «Региональный Сетевой Информационный Центр») регистратора доменных имен и хостинг-провайдеров в России, получены сведения о том, что доменное имя зарегистрировано в Российской Федерации в соответствии с Правилами регистрации доменных имен в доменах. RU и. РФ (утв. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 05.10.2011 № 2011-18/81), на частное лицо, которое установить не представляется возможным.

Администратором сайта является административный ответчик.

Частью 6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст.9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с ч.1 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет», а в силу ч.2 ст.15.1 указанного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан определяются Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 244-ФЗ.

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением азартных игр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1011, ФНС России осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр.

Разделом совместного Приказа Роскомнадзора, МВД России, Роспотребнадзора, ФНС России от 18.05.2017 <данные изъяты>Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" установлены критерии оценки информации, нарушающей требования Федерального закона N 244-ФЗ и Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи, необходимые для принятия решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Единый реестр.

Согласно п. 4.1 указанного Приказа, к информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, <данные изъяты> о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, относится размещенная в сети "Интернет" информация, отвечающая одному или нескольким из следующих критериев:

4.1.1. Наличие фото-, видео-, аудио- и (или) текстовой, графической информации о предложении принять участие в азартной игре, в лотерее, способствующей привлечению внимания потенциального участника на странице сайта в сети "Интернет", где имеется возможность принять участие в азартной игре, в лотерее, сделать ставку, получить выигрыш;

4.1.2. Наличие фото-, видео-, аудио- и (или) текстовой, графической информации, дающей представление об азартной игре, лотерее, об условиях участия в азартной игре, в лотерее, включая правила проведения азартных игр и условий участия в лотереях, о возможных результатах выигрыша, об описании способов передачи (перевода) денежных средств для участия в азартной игре, в лотерее, о способах получения выигрыша на рассматриваемой странице сайта в сети "Интернет", где имеется возможность принять участие в азартной игре, в лотерее, сделать ставку, получить выигрыш;

4.1.3. Наличие демонстрации участия в азартной игре, в лотерее, описывающей процесс и последовательность выполнения действий в азартной игре, в лотерее с использованием фото-, видео-, аудиосредств изображений на странице сайта в сети "Интернет", где имеется возможность принятьучастие в азартной игре, в лотерее, сделать ставку, получить выигрыш;

4.1.4. Наличие возможности на странице сайта в сети "Интернет" принять участие в азартной игре, в лотерее;

4.1.5. Наличие возможности на странице сайта в сети "Интернет" осуществить передачу (перевод) денежных средств, в том числе электронных денежных средств с использованием электронных средств платежа для участия в азартной игре, в лотерее, а также возможности получить (предоставить) выигрыш;

4.1.6. Наличие на странице сайта в сети "Интернет" объявления, указания о возможности принять участие в азартной игре, в лотерее с использованием иных доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет";

4.1.7. Наличие на странице сайта в сети "Интернет" информации и (или) программ для электронных вычислительных машин, позволяющих получить доступ к сайту в сети "Интернет", странице сайта в сети "Интернет", на которых размещена запрещенная информация, соответствующая критериям, указанным в пунктах 4.1.1 - 4.1.6 настоящих Критериев, включенным в Единый реестр;

4.1.8. Наличие на сайте в сети "Интернет" или странице сайта в сети "Интернет" возможности загрузки программ для электронных вычислительных машин, которые позволяют принять участие в азартной игре или лотерее.

Так, на сайте имеется информация о регистрации и приложениях для загрузки программ в целях игры, месте и времени проведения игр, возможности получения выигрыша с использованием платежных систем.

Однако, при попытке зайти в игровой рум появляется сообщение следующего содержания: «Доступ в этот рум запрещен в вашем регионе решением Роскомнадзора. Ваш IP адрес (указан адрес) находится на территории Российской Федерации, поэтому вам ограничен доступ к этой странице на основании Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"».

Также указано на то, что у игроков из России бывают проблемы с доступом в игровые румы, в связи с чем даётся ссылка на службу поддержки GipsyTeam, где указаны способы связи в целях получения информации.

При выяснении данной информации, представитель административного ответчика пояснил, что служба поддержки разъясняет посетителям об установленных в Российской Федерации ограничениях, доступ посетителям, имеющим сетевой адрес в Российской Федерации, не предоставляется.

Доводы административного ответчика подтвердил и прокурор г.Невинномысска, что при входе на сайт https://www.gipsyteam.ru с сетевого адреса, зарегистрированного в Российской Федерации, дальнейшие действия блокируются.

Старший помощник прокурора г.Невинномысска в судебном заседании подробно разъяснил и привел в обоснование видео с домашнего компьютера, на котором он, используя VPN технологии, зашёл на сайт и при этом ссылки по регистрации стали активными.

В своём выступлении старший помощник прокурора г.Невинномысска не пояснил правовые основания и не предоставил разрешение для проведения служебной проверки с использованием домашнего компьютера.

В своих пояснениях представитель административного истца подтвердил, что при использовании VPN-сервисов подменятся сетевой адрес, зарегистрированный в Российской Федерации, на сетевой адрес, зарегистрированный в иностранном государстве, в связи с чем принимающий сайт не распознает пользователя как пользователя с зарегистрированным с сетевым адресом на территории Российской Федерации, а принимает его за пользователя из другого иностранного государства, в связи с чем и предоставляется доступ.

Также представитель административного истца настаивал на том, что физическое расположение IP-адреса в Российской Федерации не позволяет предоставлять доступ иностранным пользователям к регистрации на сайте, полагая, что физическое местоположение IP-адреса в Российской Федерации означает, что при допуске для регистрации на сайт иностранных пользователей (с сетевыми адресами иных государств) владелец сайта таким образом осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи на территории Российской Федерации.

Судом в целях получения специальных познаний в области компьютерных технологий, особенностей использования VPN-сервисов, предложено представить заключение специалиста в данной области и по обстоятельствам распространения информации на территории Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети с сайта, зарегистрированного в РФ. Однако, старший помощник прокурора г.Невинномысска в судебном заседании от предоставления данного доказательства отказался.

Поскольку обстоятельства использования VPN-сервисов (с подменой сетевого адреса) не опровергнуты другой стороной, суд исходит из тех оснований, на которых настаивает административный истец.

Учитывая вышеизложенное, возражения административного ответчика, суд не соглашается с доводами административного истца, что физическое местоположение IP-адреса в Российской Федерации влечёт признание информации, предоставляемой иностранным пользователям (IP-адреса которых не зарегистрированы в Российской Федерации) как распространяемой на территории Российской Федерации.

Представитель административного истца как в письменных возражениях, так и устно в судебном заседании, основывал свои доводы на том, что он получил доступ к активной ссылке регистрации на сайте в целях принятия участия азартной игре, используя только VPN-сервис, но при входе с сетевого адреса, зарегистрированного в Российской Федерации, такой возможности сайт ему не предоставлял, все ссылки не были активными, то есть возможно только просмотреть информацию.

Согласно п.3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи запрещена, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в соответствии со статьей 14.2 настоящего Федерального закона.

Для целей настоящей части местом осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:(в ред. Федерального законаот 02.07.2021 N 355-ФЗ)

1)место жительства участника азартной игры расположено на территории Российской Федерации;(в ред. Федерального законаот 02.07.2021 N 355-ФЗ)

2)место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый участником азартной игры для оплаты ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, или оператора электронных денежных средств, через которого участником азартной игры осуществляется оплата ставок, интерактивных ставок и иных платежей в пользу организатора азартной игры, расположено на территории Российской Федерации;(в ред. Федерального законаот 02.07.2021 N 355-ФЗ)

3)сетевой адрес участника азартной игры, используемый при оплате ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, зарегистрирован в Российской Федерации;(в ред. Федерального законаот 02.07.2021 N 355-ФЗ)

4)международный код страны абонентского номера, используемого участником азартной игры для оплаты ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, присвоен Российской Федерации.(в ред. Федерального законаот 02.07.2021 N 355-ФЗ).

Таким образом, возможно установить, что при использовании VPN-сервисов участник не подпадает под действие п.п.3 п.3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.

Также суд считает необоснованными доводы прокурора о том, что факт доступа на сайт с активными ссылками регистрации с использованием VPN-сервисов свидетельствует о нарушениях, допускаемых администратором сайта <данные изъяты>, поскольку согласно п1.ст.15.8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", владельцам информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов (сайт в сети "Интернет" и (или) страница сайта в сети "Интернет", информационная система, программа для электронных вычислительных машин), посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее также - владелец программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен), запрещается предоставлять возможность использования на территории Российской Федерации принадлежащих им информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов для получения доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Доступ к сайту <данные изъяты> для владельцев сетевых ресурсов, зарегистрированных в Российской Федерации, с целью участия в деятельности по организации и проведению азартных игр ограничен, в целом данный сайт в Единый реестр, предусмотренный ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, не внесен, доступ к нему не запрещен, в связи с чем оснований для ограничения доступа к сайту всем пользователям не обоснованно.

Поскольку иные доказательства, что административный ответчик на территории Российской Федерацииосуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе, наличие участников азартных игр, подпадающих под действие п.3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, не предоставлены, суд в данной части административного иска отказывает.

Разрешая доводы административного истца о нарушении Закона о рекламе, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п.1,2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О рекламе":

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с ч.2.2 ст. 27 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О рекламе" реклама основанных на риске игр, пари допускается

б) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет"):

на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;

на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

В соответствии с ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса. Сведений о привлечении к административной ответственности ЗАО «Джипситим» не имеется.

В соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации" профессиональная сторона считается направляющей свою деятельность на территорию страны места жительства потребителя, в частности, в том случае, когда она поддерживает в сети "Интернет" сайт, содержание которого свидетельствует о его ориентации на потребителей из соответствующей страны. Сайт в сети "Интернет" может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети "Интернет").

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что при применении нормы пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.

Судом к участию в деле привлечено УФАС по Ставропольскому краю, которое в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», как Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет в пределах своей компетенции государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы):

предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях;

применяет меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Ставропольское УФАС России обладает полномочиями по квалификации информации в качестве рекламной.

Как следует из заключения УФАС по Ставропольскому краю, признаков незаконной рекламы на сайте не выявлено.

Доводы административного истца о том, что на сайте выявлены признаки рекламы, запрещенной к распространению в Российской Федерации в сети Интернет, никакими доказательствами, кроме собственных выводов, не подкреплены.

Судом предлагалось, в целях опровержения компетентного мнения контролирующего органа, проведение по делу экспертизы, однако, таких ходатайств административным истцом не заявлено.

Доводы административного иска о выявлении на рассматриваемом сайте информации о продаже дипломов и аттестатов об образовании в судебном заседании своего подтверждения не нашли, в данной части административный иск не уточнялся.

Поскольку на рассматриваемом <данные изъяты> информация о продаже дипломов и аттестатов об образовании не выявлена, данные доводы суд считает необоснованными.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора г.Невинномысска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации об организации и рекламе азартных игр, размещенной на интернет-сайте с доменным именем и сетевым <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации и внесении её в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд Ставропольского края со дня изготовления в мотивированной форме, то есть с 31 марта 2022г.

Судья Угроватая И.Н.